Год выдающихся побед

В новый, 1944 год Советские Вооруженные Силы вступили сильными, как никогда прежде. Теперь они имели большой боевой опыт и были хорошо оснащены совершенной боевой техникой.

В течение 1944 года Красная Армия с боями продвинулась на запад от 500 до 1000 км и разгромила крупнейшие вражеские группировки.

К началу 1944 года, из 353 дивизий и 22 бригад, имеющихся в распоряжении фашистского блока, 236 дивизий и 18 бригад действовали на советско-германском фронте. Это составляло 67,7 процента всех сил противника. Из 32 танковых дивизий, имевшихся у противника, 25 находились также на восточном фронте. Это означало, что центром военных событий по-прежнему оставался советско-германский фронт.

Сосредоточение немецко-фашистским командованием таких больших сил на советско-германском фронте убедительнее всего говорит о том, где решались судьбы второй мировой войны.

Планы германского командования на 1944 г. носили оборонительный характер. Возникает вопрос: на что же рассчитывало немецко-фашистское командование, продолжая войну?

На этот вопрос ответил начальник штаба верховного главнокомандования немецких вооруженных сил генерал-фельдмаршал В. Кейтель во время его допроса группой советских офицеров 17 июля 1945 года. Он говорил: «Начиная с лета 1944 года, Германия вела войну за выигрыш времени, в ожидании тех событий, которые должны были случится, но которые не случились. Большие надежды возлагались также на наступление в Арденнах, которое должно было возвратить Германии линию Зигфрида и обеспечить стабилизацию Западного фронта».

Следовательно, гитлеровское командование рассчитывало на раскол антифашистской коалиции, а это свидетельствовало об авантюризме и политической ограниченности Гитлера и его генералитета.

Блестящие победы Советских Вооруженных Сил в первой половине 1944 года заставили американцев и англичан наших союзников по антигитлеровской коалиции поспешить с открытием второго фронта в Европе. Для них стало совершенно очевидным, что Советская Армия может собственными силами завершить разгром немецко-фашистских войск и освободить народы Европы от Гитлеровской тирании.

Под мощными ударами советских войск гитлеровцы откатились на запад, наши войска вступили в пределы Северной Румынии, вышли к границам Чехословакии. В балканских странах резко обострилась внутриполитическая обстановка. Фашистский блок трещал по всем швам.

Победы Советских Вооруженных Сил в 1944 году оказали большое влияние на развитие национально-освободительного движения в Европе. Так, во Франции в 1944 г. в рядах движения сопротивления насчитывалось до 400 тысяч человек. Множество районов страны, в том числе Париж, было освобождено французскими патриотами от гитлеровских оккупантов.

Большой размах получило национально-освободительное движение в Северной Италии. В рядах итальянских партизан насчитывалось в мае – июне 1944 года 250 тысяч человек. В Греции силы внутреннего сопротивления насчитывали 70 тысяч человек, в Югославии – 400 тысяч человек.

Наступательные действия советских войск в 1944 г. характеризовались большим размахом и дальнейшим развитием советского военного искусства.

Если в 1941 – 1942 гг. и в начале 1943 года шла борьба за стратегическую инициативу, то в 1944 г. стратегическая инициатива прочно удерживалась Советской Армией.

Если в 1941 – 1943 гг. советские войска наряду с наступательными операциями осуществляли и стратегическую оборону, то в 1944 г. наши войска вели только наступательные действия.

В 1944 г. Советские Вооруженные Силы перешли от наступления на отдельных направлениях, как это было в первом и во втором периодах войны, к общему наступлению по всему стратегическому фронту, проводимому в форме последовательных наступательных операций.

Значительно возрос размах стратегических наступательных операций. Если в битве под Москвой глубина операции достигла 250 километров, то в 1944 г. – 600 – 800 километров.

В 1944 г. наши войска стали широко и успешно применять самую решительную форму ведения операций – окружение и уничтожение крупных группировок войск противника. В 1944 г. было окружено и уничтожено около 70 вражеских дивизий.

В это период изменился и характер вооруженной борьбы против фашистской Германии со стороны бывших союзников СССР по антигитлеровской коалиции. В июне 1944 г. был создан, наконец, второй фронт в Западной Европе.

             ЦЕНТР ВОЕННЫХ СОБЫТИИ ОСТАЕТСЯ НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ

После открытия второго фронта в Европе гитлеровское командование до конца войны не только держало свои главные силы против Советской Армии, но и усиливало их за счет ослабления фронта перед англо-американскими войсками. За полгода существования второго фронта в Европе, т.е. за вторую половину 1944 г., немецко-фашистское командование перебросило на советско-германский фронт 59 дивизий и 13 бригад, в том числе из Германии – 40 соединений, из Франции, Голландии и Дании – 7, из Италии – 3, из Югославии, Албании и Греции – 21. Кроме того, 25 – 27 дивизий было сформировано непосредственно на фронте из пополнений, прибывших из Германии.

На советско-германском фронте в 1944 г. действовала и значительная часть немецкой авиации (не менее 40 процентов общего количества всей авиации фашистской Германии). Около 25 процентов авиации находилось в ремонте, 10 процентов – в системе ПВО Германии, 3 – 4 процента – на Балканах, остальные силы авиации, 21 – 22 процента, находились на других театрах военных действий.

В период боевых действий англо-американских войск в Западной Европе в 1944 г. против них действовало от 500 до 1000 гитлеровских самолетов, что давало возможность англо-американскому командованию иметь безраздельное господство в воздухе и эффективно использовать свою авиацию.

По своему масштабу Нормандская десантная операция была крупнейшей десантной операцией второй мировой войны. Это верно. Но не мене верно и то, что операции в Западной Европе несоизмеримы по своим масштабам с теми, которые проводились на советско-германском фронте.

Немецкий генерал-майор танковых войск Ф. Миллентин, например, считает, что операция в Белоруссии «значительно превосходила по своим масштабам вторжение союзников в Нормандию. С 1 июня по 31 августа 1944 года немецкие армии на Западе потеряли 293802 человека. За тот же период наши потери в России составили 916860 человек».

Некоторые западные историки, оправдывая поражение немецких войск на советско-германском фронте, стремятся в своих трудах изобразить фашистскую армию более слабой в численном отношении, чем она была в действительности. Английский военный историк Д. Фуллер утверждает, что к лету 1944 г. численность гитлеровских войск на советско-германском фронте была менее 1,5 миллиона человек. Он пишет, что советским войскам противостояло около 200 германских дивизий, но многие из них сохранили только костяк; большинство дивизий остались недоукомплектованными. В действительности на советско-германском фронте находилось (без учета румынских, финских и венгерских частей) около 2 миллионов 700 тысяч человек, а с учетом их, о чем умышленно умалчивает Фуллер, не менее, 3 миллионов 500 тысяч человек. В соединениях это выражалось так: 228 дивизий и 23 бригады. Причем все дивизии, противостоявшие советским войскам, были гораздо лучше оснащены и более боеспособны, чем те, которые находились на Западе. Так, средняя численность пехотных дивизий на советско-германском фронте достигала 12 – 13 тысяч человек, в то время как на западе не превышала 9 тысяч человек.

Приведенные данные со всей очевидностью свидетельствуют, что Советско-германский фронт и в 1944 году оставался главным и решающим фронтом второй мировой войны.

    Полковник Г. Цобехия

Военный университет МО РФ