95 лет в боевом строю российского флота

КАНУН ЮБИЛЕЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ МЕДВЕДЕВ НАГРАДИЛ ГРАМОТОЙ КРЕЙСЕР КОРОЛЕВСКОГО ВМФ ВЕЛИКОБРИТАНИИ «БЕЛФАСТ».
СРАЗУ НЕСКОЛЬКО РОССИЙСКИХ ФИРМ ИЗЪЯВИЛИ ЖЕЛАНИЕ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ СТОЯЩИЙ НА ПРИКОЛЕ АНГЛИЙСКИЙ КОРАБЛЬ-МУЗЕЙ.

В предпраздничной суете остался незамеченным другой участник Великой Отечественной — легендарный морской спасатель «КОММУНА»…

 

Избороздив моря и океаны, пережив потрясения революций и войн, перестроек и раздела флотов Флагман императорского флота упорно не желает расстаться с морем. Корабль, построенный по указу Николая Второго, и сейчас в составе ВМФ России.
Почти век на службе Отечеству и …без наград.

До столь почтенного возраста корабли доживают крайне редко. Даже не воюя. Коррозия и море неумолимо делают свое дело. Плавучий раритет и сегодня пребывает в полном здравии и в этом нетрудно убедиться. Однако пустить российского журналиста на «Коммуну» в пресс-службе Черноморского флота наотрез отказались. Ссылались на требования грозных приказов и секретных инструкции, режимность обьекта.
-Да и к чему шумиха вокруг старенького суденышка? -бросил в сердцах капитан 1 ранга А.Крылов. Доводы о том, что корабль старожил и вот-вот будет занесен в книгу рекордов Гиннесса, окончательно разгневали чиновника в погонах.
Желание увидеть военный раритет царской постройки своими глазами возобладало и я отправился в Стрелецкую бухту — место совместного базирования российских и украинских кораблей. Над КПП развевался желто-голубой флаг. Приветливо взяв под козырек, украинские контрактники и распахнули передо мной «калитку».

Наша справка: первый отечественный спасатель — двухкорпусное судно-катамаран «ВОЛХОВ»(первоначальное название) был спущен не воду на Путиловской верфи в Санкт-Петербурге в ноябре 1913г.
-полное водоизмещение -3100т.
-длина-96м ширина-18,3м осадка-4,5м
-подьемная сила -1000т
-дальность плавания — 4000 морских миль(32т топлива)
-скорость хода -10 узлов
-штатная численность экипажа: 11 офицеров, 60 матросов,24 водолаза

По тем временам «ВОЛХОВ» считался самым совершенным судоподьемным средством в мире(!). Необходимость строительства такого корабля была обусловлена высокой аварийностью и малой надежностью первых подводных лодок. Наш уникальный катамаран строился с запасом на перспективу. Самые крупные подводные лодки времен Первой мировой не превышали водоизмещение в 600 тонн, а «Волхов» обладал грузоподьемность 1000 тонн. Глубина погружения ПЛ того времени ограничивалась 30 метрами,а наш судоподьемник мог работать на глубинах до ста метров. Заслуживает уважения уникальный по длительности срок службы катамарана. Изготовленый из особо ковкой вязкой Путиловской стали корпус и по сей день почти идеален.(Металлические конструкции современных кораблей ржавеют и превращаются в труху в течении 30лет). Клепаный корпус без всяких покрытий по прошествии почти ста лет остался таким же как при спуске на воду.

Свое крещение «Волхов» принимает участвуя в Первой Мировой. Летом 1917г. судно впервые использовалось по назначению, обеспечив подьем затонувшей подлодки АГ-15. Осенью того же года со дна была поднята субмарина «Единорог». Революционные события и Гражданская война не обошли спасатель стороной. В составе дивизии подводных лодок он участвует в боевых действиях на Балтике.В честь образования Союза ССР 31 декабря 1922 г «Волхов» переименовали, присвоив ему модное тогда имя «Коммуна». Коммунары не оставались без дела, продолжая поднимать со дна субмарины, тушить пожары, выполнять аварийный ремонт кораблей находящихся в море. Только в 1928 г спасателям удалось извлечь буксир КП-7, торпедный катер, подлодку «Большевик», погранкатер,самолет…

Тогда же из морских глубин удалось вызволить английскую субмарину L-55. К cожалению, спасти моряков в тот раз не удалось.Тела британских подводников были переданы на родину. Ее Величество Королева Великобритании выразила российским спасателям благодарность. Английская подлодка подсказала отечественным разработчикам ряд конструкторских решений, отдельные узлы ее были попросту заимствованы. Великая Отечественная застала корабль в блокадном Ленинграде. Под непрерывным артобстрелом и налетами вражеской авиации были найдены и вызволены из морских глубин ПЛ Щ-411, буксиры «Аустра», «Иваново», плавбаза «Правда», несколько шхун и самолетов. Подводная лодка под командованием Александра Маринеско после досрочно выполненного «Коммуной» ремонта в первом же бою отправила на дно немецкий транспорт «Хелене». На Ладожской Дороге жизни водолазы из-под воды извлекли 31 автомобиль, 4 танка, два трактора, сотни неразорвавшихся снарядов. Только за один 1944 год удалось поднять 14 затонувших обьектов, плюс — оказана помощь в море 34 аварийным судам.

Свои пробоины от немецких снарядов коммунары латали на ходу, собственноручно. Подсчитано, что за свою долгую службу «Волхов»-«Коммуна» пришел на помощь более чем ста подводным лодкам и надводным кораблям! Говорить об аварийности на флоте тогда было не принято. Окутанная завесой секретности работа спасателей-водолазов держалась в строжайшей тайне. Не баловало государство эту категорию военных и наградами. Подтверждение тому уникальный корабль-труженник «Коммуна», так и не заслуживший за свою жизнь ни одной государственной награды.

В конце 60-х жизнь «Коммуны» круто изменилась. На флоте впервые заговорили о совершенно новом направлении спасательных работ — глубоководных обитаемых подводных аппаратах, предназначенных для спасения экипажей субмарин. Подъем современных подлодок ветерану был уже не под силу, а роль носителя спасательного аппарата «Коммуне» подходила как нельзя лучше. После перехода на ЧФ в 1967 г и модернизации у катамарана началась новая жизнь.(Кстати,на модернизацию и сооружение вокруг него лесов ушло около 500 кубометров пиломатериалов. Горожане шутят: половина дач вокруг Севастополя выстроена из списаных «коммуновских» досок).

Спустившись с палубы «Коммуны», глубоководный аппарат «Поиск-2» в 1975 г. достиг рекордной глубины 2026 метров. Без наград осталась лишь «Коммуна», говоря точнее ей досталась памятная доска. С распадом Союза на ЧФ начался затяжной этап неопределенности. Военный экипаж был расформирован, гражданское ведомство содержать «долгожителя» отказалось. Пришлось пережить нелегкие времена массового списания и разграбления кораблей.
-Тогда с корабля не вынесли разве что командирский сейф и царский подарок — рояль — да и то по причине, что те не проходили в дверь! -с горестной улыбкой вспоминает капитан Анатолий Ишинов. -В канун раздела Черноморского флота 8 апреля 1992 г., корабли бригады аварийно-спасательных судов первыми в ВМФ гордо подняли Андреевские флаги и вышли в открытое море, тем самым единоодушно выразив свою принадлежность России. Над «Коммуной» этот флаг взвился второй раз!

На флоте грядет очередное списание кораблей. Как говорят моряки, «будут пущены на иголки» большие противолодочные корабли первого ранга «Керчь» и «Очаков», госпитальное судно «Енисей», морской транспорт и кабелеукладчик, подлодка «Святой князь Георгий»… А ведь многим из них нет и сорока и замены им пока не предвидится. На ЧФ останется единственный корабль первого ранга — «Москва». Нет никакой уверенности, что следующим в печальном списке ненужных окажется и уникальное судно «Коммуна», которому в июле исполнится 95!

К сожалению, за сто лет в отечественном судостроении ничего подобного создать так и не смогли. Корабли как и люди:у каждого своя судьба, своя биография, свой срок жизни. Судьба уготовила «Коммуне» долгую жизнь. А сколько фильмов снято на ее борту! (Последний «Севастопольские рассказы»). Упоминания о судах-долгожителях у Гиннесса пока не значатся, но заявка на рекорд оформлена должным образом. Сегодня многочисленным туристам в Севастополе экскурсоводы скромно показывают последнюю подлодку и ….здание штаба флота.

К всеобщему стыду, в городе морской славы нет ни одного корабля-музея! Под нож идет все, что продается за деньги. Совсем недавно на глазах городка морской пехоты охотники за металлом танками разорвали в клочья корабль на воздушной подушке. Какую память о себе оставит нынешний флот потомкам? Желающих подремонтировать нашего ветерана так и не нашлось. Да что там ремонт? Спасатели сбились с ног, пытаясь раздобыть правдами-неправдами 800 кг краски так необходимой для приведения корабля в надлежащий вид! Как-никак 95, — возраст обязывает выглядеть достойно!

Отгремел юбилей Великой Победы. Еще и еще раз мы отдали должное тем, кто внес посильный вклад в ее достижение. Заслуженно вознесено на пьедестал оружие победы: танки, пушки, «Катюши», самолеты… Верой и правдой служащий Отечеству спасатель «Коммуна» отметил юбилей Победы в море, в строю кораблей постоянной боевой готовности. Это единственный участник войны так и не заслуживший награды! В наградном списке корабля-долгожителя по-прежнему скромно значится благодарность Ее Величества Королевы Великобритании.

Геннадий Дианов,
капитан 2 ранга запаса.
Город-Герой Севастополь.
Фото автора

 

Комментарий НА "95 лет в боевом строю российского флота"

Оставить комментарий