На крутом берегу в бухте Казачьей взметнулся в небо белый обелиск. Он высечен из инкерманского камня руками черноморских моряков. В центре обелиска слова: «Верному сыну Родины Павлу Силаеву». Ниже размещен металлический барельеф символа рыцарской доблести «Щит и меч», а на плите у подножья памятника надпись: «Здесь 4 июля 1942 года героически погиб защитник Севастополя моряк-чекист младший политрук Силаев Павел Михайлович. Презрев смерть, последними гранатами он взорвал себя и окружавших его врагов».
Подвиг Павла Михайловича Силаева многие годы оставался неизвестным, пока в октябре 1964 года защитник Севастополя А.И. Дударь, который знал семью Силаевых еще до войны, не рассказал старшему оперуполномоченному особого отдела КГБ капитану Ю.А. Усачеву о том, что он своими глазами видел, как после боя 4 июля 1942 года немцы конвоировали Силаева и его жену Прасковью Моисеевну Горошко в полуразрушенное здание, а после того, как они зашли, прогремел взрыв… Позже стало известно, что Павел Михайлович взорвал спрятанными у него гранатами штаб, где был уничтожен немецкий генерал и несколько офицеров, при этом погиб сам и его жена.
В декабре 1964 года начальник особого отдела КГБ ЧФ контр-адмирал П.Х. Романенко на основании полученных данных о подвиге чекиста принял решение увековечить его имя сооружением памятника на месте гибели. А 19 ноября 1966-го в торжественной обстановке состоялось открытие памятника, где присутствовали ветераны госбезопасности, сотрудники военной контрразведки и городского отдела КГБ, а также родные и родственники погибшего, военнослужащие ЧФ.
Вскоре обнаружился еще один пробел: офицер-контрразведчик, совершивший героический подвиг, остался без награды Родины. Этот пробел был устранен благодаря инициативе участника обороны Одессы и Севастополя сотрудника контрразведки в период Великой Отечественной войны полковника в отставке Л.Н. Феценко, по ходатайству которого П.М. Силаев был награжден в 1992 году медалью «За оборону Севастополя» посмертно.
Исполнилось 70 лет со дня гибели черноморского чекиста. Утром 4 июля на улице, носящей имя героя, на фасаде дома № 3, где находится 2-я городская поликлиника, обновили мемориальную доску и провели короткий митинг памяти. Представители госгорадминистрации рассказали, что в декабре 1967 года, накануне 50-летия органов КГБ городским Советом Севастополя было принято решение о присвоении одной из улиц имени героя обороны города П.М. Силаева. Ветераны-чекисты рассказали о том, как под постоянными бомбовыми и артиллерийскими ударами врага П.М. Силаев оказывал огромную помощь командованию в организации охраны военной техники и самолетов, которые умело маскировали от разведчиков врага. Немцы до последнего момента обороны города не знали, где находятся советские самолеты, наносившие им внезапные удары.
После открытия мемориальной доски на улице Силаева участники акции отправились к месту гибели героя в бухту Казачью, где почтили его память минутой молчания и возложили цветы. Выступающие здесь говорили о деятельности П.М. Силаева во время обороны Севастополя. Он, в частности, участвовал в обеспечении эвакуации Военного совета ЧФ, руководителей севастопольского оборонительного района и раненых защитников города. Эвакуация командования ЧФ и СОРа завершилась успешно. На последней подводной лодке П.М. Силаев уступил свое место одной из защитниц Севастополя.
Ветераны-чекисты говорили и о последнем дне героя. Отбивались от наседавшего врага, Силаев вел огонь из пулемета по фашистам. Но закончились патроны, и тогда он, засунув руки в карманы, где находились две гранаты-лимонки, приведенные в боевое положение, пошел навстречу немцам. Его догнала жена и пошла рядом. Их привели под конвоем в немецкий походный штаб. Гитлеровский генерал, увидев советского офицера в форме морского летчика, обрадовался и приготовился к допросу. Но раздался мощный взрыв. Это был ответ на вопрос, который так и не успел задать немецкий генерал.
В летописи героической обороны Севастополя достойное место занимают подвиги сотрудников севастопольского отдела госбезопасности и военной контрразведки Черноморского флота, погибших и пропавших без вести в годы войны, но до конца выполнивших свой долг перед Родиной. Одним из них и был Павел Михайлович Силаев.
В. Круть
Комментарий НА "ИМЕНИ ПОЛИТРУКА"