19 июля 1790 года произошло Керченское морское сражение между русской и турецкой эскадрами. В ходе него русские корабли под началом контр-адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова нанесли поражение турецким Военно-морским силам и сорвали высадку турецкого десанта на Крымский полуостров. Это была одна из первых крупных побед молодого Черноморского флота, которая оказала значительное влияние на окончательное закрепление Крыма в составе Российской Империи и на становление Севастополя как базы Черноморского флота.
Продолжавшаяся более трех лет война с Турцией 1787-1791 годов, несмотря на ряд побед на море и взятие нескольких важных крепостей, не приводила к желаемому миру. При этом политические события к началу 1790 года становились все более угрожающими. Продолжалась война со Швецией. Пруссия подталкивала Польшу объявить войну русским. Находившаяся в союзе с нами Австрия склонялась к миру с Турцией и все больше отходила от России. Используя благоприятную для себя международную обстановку, Турция планировала в 1790 году активизировать боевые действия и победоносно завершить войну. С этой целью в Турции велось активное строительство новых кораблей. В качестве главного удара планировался поход 40-тысячного корпуса турецкой армии от Анапы на Кубань. Одновременно, усиленная эскадра турецкого флота с крупным десантом должна была уничтожить русский Черноморский флот, разрушить Севастополь и захватить Крым.
В марте 1790 года командующим Черноморским флотом был назначен Федор Федорович Ушаков. В июле 1789 года при слиянии Буга и Ингула был основан Николаев, где развернули строительство кораблей. Впоследствии в Николаев перенесли Черноморское Адмиралтейство. В сентябре 1789 года русские войска взяли замок Хаджибей, через несколько лет на этом месте начнут строить гавань. Новый порт будет назван Одессой. Турецкое командование посчитало, что продвижение основных сил русской армии к реке Дунай неминуемо ослабит защиту прибрежных территорий, которые расположены вдалеке от театра военных действий. Исходя из этой идеи, Порта решила нанести удары по тем участкам русского побережья, где не ожидали встретить серьёзного сопротивления. Первое место в этих планах занял Крымский полуостров.
Русское командование серьёзно относилось к возможной высадке турецкого десанта в Крыму. Турецкие войска, посаженные на корабли в Синопе и Самсуне и других портах Турции, могли менее чем за двое суток достичь полуострова и высадиться на побережье. От турецкой крепости Анапа, где располагался большой гарнизон, до Керчи или Феодосии было вообще всего несколько часов хода. Между тем, в Стамбуле был подготовлен флот для перевозки десанта под командованием Гуссейн-паши.
Ф.Ф. Ушаков узнал, что в Константинополе идёт усиленная подготовка к выходу в море турецкого флота с десантными силами на борту. 2 июля 1790 года русская эскадра вышла в море для поиска неприятеля и охраны побережья. Утром 8 (19) июля русская эскадра находилась напротив Керченского пролива, между Крымским берегом и Таманью. Один из кораблей сообщил, что наблюдает «посторонние суда». Вскоре была обнаружена большая турецкая эскадра, которая шла со стороны Анапы по направлению к Крымскому полуострову. Гуссейн-паша имел под своим началом 10 линейных кораблей, 8 фрегатов и 36 вспомогательных судов. У Ушакова было 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 16 вспомогательных судов. Хотя обе эскадры имели равное число линейных кораблей, адмирал Гуссейн-паша имел превосходство в силах. Под началом турецкого адмирала было в два раза больше вспомогательных кораблей, и он имел превосходство в артиллерийском вооружении (1100 орудий против 850 русских пушек). Кроме того, турки занимали наветренное положение, что давало преимущество при маневрировании. Турецкая эскадра первой открыла огонь, направив свой главный удар на авангардный отряд бригадира флота Голенкина. Однако, русский авангард выдержал атаку и точным ответным огнем сбил наступательный прорыв неприятеля. Ушаков принял неожиданное решение. Поскольку фрегаты из-за своей слабой артиллерии не могли поражать противника, он приказал им выйти из линии. Благодаря этому корабли центра сократили интервалы, и подошли к авангарду. Строй наших кораблей был настолько плотным, что бушприты шедших позади упирались в кормовые надстройки впереди идущих. Таким образом, русские получили возможность использовать против атакующих турецких кораблей артиллерию всех своих судов и успешно отразили атаку.
Ближе к 15 часам направление ветра изменилось к норду, наполнив паруса наших кораблей. Ушаков вышел на кратчайшую дистанцию, открыв огонь из всех пушек, и даже из стрелкового оружия. Одновременно он приказал вышедшим из линии фрегатам атаковать флагманские корабли противника, создавая этим значительное превосходство сил на решающем участке боя. Сосредоточенный и прицельный огонь наших кораблей наносил большие разрушения неприятельскому флоту. Не выдержав такого натиска, турецкая линия распалась. Повернувшие навстречу русским, четыре корабля, включая флагманские, подверглись сильнейшему обстрелу. Однако капудан-паше удалось восстановить строй и наладить ответный огонь. Разгоревшийся с новой силой бой продолжался более двух часов. Турецкие моряки дрались с фанатизмом, но тут сказалась лучшая подготовка русских бомбардиров, обрушивших всю мощь своей артиллерии на турецкие флагманские корабли. Поставив все паруса, турки стали отходить к югу. Ушаков приказал догнать противника, стараясь не упустить «уже бывшую почти в руках наших знатную добычу». Турецкую эскадру спасли от разгрома только быстроходность её кораблей и наступившая темнота.
Потеряв из виду противника, русские корабли отошли к Федониси для устранения повреждений. Отсюда Ф.Ф.Ушаков отправил Потемкину реляции о победе и сбитый с одного из турецких линейных корабельный флаг. «Я сам удивляюсь проворству и храбрости моих людей, — писал Командующий Черноморским флотом, — они стреляли в неприятельский корабль не часто и с такой сноровкою, что, казалось, каждый учится стрелять по цели». По случаю победы русского флота — Екатерина II писала князю Потемкину: «Победу Черноморского флота над Турецким мы праздновали вчера молебствием у Казанской… Контр-адмиралу Ушакову великое спасибо прошу от меня сказать и всем его подчиненным».
В результате Керченского сражения была сорвана попытка Турции высадить десант в Крым. В честь этой крупной победы в 1915 году один из эсминцев Черноморского флота был назван «Керчь». Противник понес большие повреждения и потери в живой силе. В данном сражении Ф.Ф.Ушакова старался дать командирам кораблей определенную самостоятельность в маневре («каждому по способности случая») и в максимально возможной степени использовать огневую мощь их кораблей, сосредоточив огонь на флагмане неприятеля. И командиры с честью оправдали доверие своего командующего.
Михаил Назаров
Никита Кузнецов
Военный университет МО РФ
Литература:
- Военная история: Учебник. «Воениздат». М.: 2006.
- История военного искусства: Учебник. М.: Воениздат, 1984.
- Военная энциклопедия: В 8 т. М., 1994–1998. Т.1-4.
- Шефов И.А. Самые знаменитые войны и битвы России. М., 1999.
- Лубченков Ю.Н. Самые знаменитые полководцы России. М., 1999.
Комментарий НА "Командиры с честью оправдали доверие своего командующего"