Генерал был подавлен но не сломлен

12 октября 2017 года исполнилось 160 лет со дня рождения генерал-лейтенанта Романа Исидоровича Кондратенко героя Порт-Артура. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. ярко высветила незаурядный военный талант и высочайшие человеческие качества генерала.

Генерал-лейтенант Роман Исидорович Кондратенко

Генерал-лейтенант Роман Исидорович Кондратенко

Роман Исидорович родился 12 октября 1857 года в семье бедного дворянина, отставного майора, жившего в Тифлисе. Семья существовала на небольшую пенсию отца, и все дети, а их было десять, с раннего возраста приучались к труду. Роман с шести лет начал разносить по базару и улицам города холодную воду для питья, заработанные копейки нес домой. Благодаря помощи старшего брата, перебравшегося в Петербург, он был определен на учебу в Полоцкую военную гимназию на казенный счет. Закончив ее в 1874 г. в числе лучших выпускников, стал юнкером Николаевского инженерного училища в Петербурге, располагавшегося, как и Инженерная академия, в бывшем дворце Павла I.
По окончанию училища Кондратенко получил чин подпоручика и был назначен в 1-й Саперный батальон, который расквартировался в родном ему Тифлисе. В это время шла русско-турецкая война 1877 – 1878 гг., но молодой офицер, несмотря на его горячее желание участвовать в ней, не получил на это разрешения. Подпоручик Кондратенко обучал подчиненных саперному делу. Стремление к новому в военно-инженерном искусстве, особенно в связи с событиями войны (долгая осада города-крепости Плевны, штурм укреплений Карса), побудило офицера Кондратенко к поступлению в Инженерную академию. В 1879 году блестяще сдав экзамены, он вернулся в стены бывшего Павловского дворца, где с новым рвением продолжил учебу.
После окончания академии (по первому разряду), штабс-капитан Кондратенко Р,И. был направлен на службу в Батум, в распоряжение начальника Чорохской военной дистанции. Здесь он в течение нескольких лет разрабатывал проект строительства крепости в Батуме взамен имевшихся там береговых батарей. Создание укреплений, укрытий, мастерских, кладовых, пороховых погребов придумано им до мельчайших деталей, и этот опыт пригодится ему через 20 лет, в Порт-Артуре. В 1884 году он был награжден орденом святого Станислава 3-й степени и произведен в капитаны. Необходимо подчеркнуть, что будучи порядочным человеком в Батуме капитан Кондратенко столкнулся с махинациями подрядчиков, с одним из которых он даже судился. Как это иногда бывает старшие начальники, не желая вникать в суть конфликта, были рады отпустить беспокойного офицера для поступления в Академию генерального штаба. После окончания академии в 1855 году по первому разряду, он был зачислен в штат офицеров генерального штаба. В 1886 – 1894 гг. Кондратенко Р,И. проходил службу в штабе Виленского военного округа на различных должностях, получил несколько наград, чины подполковника и полковника. В 1895 году он был назначен на должность начальника штаба войск Уральского военного округа, но вследствие тяготения к строевой службе вскоре принял под свою команду 20-й стрелковый полк, размешавшийся в городе Сувалки. Этот период нелегкой войсковой жизни помог полковнику Кондратенко в становлении его как военного руководителя, и ежедневная кропотливая работа с подчиненными, дававшая свои плоды, приносила ему удовлетворение.
Следует сказать, что российские рубежи на Дальнем Востоке требовали в это время укрепления, и в 1901 году полковник Кондратенко Р.И. был назначен на должность окружного дежурного генерала штаба Приморского военного округа. В ноябре 1903 года Кондратенко Р,И. был произведен в генерал-майоры, вскоре получил назначение на должность начальника 7-й Восточно-Сибирский бригады, дислоцировавшейся в Порт-Артуре, затем развернутой в дивизию.

Порт-Артур стал русской военно-морской базой в 1898 г., здесь базировался русский Тихоокеанский флот, и Порт-Артур должен был стать одним из узловых пунктов противостояния России с растущей японской державой. Роман Исидорович оценив ситуацию, энергично принялся за работу. Первой его заботой стало укрепление оборонительных сооружений базы.

Между тем в январе 1904 года Япония начала войну. Оставаясь в должности командира дивизии Роман Исидорович одновременно получил под свое начальство всю сухопутную оборону города-крепости. Следует заметить, что генерал-майору Кондратенко Р.И. слабую помощь оказывали наместник на Дальнем Востоке адмирал Алексеев, командующий тихоокеанской эскадрой вице-адмирал Старк, комендант Порт-Артура генерал-лейтенант Стессель. Положение ненадолго изменилось с назначением на пост командующего тихоокеанским флотом вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. Прибыв в Порт-Артур Макаров, быстро оценил способности генерал-майора Кондратенко и сказал ему: «Я скоро перестану здесь с кем-либо говорить, кроме вас. Какого вопроса не коснись, все упирается в Кондратенко. Жаль, что вы не моряк». К сожалению 31 марта 1904 г. доблестный адмирал погиб. Защитникам крепости Порт-Артура было трудно рассчитывать на помощь флота.

Генерал Кондратенко Р,И., который, подчинялся по службе Стесселю, ставшему начальником обороны полуострова, и вновь назначенный комендант крепости генерал-лейтенант Смиронов с трудом находили общий язык. По этому поводу Кондратенко говорил: «В Порт-Артуре нелегко маневрировать силами и оружием, но еще труднее маневрировать между тремя превосходительствами», имея в виду Куропаткина, Стесселя и Смирнова.

С каждым днем он был вынужден все больше и больше браться за разрешение вопросов, выходивших за пределы его компетенции, и настойчиво добивался своего. Его военно-инженерные знания и энергия военного руководителя, признаваемые поневоле вышестоящими начальниками, делали свое дело: за несколько недель в Порт-Артуре и вокруг него возникло столько новых укреплений, сколько в мирное время не сделали бы и за год.
После того, как русские войска потерпели поражения в мае – июне 1904 г., на Цзинчжоуских высотах и у Вафингоу, при этом робкие действия тихоокеанской эскадры, которая была заперта в Порт-Артурской гавани, бои вплотную приблизились к городу. С начала, июля, усилия Кондратенко Р.И. были направлены на укрепление подступов к фортам, батареям и редутам, отрытых траншей, стрелковых окопов, создание проволочных заграждений, устройства фугасов. Между тем, командующий 3-й японской армией осаждавшей Порт-Артур предложил русскому командованию сдаться, но получил отказ.
Следует сказать, что фактически мешал обороне города генерал А.Фок, который был сторонником сдачи Порт-Артура. Но друзья генерала Кондратенко Р.И. просили его не обращать на выходки Фока внимание. Порт-Артуре под руководством Кондратенко Р.И. кипела боевая работа. Начальник сухопутной обороны города сумел привлечь к изобретению новых боевых средств многих офицеров. Создавались самодельные ручные гранаты, каких в русской армии еще не было, шаровые мины, скатывающейся на противника, морские минные аппараты приспосабливались для стрельбы с суши торпедами, 47-миллиметровые морские орудия превращались в новый грозный вид оружия – минометы. Кондратенко Р.И. параллельно занимался инженерными укреплениями, ежедневно он посещал форты и батареи, часто находился под огнем.
После поражения русской армии под командованием Куропаткина под Ляояном японцы усилили натиск на Порт-Артур. Японцы в сентябре и октябре провели несколько штурмов на город, но атаки были отбиты. Неприятель сжимал кольцо осады, подступы вражеских траншей подходили все ближе к фортам. В середине ноября начался очередной штурм японцев на гору Высокая, через десять дней она пала. Со слов очевидцев, генерал Кондратенко Р.И. плакал, не стыдясь, слез, он был подавлен, но не сломлен. Генерал знал, что на него смотрят с надеждой те, которые более двухсот дней героически защищали крепость Порт-Артур.

Японский памятник генералу Кондратенко на месте его гибели

Японский памятник генералу Кондратенко на месте его гибели

2 декабря Роман Исидорович Кондратенко выехал на форт №2, подвергшийся очередной атаке противника. После окончания осмотра находясь в офицерском каземате, начался обстрел со стороны врага. Японцы выпустили около десяти снарядов, последний пробив потолок каземата, взорвался внутри. Генерал Кондратенко и вместе с ним восемь офицеров погибли. 4 декабря начальник сухопутной обороны вместе с другими погибшими был похоронен у батарей Плоского мыса. После гибели Кондратенко генералы Стессель и сменивший его Фок сдали город, хотя ресурсы для обороны еще имелись.

Памятник генералу Кондратенко в Полоцке

Памятник генералу Кондратенко в Полоцке

Признательность русской армии и всех слоев российского общества Кондратенко за его доблестную службу Отечеству была столь велика, что посоле окончания войны останки героя было решено перенести для торжественного захоронения в Петербург.

В Петербурге тысячи горожан и военных провожали героя Порт-Артура на кладбище Александра Невской лавры. Генерал-майору Роману Исидоровичу Кондратенко посмертно было присвоено звание генерал-лейтенанта. Позже место погребения увенчал величественный мраморный памятник. Обелиски в память Кондратенко были поставлены в Николаевском инженерном училище, в Сувалах и в Полоцком кадетском корпусе.
Обвиненные в преждевременной сдаче Порт-Артура генералы Стессель, Фок, Смирнов и Рейс в 1907 г. были привлечены к суду. Последних трех оправдали, Стесселя приговорили к смертной казни, затем смерть заменили десятью годами заключения, но по высочайшему повелению Николая II Стессель был помилован.

Полковник Г. Цобехия

Военный университет МОРФ

Народный герой Роман Исидорович Кондратенко

Авчинников, Александр Григорьевич (историк-статистик).
Народный герой Роман Исидорович Кондратенко : иллюстрированный очерк всей жизни генерал-лейтенанта Р. И. Кондратенко, основанный на его собственных письмах, дневнике и воспоминаниях близких родных и сослуживцев : одобрено Ученым Комитетом Министерства Народного просвещения, Главным управлением Военно-учебных заведений, Комиссией по народному образованию в С. Петербурге и Циркуляром Главного Штаба / составил подполковник А. Г. Авчинников ; рисунки и клише художника Густава Берса. — 2-е издание. — Екатеринослав : типография М. С. Копылова, 1912. — 68 с., 1 л. фронт. (портр.) : ил. —
Перед текстом посвящение: Его Императорскому Высочеству Великому Князю Михаилу Александровичу с благоговением всепреданнейше посвящает Александр Авчинников.
I. Берс, Густав.1. Кондратенко, Роман Исидорович (1857 — 1904). 2. Народ (коллекция). 3. Русско-японская война 1904-1905 гг. (коллекция). 4. Русско-японская война — Герои и героизм — 1904 — 1905.ББК 63.3(2)531-68-8 Кондратенко, Р. И. Источник электронной копии: ПБ.
Место хранения оригинала: Военно-исторический Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ.

https://www.prlib.ru/item/350936#z=3&n=5&i=6483724_doc1_80EDB5BD-2372-4CF6-B66D-D9A8CD21582B.tiff&y=538&x=476