К осени 1918 года Германия полностью исчерпала возможности сопротивления. Западный фронт начал трещать по швам, все союзники Германии по Первой мировой войне вышли из войны, в самой Германии поднималась революционная волна.
По условиям завершившего Первую мировую войну Компьенского перемирия, заключённого 11 ноября 1918 года между Германией и странами Антанты, немецкий Флот открытого моря подлежал интернированию. Среди статей документа были следующие:
XXII. Сдача союзникам и США всех существующих подводных лодок (включая подводные крейсеры и заградители) с полным вооружением и снаряжением в портах, указанных союзниками и США.
XXШ. Германские надводные военные корабли, указанные союзниками и США, будут разоружены, а затем интернированы в нейтральных портах, а в случае, если таких подходящих портов не окажется, то в союзных тех, указанных союзниками и США; они будут находиться в этих портах под наблюдением союзников и США, причем на кораблях останутся лишь команды, необходимые для несения караульной службы.
Интернированию подлежат:
6 линейных крейсеров,
10 линейных кораблей,
8 легких крейсеров, включая 2 заградителя,
50 наиболее современных эскадренных миноносцев.
Все остальные надводные военные корабли (включая речные) должны сосредоточиться в германских базах по указанию союзников и США, окончить кампанию, полностью разоружиться и поступить под наблюдение союзников и США. Все вспомогательные военные корабли разоружаются.
XXVI. Существующие условия блокад, установленные союзниками и объединившимися державами, остаются в силе, и все обнаруженные в море германские суда по-прежнему подлежат захвату.
XXIX. Все порты Черного моря эвакуируются Германией; все русские военные корабли, захваченные Германией в Черном море, передаются союзникам и США…
XXXI. Запрещается уничтожение кораблей или материалов до эвакуации, сдачи или возвращения.
Все корабли были отконвоированы на главную базу британского флота — в бухту Скапа-Флоу, где и содержались более полугода, ожидая, пока победители решат их судьбу. На судах были оставлены немецкие экипажи, командующим был назначен немецкий контр-адмирал Людвиг фон Ройтер. В преддверии окончания срока перемирия и подписания Версальского договора фон Рейтер не без оснований опасался передачи германского флота союзникам. Чтобы не допустить этого, немецкие моряки решили затопить свои корабли. 21 июня 1919 года взоры всех моряков были устремлены на фок-мачту линкора «Фридрих Великий» («Фридрих дер Гроссе») — флагмана вице-адмирала Рейтера. В 10 часов 30 минут фон Ройтер подал заранее условленный сигнал. Экипажи подняли на кораблях германские военно-морские флаги и открыли кингстоны, заклинив их. Корабль, 21 июня 1919 года в 10 часов 30 минут фон Ройтер подал заранее условленный сигнал. Экипажи подняли на кораблях германские военно-морские флаги и открыли кингстоны, заклинив их «Фридрих Великий» уже начал крениться на левый борт. Вслед за ним стали валиться на борт, раскачиваться и задирать кормы и носы остальные немецкие корабли. Между гибнувшими кораблями метались английские сторожевые суда, они пытались орудийным и пулеметным огнем заставить немецкие команды закрыть кингстоны. Но немецкие моряки прыгали с палуб в воду, в спасательные шлюпки и катера, а тем временем в нижних отсеках кораблей механики и машинисты ударами кувалд загибали штоки клапанов, чтобы их нельзя было закрыть, выбрасывали за борт рукоятки и маховики кингстонов. К пяти часам вечера все было кончено: семьдесят четыре германских корабля лежали на дне бухты. В связи с этим английский адмирал Уэмисс заметил: «Я смотрю на затопление, как на подлинный дар небес. Он снял болезненный вопрос о разделе германских кораблей. Полагаю, что сначала будет много воплей, но когда станут известны факты, всякий подумает, вроде меня: «Слава Богу». Морская история не знала случая, чтобы на таком сравнительно небольшом участке моря было сразу затоплено столько боевых кораблей. Этот своего рода рекорд продержался до 1944 года, когда американцы потопили в лагуне Трук на Тихом океане 51 японский корабль.
Англичане и Французы были разозлены тем, что немецкий флот затонул. Поскольку Фон Рейтер и его подчиненные нарушили условия перемирия, они были объявлены военнопленными. После возвращения из плена контр-адмирал Фон Ройтер был встречен на родине как герой защитивший честь ВМС Германии.
Такая же история могла случиться и с нашими кораблями Балтийского флота еще раньше, чем германскими. Основные силы наших кораблей перед Первой мировой войной были сосредоточены в Балтийском и Черном море. На первом этапе войны русский флот в Балтийском море получил чисто оборонительную задачу защиты Рижского и Ботнического заливов от вторжения противника.
Когда 5 марта 1918 года германцы высадили десант, начав продвижение в глубь страны с северной стороны. Положение
Балтийского флота стало ухудшаться. Еще 29 января 1918 года Совет народных комиссаров издал декрет о роспуске царского флота и организации флота социалистического. Следствием ленинского решения стало массовое увольнение с кораблей кадровых офицеров, как силы заведомо контрреволюционной. Необходимо сказать, что после увольнения почти всех офицеров, Балтийский флот остался без командующего и кораблями руководил коллегиальный орган — Центробалт. Приняв командование над кораблями, стоящими в Гельсингфорсе, новый командующий капитан I ранга Алексей Михайлович Щастный оказывается в сложнейшей ситуации. Белофинны и немцы, заканчивая уничтожение финской Красной гвардии, приближались к местам стоянки кораблей. И вот командующий германской эскадрой предъявил ультимативное требование, чтобы весь русский флот, стоявший в Гельсингфорсе (Хельсинки) был передан немцам до 31 марта. В то же самое время представители Антанты требуют не допустить захвата кораблей немцами. Свой интерес — уничтожение русского флота — «союзники» маскируют под простую заботу о том, чтобы противник Антанты не получил усиления. Как писал офицер флота Г. К. Граф «Морской агент кэптен Кроми несколько раз ездил в Гельсингфорс, чтобы добиться от капитана первого ранга А. М. Щастного потопления флота». По плану «союзников» Ленину предстояло потопить русский флот. Между тем Ленин и Троцкий ищут вариант удовлетворяющий требованиям как «союзного» так и германского командований, а не решение, которое позволит спасти флот для России! Более того Троцкий выдвинул идею подкупить моряков путем открытия им банковских счетов. По этому поводу он писал: «Я поручил сообщить Щастному по прямому проводу, что на имя моряков-ударников правительство вносит определенную сумму».
Но не суждено было сбыться планам английской разведки. Командующий принял решение перевести флот в Кронштадт. 12 марта 1918 года из Гельсингфорса в сопровождении ледоколов выходит первый отряд кораблей. Рейд, получивший название Ледового перехода, проходил в крайне тяжелых условиях, и не только из-за мощности льда и торосов. Спасению флота мешала неукомплектованность кораблей офицерами и даже матросами. Сложилась ситуация, когда судами было просто некому управлять. Движению наших кораблей тщетно пыталась помешать своим огнем финская батарея на острове Лавенсаари. Через 5 дней, 17 марта 1918 года русские корабли благополучно прибыли в Кронштадт. Вслед за ними отправилась вторая группа судов. А последние корабли Балтийского флота ушли из Гельсингфорса в 9 часов утра 12 апреля, за три часа до прихода туда немецкой эскадры. Ледовый переход, считавшийся невозможным, был осуществлен. Таким образом, всего из 350 боевых судов Балтийского флота было спасено 236 кораблей, а также «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут» все четыре линейных корабля.
Спаситель кораблей, командующий балтийским флотом А.М. Щастный был арестован 27 мая 1918 г. в кабинете Л. Троцкого сразу после бурного объяснения между Щастным и Троцким. Революционный трибунал при ВЦИК приговорил его к расстрелу, обвинив в совершении контрреволюционного преступления. Приговор поддержали Ленин и Свердлов.
Литература:
- Об организации странами Антанты русской революции подробно читайте: Стариков 11. 1917. Разгадка «русской» революции. М.: Яуза. 2008.
- Шацилло В. Первая мировая война 1914–1918. Факты и документы. М.: Олма-Пресс, 2003. Граф Г. К. На «Новике».
- Балтийский флот в войну и революцию. СПб: Гангут, 1997.
- Бонч-Бруевич М.Д. Вся власть Советам! М.: Воениздат, 1958.
Габриэль Цобехия
Комментарий НА "Самоубийство Флота"