Историограф Российского флота

А.П. Боголюбов «Морской бой», 1859А.П. Боголюбов «Морской бой», 1859

Наша земля во все века родила сотни и тысячи людей с большой буквы: умных, творческих, талантливых, беззаветно любящих свою Родину и приносящей ей огромную пользу, причём часто совершенно бескорыстно. Однако, далеко не все из них были обласканы лучами заслуженной славы и имена многих из них не всегда доходят до широкого круга людей, как минимум, читающих и думающих. 

Ф.А. Бронников Портрет художника Боголюбова А.П.
Ф.А. Бронников Портрет художника Боголюбова А.П.

Среди почти забытых ныне имён есть имя русского живописца флотского офицера Боголюбова Алексея Петровича, одного из самых талантливых, ярких и самобытных отечественных художников-маринистов, внёсшего значительный вклад как в русскую художественную культуру, так и в военное дело. В советское время, скорее всего, не хотели афишировать его заслуги из-за близости к августейшим особам российского трона. Но почему о нём почти не вспоминают в постсоветские годы, когда современные власти России, особенно, либеральное крыло хочет если не примазаться к нынешним наследникам царских особ, то хотя бы облобызаться с ними?  Да, А.П. Боголюбов действительно был тесно связан с династией Романовых, он фактически являлся придворным художником: сопровождал членов царской семьи в поездках и по России, и за границу, по итогам которых оформлял им художественные альбомы, давал персональные уроки рисования для молодых представителей династии. Был лично знаком с императорами Николаем I, Александром II, Александром III, их жёнами, детьми и многими другими представителями венценосной семьи, министрами и дипломатами, военачальниками и флотоводцами, промышленниками и купцами, весьма высоко ценившими его талант. Но, главное, А.П. Боголюбов являлся настоящим патриотом своего Отечества, да и в российской политике и культуре являлся человеком известным.

Д.М. Болотов Портрет художника Айвазовского И.К.
Д.М. Болотов Портрет художника Айвазовского И.К.

В постижении художественного мастерства ему помогали дельными советами прославленные русские художники Айвазовский И.К., Брюллов К.П., Иванов А.А., французские живописцы Камиль Коро, Жюль Дюпре, Эжен Изабе, немецкие — братья Ахенбахи. У него самого учились писать пейзажи такие впоследствии корифеи отечественной живописи, как Репин И.Е., Поленов В.Д., Шишкин И.И., Савицкий К.А., Антокольский М.М., Беггров А.К., Похитонов И.П. Художник дружил с братьями баронами Клодтами, писателем Тургеневым И.С., был знаком с меценатами и коллекционерами братьями Третьяковыми, композитором Рубинштейном А.Г.  и иностранными деятелями культуры: композиторами Камилем Сен-Сансом, Робертом Шуманом, Джоаккино Россини, писателями Эмилем Золя и Александром Дюма-отцом, певицей Полиной Виардо.

Алексей Петрович Боголюбов родился 16 (28) марта 1824 г. в с. Померанье Новгородской губернии в семье помещика отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой, дочери известного писателя и просветителя, поэта и философа, руководителя Петербургской таможни Александра Николаевича Радищева, после ранней смерти отца получившей образование в Смольном института благородных девиц. Пётр Гаврилович, отец, являлся воспитанником 1-го Кадетского корпуса и был выпущен в офицеры в 1800 г., участвовал в легендарном переходе по льду через залив Кваркен к шведским берегам в 1809 г. под командованием М.Б. Барклая-де-Толли во время русско-шведской войны, начавшейся в феврале 1808 г.; во всех баталиях с Наполеоном вплоть до 1816 г., был тяжело ранен, от чего умер рано при исполнении служебных обязанностей (в 1830 г.).

Здание Александровского кадетского корпуса для малолетних
Здание Александровского кадетского корпуса для малолетних

После смерти отца, имевшего большие заслуги перед Отечеством, Алексей со старшим братом Николаем имели право поступить и были приняты в Александровский кадетский корпус для малолетних. Александровский кадетский корпус для малолетних был учреждён 6 августа 1829 г. в Царском селе, в здании упразднённого Благородного пансиона при Императорском лицее; императрица Александра Фёдоровна приняла корпус под своё покровительство, поэтому заведение получило её имя. Открытие его состоялось 6 июня 1830 г., кадеты были введены в корпус лично Николаем I. Перед корпусом была поставлена цель – готовить малолетних сирот и сыновей заслуженных офицеров дворянского происхождения к поступлению в столичные кадетские корпуса.

Неизвестный художник Портрет адмирала Крузенштерна И.Ф.
Неизвестный художник Портрет адмирала Крузенштерна И.Ф.

В 10 лет Алексей попал в число воспитанников, назначенных для перевода в Морской кадетский корпус, в котором кадет встречал лично адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн, директор Морского кадетского корпуса с 1827 г. Летом все кадеты ходили в море на фрегатах корпусной эскадры, уже в 12 лет Алексей имел неплохую морскую выучку. Мальчик был высок ростом, отличался живостью и общительностью, имел весёлый нрав и любил пошалить. Отчего неоднократно получал наказания от своих командиров и начальников. По примеру неплохо рисовавшего отца Алексей увлёкся рисованием ещё в кадетском корпусе. В свободное время он часто брался за карандаш. Любил рисовать карикатуры на окружающих его людей – директора, педагогов, однокашников. Причём делал это разными способами: мелом на доске, карандашом на столе – чем придётся. За что ему не раз снижали оценки по поведению. Однажды за карикатуру на И.Ф. Крузенштерна и на членов комиссии он был лишён права экзаменоваться и отправлен под арест. По знаниям гардемарин Алексей Боголюбов был третьим в выпуске, но из-за проблем с дисциплиной выпущен в воинском звании мичмана 17-м из 75-ти человек.

Неизвестный художник Портрет вице-адмирала Дурасова А.А.
Неизвестный художник Портрет вице-адмирала Дурасова А.А.

Получил назначение в 17-й экипаж 2-ой флотской дивизии, расквартированной в г. Петербурге, которой командовал вице-адмирал Дурасов Александр Алексеевич, участник всех морских баталий под командованием вице-адмирала Сенявина Дмитрия Николаевича с французами и турками в Средиземном море в 1805-1807 гг.; друг адмирала Беллинсгаузена Фаддея Фаддеевича и вице-адмирала Лазарева Андрея Петровича (старшего брата адмирала Лазарева Михаила Петровича). Впоследствии у А.А. Дурасова вплоть до внезапной кончины адмирала в 1848 г. А.П. Боголюбов служил личным адъютантом. В дальнейшем А.П. Боголюбов продолжил службу на 25-пушечном бриге «Усердие», затем, получив воинское звание лейтенант, — на пароходофрегате «Камчатка», лучшем колёсном корабле флота.

А.П. Боголюбов Пароходофрегат «Камчатка», 1848
А.П. Боголюбов Пароходофрегат «Камчатка», 1848

При любой свободной минуте Алексей увлечённо и усердно рисовал. Особенно это удавалось на зимних стоянках, когда молодой художник писал виды Кронштадта, Ревеля, Свеаборга. В продолжительных заграничных плаваниях Алексей Петрович знакомился с полотнами лучших западноевропейских художников в музеях Лондона, Амстердама, Гарлема, Роттердама и др. В 1847 г, когда он заходил на португальский остров Мадейра, познакомился с жившим там знаменитым русским живописцем К.П. Брюлловым. Мэтр уделил А.П. Боголюбову время, посмотрел его этюды и дал дельные советы по мастерству. В 1849 г., художник участвовал в очередном плавания парохода «Камчатка» на Мадейру, на этот раз вместе с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским (Максимилиан Иосиф Евгений Август Наполеон Богарне, член русской императорской фамилии, президент Императорской академии художеств с 1843 г. и главноуправляющий Горным институтом c 1844 г.; он был вторым сыном Евгения Богарнэ (сына Жозефины и пасынка Наполеона Бонапарта) и принцессы Августы Баварской, дочери короля Баварии Максимилиана I). Герцог, увидев рисунки Алексея, посоветовал молодому офицеру серьёзно заняться живописью.

К.П. Брюллов Портрет герцога Максимилиана Лейхтенбергского
К.П. Брюллов Портрет герцога Максимилиана Лейхтенбергского

Максимилиан Лейхтенбергский добился у Николая I разрешения принять А.П. Боголюбова в Академию художеств вольноопределяющимся. Так было сделано для того, чтобы он мог остаться во флоте и получать офицерское жалованье, являвшееся тогда единственным его средством существования. В 1850 г. Алексей Петрович был назначен адъютантом генерал-лейтенанта Кохиуса Василия Петровича, в то время инспектора всех учебных морских экипажей, что позволило без особого ущерба для службы учиться в Академии художеств.

Здание Российской академии художеств в г. Санкт-Петербурге
Здание Российской академии художеств в г. Санкт-Петербурге

С осени 1849 г. Алексей Петрович начал посещать лекции и занятия. Но самое сильное влияние на него оказал на тот момент известный маринист И.К. Айвазовский. С Айвазовским Боголюбов познакомился ещё до поступления в Академию и стал часто бывать у него на квартире. Даже подражал в тот период творчеству маститого живописца. Во время учёбы сдружился с молодыми художниками Фёдором Андреевичем Бронниковым и князем Василием Николаевичем Максутовым.

А.П. Боголюбов «Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими  кораблями», 1851
А.П. Боголюбов «Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями», 1851

А.П. Боголюбов в 1851 г. за картины «Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями», «Вид Смольного монастыря с Большой Охты», «Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона», виды Кронштадтской гавани получил малую золотую медаль. По заказу директора Морского кадетского корпуса контр-адмирала Римского-Корсакова Н.П. он написал три картины: «Корабль «Императрица Мария», «Смотр русской эскадры в Уюк-Дере», «Бриг «Меркурий», которые разместили в залах учебного заведения. К 100-летию Морского кадетского корпуса в 1852 г. художник также создал полотно «Афонское сражение».

А.П. Боголюбов «Афонское сражение», 1852
А.П. Боголюбов «Афонское сражение», 1852

В 1853 г. А.П. Боголюбов окончил Академию художеств с большой золотой медалью, аттестатом 1-ой степени и пенсионом, дающим право на оплачиваемые заграничные командировки. Одновременно с окончанием заведения он получил военную отставку и назначение художником-маринистом Главного морского штаба, а также ему был сделан первый царский заказ на семь больших полотен из истории Крымской войны.

Как пенсионер от Академии он совершенствует своё мастерство за границей.  Результатом этой семилетней поездки стала выставка работ А.П. Боголюбова в Императорской Академии художеств и присвоение ему звания академика, а в 1860 г. — профессора живописи. Чуть позже Алексей Петрович сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России, делал зарисовки и подготовил ещё одну выставку. Деньги за посещение выставок по настоянию А.П. Боголюбова пошли в фонд вдов и сирот художников. Всю свою дальнейшую жизнь художник организовывал сбор материальной помощи вдовам не только художников, но и окружающих знакомых простых людей.

А.П. Боголюбов «Нижегородская ярмарка», 1861
А.П. Боголюбов «Нижегородская ярмарка», 1861

По просьбе директора входившего в тройку крупнейших российских пароходств — Волжского пароходного общества «Самолёт» контр-адмирала в отставке Владимира Александровича фон Глазенапа, знакомого по службе на флоте, А.П. Боголюбов в 1861 г. отправился вниз по Волге с целью создания серии рисунков и этюдов с видами волжских городов для издания путеводителя по Волжскому речному пути. Они вошли в виде иллюстраций (литографий и политипажей) в путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Текстуальную часть путеводителя написал старший брат художника Николай (1821-1898), также участвовавший в той поездке. По мотивам нескольких сюжетов этой серии рисунков художник впоследствии создал и крупные живописные полотна, параллельно заказанные одним из богатейших промышленников, меценатов и коллекционеров дореволюционной России Василием Александровичем Кокоревым (1817-1889).

А.П. Боголюбов «Шевенинген. Голландия», 1885.
А.П. Боголюбов «Шевенинген. Голландия», 1885.

По прибытию в Астрахань А.П. Боголюбов по поручению гидрографического департамента Морского министерства на пароходе «Тарки» начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана 1 ранга Николая Алексеевича Ивашинцова (1819-1871), впоследствии контр-адмирала, члена-корреспондента Санкт-Петербургской Академии наук. В 1864 г. художнику было поручено произвести описание берегов Финского залива, что он проделал на борту винтовой промерной шхуны «Бакан» под командованием капитана 2 ранга Романа Александровича Баженова, впоследствии вице-адмирала, начальника Главного гидрографического управления и председателя Морского учёного комитета. Эскизы, рисунки и картины прибрежной акватории России Алексеем Петровичем были написаны  с такой тщательностью и ювелирной точностью, что имели не только художественную, но военную и научную (географическую и топографическую ценность), отчего ряд из них долгое время носил гриф секретности.

Художник очень требовательно подходил к своему творчеству, старался не упустить ни одной мелочи, соблюсти верные пропорции, отобразить правильную палитру цветов.  Порой даже спорил с И.К. Айвазовским, картины которого полны экспрессии и выражают яркие эмоции. А произведения А.П. Боголюбова отличаются исторической достоверностью и филигранной чёткостью прорисовки деталей. Когда ему поступали заказы на морские батальные картины, он предварительно отправлялся в те места, где проходили названные сражения, для знакомства с местностью. Так, во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Алексей Петрович на русских военных кораблях прошёл по Дунаю. Для воссоздания достоверной обстановки баталий военные моряки создавали ему необходимый антураж, проводя показательные взрывов пороховых зарядов и артиллерийские стрельбы.

А.П. Боголюбов «Бой русского пароходофрегата «Владимир» с турецким «Перваз-Бахри» 5 ноября 1853 года
А.П. Боголюбов «Бой русского пароходофрегата «Владимир» с турецким «Перваз-Бахри» 5 ноября 1853 года

Александр II поручил художнику написать в картинах историю флота Петра Великого.  К 200-летию Российского флота по заказу Главного морского штаба художник выполняет серию из 100 полотен, посвящённых самым ярким его баталиям. Вот почему его называют историографом русского флота. К тому же, с 1871 г. и до самой смерти А.П. Боголюбов был не только участником знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок, но и активным членом правления этого общества.

После скоропостижной смерти жены и их малолетних детей состояние здоровья художника резко ухудшилось. С 1873 г. А.П. Боголюбов по совету докторов зимние месяцы проводит во Франции, а с 1882 г. перебирается туда на постоянное жительство. Дом художник продает Николаю Сергеевичу Третьякову — племяннику известного коллекционера и мецената. Вырученные деньги А.П. Боголюбов вкладывает в устройство на своей родине в г. Саратове в 1885 г. музея памяти своего деда Радищева А.Н. Открывшийся на семь лет раньше известной всему миру Третьяковской галереи, он стал первым в русской провинции общедоступным художественным музеем. Всемирно известный Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева существует и по сей день. Позднее при музее будет создана Рисовальная школа в формате отделения  Петербургского училища технического рисования барона А.Л. Штиглица. До открытия рисовальной школы художник не дожил. Она откроется спустя три месяца после его кончины — в феврале 1897 г. Из стен школы выйдут сотни художников, среди них  известные — Борисов-Мусатов В.Э., Кузнецов П.В., Матвеев А.Т.

Здание Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева
Здание Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева

Насыщен событиями и «французский» период жизни художника. По поручению Императорской Академии художеств Боголюбов наблюдает за «пенсионерами» в Париже, Риме, Дюссельдорфе. Колония русских художников, живущих за границей в этот период обширна: Репин И.Е., Поленов В.Д., Савицкий И.К., Крамской И.Н., Васнецов В.М., Беггров А.К., Верещагин В.В. Местом встреч и центром художественной жизни становится мастерская живописца. А.П. Боголюбова смело можно было назвать «послом от русского искусства». По инициативе художника и при поддержке русского писателя И.С. Тургенева в Париже образуется «Кружок русских художников», а затем в 1877 году «Общество взаимного вспомоществования русских художников» с целью оказания материальной помощи учащейся русской молодежи в Париже. Идея создания Общества родилась на так называемых «Боголюбовских» вторниках, где с начала 1870-х годов в большой и высокой мастерской Алексея Петровича стали собираться русские художники, как постоянно живущие за границей, так и молодые — пенсионеры от Академии художеств. Здесь можно было обменяться вестями с Родины, поговорить о новостях искусства, попросить о помощи и просто посидеть возле уютно пыхтящего самовара. Боголюбов помогает советом, вывозит на натуру, обеспечивает заказы молодым художникам. Рекомендует П.М. Третьякову для пополнения его коллекции полотна талантливых, но никому в ту пору неизвестных: И.Е. Репина, Поленова, Шишкина, Похитонова.

А.П. Боголюбов «Баку. Набережная», 1861.
А.П. Боголюбов «Баку. Набережная», 1861.

 За свою долгую жизнь А.П. Боголюбов создал около 3000 произведений живописи, акварели и рисунка. Творческое наследие художника хранится в основном в Саратовском музее, а также в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Одесском художественном музее и других государственных музеях и частных коллекциях не только нашей страны, но и за рубежом. Заслуги Алексея Петровича на морской службе, в искусстве и общественной деятельности были отмечены как в России, так и в Европе. Он имел высший чин действительного тайного советника, был кавалером русских орденов нескольких степеней — Святого Станислава, Святого Владимира, Святой Анны, а также удостоен высших наград Дании, Австрии, Бельгии, Франции.

Свои последние годы художник провёл в Париже, только изредка навещая Россию. А.П. Боголюбова не стало 125 лет назад, он скончался во Франции 27 октября (7 ноября) 1896 г., по его завещанию был похоронен в г. Петербурге на Малоохтинском кладбище рядом с родителями вместе с женой Надеждой Павловной и их детьми, умершими в младенчестве Надеждой и Николаем. В мае 1941 г. прах художника был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (так называемый «Некрополь мастеров искусств»). Предполагалась установка нового памятника. В вихре последующих событий место перезахоронения А.П. Боголюбова оказалось утерянным. Памятная плита установлена в 2006 г.

До 200-летия выдающегося художника остаётся уже менее двух с половиной лет. Хотелось бы, чтоб хотя бы в 2024 году, году его юбилея имя Алексея Петровича Боголюбова вспомнило как можно больше его соотечественников.

Александр Бондаренко