История британской подлодки L-55.

L-55L-55

Случайно в 1927 году в Копорской губе (Финский залив) один из советских тральщиков наткнулся на останки английской подводной лодки, затонувшей летом 1919 года. Водолазная партия под руководством Н.С. Хроленко обнаружила L-55 на глубине 30 метров. Ее было решено поднимать, в то время в Советском Союзе приняли шестилетнюю программу военного судостроения, и предусматривалось строительство двенадцати подлодок.

Из отчета руководителя ЭПРОНа Л.Н. Захарова председателю ОГПУ: «Получив в сентябре месяце прошлого (27-го) года сведения о возможном обнаружении погибшей английски лодки Л-55 (название установлено официальными сообщениями Английского адмиралтейства о гибели в 1919 г. этой лодки в Финском заливе), я просил… дать распоряжение о повторном тралении этого района.

В отмеченном в 1919 году месте трал снова задевал, но флотские водолазы не могли определить, за мутностью воды, в чем дело. Один из них по неопытности был выброшен с глубины 30 метров наверх.

Командированным из Севастополя водолазам ЭПРОНа удалось 20-го октября, за несколько дней до ледостава, обследовать погибшее судно, оказавшееся действительно подводной лодкой. Пройдя от носа до рубки и спустившись снова на корму, водолазы не смогли обнаружить никаких повреждений корпуса лодки. 19 мая этого года (28-го), после решения Управления морских сил РККА поручить подводные работы ЭПРОНу, прибывшая в Кронштадт водолазная партия Экспедиции продолжила обследование лодки».

Далее в отчете говорилось: «Оказалось, что задняя часть рубки снесена взрывом, что непосредственной причиной гибели лодки был взрыв мины заграждения, на которую лодка, по-видимому, наткнулась, ускользая от огня эсминцев. Эта пробоина от мины может дать теперь повод для разговоров, что лодка не была уничтожена «Азардом», а погибла благодаря собственной неосторожности. Это неверно и подобные разговоры не нужны»

Лев Николаевич оказался прав. Надо заметить, что в советской военной историографии причиной гибели подлодки называли именно меткое попадание комендоров «Азарда» (по другим данным, «Гавриила») в нижний край боевой рубки. Однако на самом деле покончила с субмариной мина, что и подтвердили специалисты, осматривавшие подлодку…

Тогда, летом 19-го, отряд боевых кораблей британского военно-морского флота под командованием контр-адмирала Вальтера Коуэна действовал на Балтике, поддерживая белогвардейскую Северо-Западную армию генерала Юденича, наступавшую на Петроград. Морская группировка англичан состояла из 12 крейсеров, 20 эсминцев, 12 подводных лодок (ПЛ), трех минных заградителей и до 30 вспомогательных судов.

4 июня в Копорском заливе L-55 безуспешно атаковала советские эсминцы «Азард» и «Гавриил» тремя торпедами. Из-за малых глубин после залпа над водой показалась рубка и часть корпуса лодки. Эсминцы, открыв по ней огонь из орудий, пошли на таран. Первые же снаряды «Азарда» разорвались близ L-55: при аварийном погружении она потеряла управление, попала на минное поле и, подорвавшись, затонула.

Потеря заставила англичан отказаться от использования своих подводных лодок в мелководье Финского залива. А через полгода британской эскадре, которая лишилась, кроме подлодки, крейсера, двух эсминцев, двух тральщиков и нескольких других кораблей, пришлось убраться восвояси…

Подъем затонувшей «интервентки» осуществили летом 1928 года. Разработкой технического проекта руководил бывший прапорщик царского флота Тимофей Иванович Бобрицкий (в будущем — главный инженер ЭПРОНа), предложивший поднимать субмарину с помощью четырех гибких металлических «полотенец», асимметрично подведенных под днище и соединенных верхними концами с судном-спасателем «Коммуна».

В июле операция началась. Почти два месяца Лев Захаров провел на Балтике. К счастью, работы на море проходили без особых осложнений, погода в целом благоприятствовала, — несколько затруднял их только свежий ветер. Иногда подводили механизмы, но все поломки и мелкие аварии быстро устранялись.

11 августа L-55 появилась на поверхности, а 12-го под красным флагом была доставлена в Кронштадт. На следующий день балтийскую партию ЭПРОН посетил нарком по военным и морским делам Клим Ворошилов, а РВС СССР объявил благодарность всему личному составу Экспедиции. Возможно, что именно в связи с этой операцией в августе 29-го ЦИК СССР наградил ЭПРОН орденом Трудового Красного Знамени.

При осмотре поднятой лодки в Кронштадтском доке (на предмет возможного ремонта) были обнаружены останки 38 английских подводников, о чем советское правительство сообщило Великобритании. В конце августа 1928 года для транспортировки тел погибших моряков прибыло норвежское судно «Трору», и 30-го в торжественно-траурной обстановке гробы были перенесены на прибывший корабль, который вскоре взял курс на Англию.

В двух словах о дальнейшей судьбе «англичанки»: ее отремонтировали, так как повреждения, а именно — вертикальный прогиб в средней части — были незначительными.

Из отчета Экспедиции: «Сохранность корпуса, механизмов и оборудования самая хорошая, все, что не повреждено взрывом, может быть отремонтировано или даже только перебрано… Эта океанская лодка много лучше и много могущественнее тех, которые нами сейчас строятся. Подлодки этого типа составляют основные группы подводного флота Великобритании и по сие время».

В августе 1931 года «бывшая подданная Великобритании» вступила в боевой строй подводных сил Балтийского флота под тем же номером — 55. В Великой Отечественной войне использовалась как зарядная станция, а затем была отправлена на переплавку.

http://infosel.ru/history/trest/epron.phtml

Комментарий НА "История британской подлодки L-55."

Оставить комментарий