300 лет назад, 30 августа (10 сентября) 1721 г., между Россией и Швецией был заключен Ништадтский мир, завершивший Северную войну, длившуюся 21 год (1700-1721 гг.). Договор был подписан со стороны России Яковом Брюсом и Андреем Остерманом, со стороны Швеции — Юханом Лилльенстедтом и Отто Стрёмфельдом. Город Ништадт (сейчас в составе Финляндии; шведское название — Нюстад, финское — Уусикаупунки).
Прежде чем вернутся к событиям трехсотлетней давности, хотелось бы напомнить, что Россия тогда воевала за возвращение захваченных шведами в 16-17 вв. русских земель и выход к Балтийскому морю. Через него лежал самый короткий, удобный и надежный для тех времен путь сношений с крупнейшими европейскими государствами — Великобританией, Нидерландами, Францией и Данией, с которыми Московия имела уже постоянные и оживленные торговые связи. Следовательно, возвращение утраченных портов на Балтике диктовалось, прежде всего, потребностями экономического развития страны. Но оно было также важно и в интересах укрепления обороноспособности: на протяжении веков эти земли являлись плацдармами, с которых немецкие «рыцари», а позднее шведские феодалы вели наступление на русскую территорию.
Теперь о самом договоре, необходимо подчеркнуть, что договор изменил русско-шведскую границу, ранее закреплённую Столбовским мирным договором 1617 года. Согласно договору Швеция признавала присоединение к России Ингерманландии (Ижорской земли), Выборга, части Карелии с Кексгольмом, Эстляндии с Ревелем и Нарвой, Лифляндии с Ригой, островов Эзель, Даго, Моон и других земель до границы с Курляндией. Россия обязывалась возвратить Швеции Финляндию, занятую в ходе войны, и выплатить 1,5 млн. рублей в качестве компенсации за отходившие к ней земли.
Трактат предусматривал взаимное освобождение военнопленных, амнистию преступникам и перебежчикам военного времени (за исключением сподвижников И.С.Мазепы и Гордиенко); восстанавливал торговые отношения на основе принципа наибольшего благоприятствования.
Таким образом, Россия добилась своего, прорубив не просто окно, а широченную дверь в Европу.
Следует сказать, что Ништадтский мир внес последние штрихи в ту карту международных связей Европы, создавать которую начали предшествующие ему Утрехтский и Раштадтский договоры (1713 и 1714 гг. соответственно). Он знаменовал перестановку сил, произошедшую к тому времени в Европе. Франция утратила положение гегемона в континентальной политике, ее давний противник — Австрия, хотя и вошла в число держав-победительниц над Швецией и даже получила новые территории, тоже утратила былое влияние. Все больший вес в международных делах стали приобретать морские державы — Англия и Нидерланды, а после Полтавской победы и Россия.
Победа в Северной войне превратила Россию из мало кому известного восточного царства в великую, простиравшуюся на многие сотни и тысячи километров империю, обладавшую могущественными армией и флотом, поддерживавшую связи со многими государствами. Борьба за выход к морю была завершена, что позволило установить прочные экономические связи с Европой.
22 октября 1721 года канцлер Г.И.Головкин поднес Петру титулы Великого Отца Отечества и Императора, тем самым подчеркивая новый статус. Принятие данного титула отражало принципиально важные изменения в международном положении России: она вошла в число великих держав, от позиции которых зависело решение важнейших европейских проблем.
В память о Ништадском договоре, Санкт-Петербурге в Летнем саду в 1726 году была установлена беломраморная скульптурная группа «Мир и Победа. Ништадтский мир» итальянского ваятеля П. Баратты. Обнажённая женская фигура с рогом изобилия и опрокинутым горящим факелом олицетворяет Россию. У её ног находятся щит, пушка и барабан, символизирующие бдительность. Россию венчает лавровым венком богиня победы Ника, которая держит пальмовую ветвь — символ мира, а ногой попирает поверженного льва, геральдический символ Швеции. В ногах у богини трепыхается польский орёл. Лев лапой придерживает картуш с надписью на латыни: «Magnus est qui dat et qui accipit sed maximus qui ambe haec dare potest». («Велик и тот, кто даёт, и тот, кто принимает. Но самый великий тот, кто и то и другое свершить может»).
Центральная фигура Петергофского каскада фонтанов — Самсон, раздирающий пасть льву, также знаменует победу русского оружия в Северной войне.
Полковник Г.Цобехия
Военный университет МО РФ