Коллективный Запад пытается найти благовидный предлог, чтобы погреть руки на незаконно замороженных российских зарубежных активах. Впрочем, грабёж под покровительством верховной власти для Британии, США, Франции, многих других стран — дело привычное. Пиратство, работорговля, колонизаторство, санкции. С течением времени меняются методы — суть неизменна. Севастополь дважды подвергался масштабному разграблению. В XIX веке во время Крымской войны и в XX — в Великую Отечественную. Репортаж Анны Кирщени.
«Если ценности невозможно доставить в Германию, то они подлежат уничтожению» — указ, отданный рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером, хорошо описывает происходящее на полуострове, когда немецко-фашистские захватчики зашли в Крым и Севастополь. Армия Вермахта безжалостно разрушала города.
Под бомбами горели дома. А вместе с ними фотографии, книги, документы, картины. Всё, что так старательно создавал советский народ. Ценные вещи вывозили в Германию. Враг буквально распихивал редкие артефакты по карманам. Так, пострадала в том числе коллекция древних предметов в «Херсонесе».
«Были и более крупные памятники, которые готовились к отправке в Германию. Мы знаем о плите с изображением грифона II века до новой эры, которая должна была отправиться в коллекцию фон Манштейна. А также мраморный акротерий. Это предметы необыкновенной красоты, которые сейчас украшают нашу античную экспозицию. Только благодаря усилиям и стараниям Александра Кузьмича Тахтай эту акцию не удалось совершить», — рассказала заведующая научно-архивным отделом музея-заповедника «Херсонес Таврический» Татьяна Прохорова.
Александр Тахтай работал в музее всю войну: прятал коллекции, защищал памятники городища. Больше месяца его вместе с коллегой Анатолием Приваленко пытали в концлагере под Симферополем, но в итоге отпустили, и он вернулся пешком в Севастополь, чтобы вновь заступить на охрану «Херсонеса». Несмотря на все старания, заповеднику был нанесён ущерб на сумму, превышающую семь миллионов советских рублей. Во время обороны города пострадала и Панорама. В конце июня 1942 года здание было разрушено бомбёжками. Легендарное полотно Франса Рубо загорелось. Черноморцы и рядовые жители смогли спасти около 40 фрагментов живописной картины.
«В послевоенные годы встал вопрос о восстановлении Панорамы. Специалисты осмотрели фрагменты, отреставрировали, но из-за шести тысяч повреждений и утраты одной третьей части картины, восстановить полотно было невозможно. Поэтому было принято решение о написании Панорамы заново», — отметила учёный секретарь музея обороны Севастополя Ольга Богаченко.
Франс Рубо изобразил штурм Малахова кургана и Корабельной стороны в июне 1855 года. Тогда в ходе Крымской войны город, который совсем недавно начали застраивать и благоустраивать, превращался в руины. Тогда Севастополь грабили англичане и французы. Не гнушались даже металлическими дверными ручками. Выламывали каменные барельефы со зданий. Сильно пострадало Морское собрание, которое тогда находилось на Екатерининской площади, на месте будущего мемориала героической обороны города.
«Построено оно было по указаниям Михаила Петровича Лазарева. Начались работы примерно в 1844 году и в 1846 году, то есть через два года после его закладки, здание было в черне построено, как он говорил. Открытие его состоялось в 1847 году. Строил его и проектировал известный художник, архитектор Александр Павлович Брюллов — родной брат знаменитого художника русского и российского. Поэтому здесь ещё и огромные средства были вложены в украшении этого здания», — заявил советник музея обороны Севастополя, член Совета Регионального отделения Российского военно-исторического общества Дмитрий Серов.
Огромные барельефы, украшавшие фасад здания, делили на части и вывозили на кораблях французского и английского флотов. Преступления союзных войск зафиксированы на литографиях и даже фотографиях.
«Эта фотография сделана 1855 году. Подлинная фотография и она сделана в тот момент, когда французы устроили лаги для снятия барельефов с фронтонов и с фасада Морского собрания. Здесь как раз, по этим полозьям в общем-то эти конструкции и спускались», — подчеркнул Дмитрий Серов.
А вот так до Крымской войны выглядела одна из первых в России Морских библиотек. Здание построили в конце 1840-х годов на Центральном городском холме. В первую оборону Севастополя под угрозой вторжения вражеских войск книги отправили в Николаев. А вот музейные экспонаты, среди которых огромный макет корабля «12 апостолов», были уничтожены.
На литографии, созданной Уильямом Симпсоном в 1855 году библиотека изображена горящей. Поджог сооружения был сигналом для русских войск к отступлению на Северную сторону города по понтонному мосту. Здание было уничтожено полностью. Единственное, что сохранилось до наших дней — это башня ветров, которую, как и прежде, украшают барельефы с символами ветров разных частей света. Но теперь она будто затерялась среди многоэтажек.
Здание Морской библиотеки украшали шесть двухметровых статуй. Это музы — покровительницы искусства. А парадный вход охраняли сфинксы — символы мудрости. Но обращаясь к литографии 1855 года чётко видно, мраморных изваяний на своих местах уже нет.
«Маршал Пелисье, командующий французскими войсками, после оставления Севастополя хотел в Париже сделать такой триумф, как это делали римские императоры. Но город был разрушен, и в то время, собственно говоря, таких интересных архитектурных сооружений было всего ничего — это морское собрание и здание Морской библиотеки. Но тем не менее сняли оставшиеся скульптуры, сняли сфинксов и была устроена выставка трофеев из Севастополя в оранжерее сада Тюильри», — сообщила библиограф Севастопольской морской библиотеки Лидия Мазенцева.
Мраморные произведения искусства со здания морской библиотеки до сих пор находятся в Париже. Главная муза Каллиопа в Люксембургском саду, а сфинксы — в Тюильри. Их приравняли к садовым скульптурам, и на сайте Лувра в графе «История создания» они числятся как военные трофеи. Ещё один похищенный предмет, представляющий историческую ценность, так называемый Туманный колокол в «Херсонесе».
«Здесь на Севастопольской земле такой же участи были подвергнуты ещё 12 колоколов, и они через Англию были доставлены во Францию. И уже там рассредоточены по разным церквям, по разным объектам. Некоторое время судьба туманного колокола оставалась неизвестной, но потом выяснилось, что он находится в Нотр-Дам-де-Пари, в соборе Парижской Богоматери. Есть разные сведения относительно того, использовался он или не использовался, был декоративным, либо же принимал участие в богослужениях», — подчеркнула Лидия Мазенцева.
В 1912 году его удалось вернуть на родину. Судьба остальных 12 колоколов осталась неизвестной. Установить точный список вывезенных ценностей, как и вернуть ту часть, о которой знают специалисты, невозможно. Но если прислушаться, эхо войны можно услышать, прогуливаясь по парижскому бульвару, который назван в честь Севастополя.