Л.O. Утесов
I895-1982
Композитор Дмитрий Покрасс сказал о нем так: «Леонид Утесов — это очень большое, очень значительное явление в искусстве, это высокая классика жанра». Он пропагандист джаза, корифей эстрады, утверждавший в искусстве новые принципы. В этом артисте и дирижере было много огня, темперамента, искреннего задора. Это добрый, уникальный человек с большим чувством юмора.
Помимо многих концертов, проведенных в Союзе, Л.Утесов выезжал с гастролями в Прибалтику, Париж, Берлин, где интересовался мастерством выдающихся эстрадных артистов. В Париже слушал великолепных певцов, любовался танцевальными номерами, побывал на концертах джаз-оркестров с первоклассными музыкантами. После увиденного и услышанного, появилась мысль о создании собственного джаза.
В 1928 году Утесов, собрав музыкантов, приступил к отработке первой программы. Вначале оркестр состоял всего из 10 человек. Инструменты у всех свои. Зарплату им не платили, но ребята были отличные.
8 марта 1929 года стало днем рождения эстрадного оркестра (Теа- джаза) под руководством Леонида Утесова. Выступления состоялись в Москве, вначале на сцене Малого оперного театра, а затем в саду им. Дзержинского.
Успех был ошеломляющим. Пресса сообщала, что зрители «сошли с ума, на их лицах растянулась одна широкая улыбка». Теа-джаз оказался слаженной «машиной», работающей четко и умно. А их дирижер — это «камертон», носитель музыки.
Леонид Осипович Утесов (Лейзер Вайсбен) родился 9 (21) марта 1895 года в Одессе, в Треугольном переулке, 11, в семье мелкого коммерсанта. Драматург Ф. Липскеров рассказывал, как однажды к его бабушке-акушерке, жившей в том же переулке, прибежала ночью домработница от жильцов Вайсбен и с волнением прокричала: «Мадам повивальная бабка! Хватайте свой родильный чемоданчик и рысью скачите в квартиру № 7. Моя хозяйка готова рассыпаться!» И появилось двое близнецов. Одного из них назвали Леонидом. Он был пятым ребенком в семье. Утесов как-то заметил: «Многие бы хотели родиться в Одессе, но не всем это удается».
Отец Леонида любил музыку, шутки, острое слово. Главой же дома была мать, не терпевшая сентиментальности и сюсюканья. Она следила за тем, чтобы дети были сыты, одеты, обуты и учились. Не ее вина, что Леонид не получил высшего образования, хотя остальные дети этого добились. Утесов шутил, что образование у него «высшее без среднего» и что он окончил институт Склифосовского (здесь его однажды оперировали). Впрочем, в его биографии упоминается коммерческое училище Генриха Файга. Учитель математики, француз де Метц, устраивал борцовские встречи, на которых громко объявлял: «Даю три рубля тому, кто положит Ледю!» (так звали Леонида и тогда, когда он стал взрослым). И начинались жаркие схватки. Но если побеждал Ледя, то он получал всего лишь один рубль.
Юношу можно было увидеть всюду: в спортзале, хоре, драмкружке Его интересовали цирк, принадлежавший жандармскому полковнику Малевичу, синематограф, театр. Но особенно он увлекался музыкой, из-за нее пропускал занятия. По нескольку часов Леонид мог слушать игру соседа скрипача, подрабатывающего на свадьбах, а по вечерам с друзьями бежал на Приморский бульвар к памятнику Дюка Ришелье, где играли попеременно итальянский, румынский и духовой оркестры. Родители, узнав об увлечении сына, наняли ему учителя музыки. Хотя мечтали, чтобы Леонид получил специальность инженера, или адвоката, или врача.
Учеба была запущена, и вскоре любителя музыки исключили из училища. В 1909 году Леонид поступает в цирковую труппу Г. Бараданова. Условия работы оказались тяжелыми. Не выдержав нагрузки, он покидает цирк. Одно время работал в Херсоне у дяди в скобяной лавке, но вскоре возвращается в родную Одессу.
В 14 лет Л. Утесов — гитарист струнного оркестра Ярчука- Кучеренко в иллюзионе «Люкс», что на Успенской улице, 127, рядом с Треугольным переулком, носящим сегодня имя Утесова. Случайно Леонид познакомился с артистом Скавронским, который помог ему поступить в Кременчугский театр, где началась его театральная карьера. Леонид Утесов выступал с шутками, песенками, рассказами и танцами, почти не обращался к суфлерам, органично вписывался в спектакли с одной-двух репетиций.
Был и Херсон, где он поступил в местную труппу театра миниатюр. Сам артист не без юмора объяснял причину своего стремительного отъезда из города: у него начался роман с женой полицейского пристава, женщиной редкой красоты. Но муж оказался ревнив и обещал убить молодого ловеласа. Выступая в Александровске (ныне Запорожье), Леонид встретил артистку Елену Иосифовну Ленскую. Они поженились и прожили вместе почти 49 лет.
В 1914 году Леонид Осипович поступает в Одесский Большой Ришельевский театр, который стал для него настоящим университетом. В том же году он начинает учебу в консерватории, но война прервала ее. Его призывают в армию. Однако, в окопы он не попал: врачи обнаружили у него болезнь сердца и освободили от военной службы.
С начала революции и до конца гражданской войны Леонид Утесов работал в Одесском доме артиста, руководимом Ю. Морфесси, и одновременно выступал в театре, за кулисы которого однажды явился Г. Котовский и поблагодарил его за игру. В своей книге артист вспоминает о популярном тогда в Одессе кафе «Робина», где был устроен оригинальный аукцион. Здесь он продавал «оковы полководца», оставшиеся после освобождения его из тюрьмы. Кстати, одесситка, купившая эти кандалы, попросила положить их на гроб Г. Котовского, когда того хоронили в 1925 году.
В 1921 году Леонид Утесов уезжает в Москву, где поступает в «Те- ревсат» (Театр революционной сатиры, ныне театр им. Маяковского). Работал он с воодушевлением, брался за трудные роли, причем материально жил плохо. Как-то с группой артистов Утесов попал в Кремль.
После выступлений им сказали, что за труды полагается паек: на столе появились ломти черного хлеба, селедка, леденцы. В Кремле он выступал и в 1935 году — на приеме в честь челюскинцев. Утесов по просьбе Сталина трижды исполнил босяцкую песню «С одесского кичмана».
Но шло время и у Утесова опять появилось чувство неудовлетворенности. Он уезжает в Петроград — его пригласили в «Палас-театр», принадлежавший В. Резникову. Здесь играл в драматических спектаклях и в оперетте. А однажды афиши «Палас-театра» сообщили, что артист Утесов предстанет перед публикой во всех жанрах: как певец, танцор, музыкант, клоун, жонглер, акробат, куплетист и рассказчик. Все номера были исполнены профессионально. Спектакль шел 6 часов!
И снова новое место работы — «Свободный театр» на Невском проспекте, 72. Именно тут Леонид Утесов исполнял танго на канате, танцевал модное шимми, выступал музыкальным эксцентриком. Поистине артист неограниченных возможностей.
Не было ему чуждо и кино: снимался в фильмах «Карьера Спирьки Шпындыря», «Чужие». Но все перечисленное являлось лишь преамбулой к тому, что так дорого нам в Леониде Утесове, — к джазу. Джаз- оркестра, подобно созданному им, не было еще нигде. И здесь он выступал в разных ипостасях: и как дирижер, и как певец, и как конферансье. Все сопровождалось забавно продуманными приемами. Он «брал» зрителей не силой своего голоса, а теплотой.
Особую популярность Утесов приобрел после появления в 1934 году на экранах кинофильма «Веселые ребята». Кинокомедия имела колоссальный успех. Песни в исполнении Утесова запела вся страна. Чарли Чаплин, посмотрев фильм, прислал телеграмму: «В России умеют здорово смеяться».
Жизнь популярного артиста все же не была спокойной. Он нередко подвергался грубым и несправедливым нападкам. Требовали распустить джаз. Но Леонид Утесов был не только всенародным любимцем, а и уважаемым человеком среди членов высшего партийного аппарата. И он смог сохранить свой оркестр, мюзик-холл и театр эстрады.
Песни Утесова были чрезвычайно популярны. Во время Отечественной войны в одном из авиационных полков «Песня старого извозчика» служила радиомаяком. Возвращаясь с боевого задания, летчики шли на свой аэродром, а вел их голос Леонида Осиповича. 9 мая 1945 года он вместе с оркестром дал концерт в Москве, на площади перед Большим театром.
В послевоенный период звания и награды давали щедро, но Утесова долго обходили. Лишь в 1947 году ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств и только в
1965-м он стал народным артистом.
Но пришло время, когда на сцену вернулись джаз, саксофон, лак на обуви и стиль. Эстрада возрождалась. Леонид Осипович готовит программы «Всегда с вами» (1952), «И в шутку, и всерьез» (1953), «Серебряная свадьба» (1954).
В 1955 году Утесов серьезно заболел, пришлось лечь в больницу, подумывая о том, чтобы оставить оркестр. После выздоровления его пригласили в театр на роль Шельменко в пьесе Г. Квитки-Основьяненко «Шельменко-денщик». Вернувшись в оркестр, он подготовил новые программы: «Только для друзей» (1956), «Песня — наш спутник» (1958), «Перелистывая страницы» (1962).
Годы не шли, а уже бежали. Все труднее становилось вести весь концерт. Утесов погрузнел, постарело лицо. И пришел день, когда оркестр впервые выступил без него.
Более 70 лет жизни Леонид Утесов отдал сцене и эстраде, о чем он рассказал в книгах «Моя Одесса», «Записки актера», «С песней по жизни», «Спасибо, сердце».
В сентябре 1967 года из жизни ушла его жена, Елена Иосифовна. Утесов тяжело переживал одиночество, ему был необходим друг, помощник, человек, с которым можно поговорить по душам. Таким человеком оказалась Антонина Ревельс. Вместе со своим партнером и мужем В. Новицким она 17 лет проработала в оркестре Утесова, исполняя акробатические этюды. После смерти мужа пришла в дом Леонида Осиповича и сделала все, чтобы облегчить и продлить его жизнь. Последние годы жизни были нелегкими. 21 января 1982 года скончалась Эдит Леонидовна, единственная дочь Утесова. Он выступал с ней, гордился ее успехами. Смерть дочери для него была огромным горем.
9 марта 1982 года сердце Леонида Осиповича Утесова, которое никогда не знало покоя, не выдержало. Со знаменитым Артистом прощались в Большом зале Центрального дома работников искусств. Похороны состоялись на Новодевичьем кладбище.
Сам Утесов как-то сказал: «Когда я умру, этак лет через сто, к сожалению, это случится, позовите к моей могиле оркестр. Если я не вскочу из гроба, значит, я действительно умер».
Комментарий НА "«Выступает джаз Леонида Утесова!» Что к этому можно добавить?"