Ликвидация очага агрессии в Азии

   70 лет назад 8 августа 1945 года СССР вступил в войну против Японии. Советский Союз, денонсировавший в апреле 1945 г. советско-японский Пакт о нейтралитете, подтвердил на Берлинской конференции свою готовность начать боевые действ против вооруженных сил милитаристской Японии в интересах быстрейшего окончания Второй мировой войны и ликвидации очага агрессии в Азии.

     К концу июля 1945 года советские войска, вероятно, завершившие накопление передовых боевых частей в Забайкалье и на Дальнем Востоке, увеличивали свои авиационные, танковые и зенитно-артиллерийские подразделения. Японская разведка получала различную информацию о надвигающемся наступлении Красной армии. Часто оценка возможностей противника не совпадала с его реальными намерениями. Генштаб Императорской армии же был, как правило, более пессимистичным в своих взглядах, чем командование Квантунской армии. Некоторые офицеры Генерального штаба ожидали вторжения советских войск в конце августа, другие работники аналитических отделов, как в Токио, так и в Чанчуне говорили о вероятности проведения наступления ранней осенью, возможно, тогда, когда и американские войска нападут на Японию. Некоторое количество офицеров все еще надеялось, что Советский Союз сдержит свои обязательства в соответствии с договором о нейтралитете от 1941 года, срок которого истекал в апреле 1946 года.

       Между тем, японские войска отступали под натиском американской авиации и ударами военно-морских сил, и почти все важные городские и индустриальные центры метрополии были уничтожены. Утром 6 августа 1945 года в небо поднялся самолет-бомбардировщик В-29 «Суперкрепость», который его командир полковник Тиббетс назвал «Энола Гэй» — в честь своей матери. Именно в этом самолете находилась первая урановая бомба мощностью 20 килотонн «Малыш».  В 8 часов 14 минут 15 секунд полковник Тиббетс отдал приказ открыть створки бомбового люка «Энолы Гэй». Первая атомная бомба стерла с лица земли город Хиросиму, за считанные секунды погибло более 100 тыс. человек. Однако японское командование даже после такой демонстрации силы не объявило о капитуляции.

   8 августа СССР объявила Японии войну, а 9 августа в небо поднялся очередной бомбардировщик В-29, названный своим командиром майором Суини «Грейт Артист». В бомбовом отсеке этого самолета находилась вторая атомная бомба, прозванная «Толстяком». Основная цель бомбометания – город Кокура – был скрыт облаками. Майор развернулся на запасную цель. Так была решена судьба Нагасаки. От взрыва погибло около 73 тыс. человек, а вскоре от облучения и ранений умерло еще около 35 тысяч.

     Что касается причин вступления СССР в войну, то кроме выполнения союзнических обязательств у Советского Союза имелись и другие причины, заставившие его вступить в эту войну. Прежде всего, надо было обеспечить безопасность своих дальневосточных границ. Япония вплоть до конца 1943 г. планировала нападение на СССР и захват его территории до меридиана Омска, что составляло более 2/3 общей площади Советского Союза. Систематически нарушался советско-японский пакт о нейтралитете.     Следует подчеркнуть, что за четыре года японские военные корабли около 200 раз останавливали и досматривали советские торговые и рыболовные суда, некоторые уводили в свои порты, а 18 — потопили. У советских дальневосточных границ находилась более чем миллионная группировка войск, подготовленная для нападения на СССР. Основу  группировки составляла Квантунская армия. Это заставляло Советский Союз во время войны с Германией держать на Дальнем Востоке от 32 до 59 дивизий сухопутных войск и от 10 до 29 авиационных дивизий, около 1 млн. личного состава, 8-16 тыс. орудий и минометов, свыше 2 тыс. танков и САУ, 3-4 тыс. боевых самолетов, более 100 боевых кораблей. В разные периоды войны на Дальнем Востоке находилось от 15 до 30 % Советских Вооруженных  Сил.     Кроме того, являясь союзницей Германии, Япония в течение всей войны оказывала ей политическую и экономическую помощь, поставляла разведывательную информацию, снабжала стратегическим сырьем, предоставляла свои морские базы для немецких подводных лодок.     Таким образом, вступая в войну против Японии, Советский Союз преследовал справедливые цели: приблизить конец второй мировой войны; обезопасить свои дальневосточные границы; вернуть территории, ранее захваченные Японией у России; помочь народам Юго-Восточной Азии в их борьбе за национальную независимость, выполнить обязательства перед своими  союзниками.

   С мая по июль 1945 г. с запада на Дальний Восток и в Забайкалье было переброшено на расстояние 9-11 тысяч км. большое количество войск, особенно подвижных соединений. Основной поток передислокаций началась с мая 1945 г. Всего переброшено: 403 тыс. человек л/с, 7 137 орудий и минометов, 2 119 танков и САУ, 17 374 автомашин, 1,5 тыс. тракторов и тягачей.

      Состав советских войск: Забайкальский фронт (Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский), 1-й Дальневосточный (Маршал Советского Союза К.А. Мерецков), 2-й Дальневосточный (генерал армии М.А. Пуркаев). Привлекались также Тихоокеанский флот и Краснознаменная Амур­ская военная флотилия. Главнокомандующим войсками на Дальнем Востоке был маршал Советского Союза Александр Василевский, координацию действий сил ВМФ и ВВС осуществляли адмирал флота Николай Кузнецов и главный маршал авиации Александр Новиков.

     Замысел операции: Силами войск Забайкальского, 1-го и 2-го Даль­невосточных фронтов осуществить стремительное вторжение в глубь Маньчжурии на всех трех стратегических направлениях, нанося основ­ные удары с территории МНР на восток и с территории Советского Приморья на запад, овладеть важнейшими военно-политическими и эконо­мическими центрами Мукден, Чанчунь, Харбин, Гирин, расчленить главною группировки войск Квантунской армии на две части, окружить их и последовательно уничтожить в Северной и Центральной Маньчжурии. Ведущая роль в операции отводилась Забайкальскому и 1-му Дальневосточному фронтам, которые должны были нанести главные удары по сходящимся направлениям на Чанчунь. Поражение милитаристской Японии в короткие сроки было возможным только за счет разгрома расположенной в Маньчжурии Квантунской армии.

    Поражение милитаристской Японии в короткие сроки было возможным только за счет разгрома расположенной в Маньчжурии Квантунской армии. Исходя из этого, Советское главное командование выработало стратегический план действий, который предусматривал уничтожение главных сил сухопутных войск Японии действиями ударных группировок Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов.

    В ночь на 9 августа части Красной армии атаковали неприятельские позиции, началась Маньчжурская стратегическая наступательная операция, в которой участвовали войска Забайкальского фронта 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и Монгольская народно-революционная армия во взаимодействии с Тихоокеанским флотом и Амурской флотилией. После мощной артиллерийской подготовки и бомбового удара советские войска прорвали оборону японцев и начали быстрое продвижение вглубь Манчжурии. Сопротивление оказывали лишь специальные оборонительные узлы. За 5 дней войска Забайкальского фронта продвинулись на 250-400 километров. Но подобные темпы наступления были далеко не везде. Японцы сражались до последнего, активно действовали солдаты-смертники, бросавшиеся с привязанной к поясу гранатой или миной под танки. Особенно сильное сопротивление противник оказывал в полосе наступления 1-го Дальневосточного фронта. 16 августа советские войска вступили на территорию Кореи. В итоге Маньчжурской операции советские войска разгромили Квантунскую армию, освободили Маньчжурию, часть Северного Китая и Северную Корею (до 38-й параллели).

    11 августа началась Южно-сахалинская операция войск 16-й армии 2-го Дальневосточного фронта и Северной Тихоокеанской флотилии против японских войск. Цель операции – освободить южную часть Сахалина, которую обороняли усиленная 88-я пехотная дивизия(19 тыс. человек), опиравшаяся на пограничный Котонский укрепленный район, и до 10 тыс. японских резервистов. Ударом 56-го стрелкового корпуса с фронта и высадкой морских десантов во вражеский тыл японская группировка была разгромлена. Отторгнутая Японией в 1905 г. южная часть Сахалина 25 августа стала составной частью СССР.

   18 августа Советские Войска начали Курильскую десантную операцию.            В результате разгрома японских войск в манчжурии и на острове Сахалин были созданы условия для освобождения северных островов Курильской гряды. Ключевой позицией японцев являлся остров Шумшу, оборона которого состояла из долговременных сооружений, прикрывавшихся полевой и зенитной артиллерией. Острова Шумшу и Парамушир оборонял гарнизон численностью более 80 тыс. человек, усиленный 60 танками. Состав нашего десанта составлял 8824 человека, 205 орудий и минометов. В обеспечении и в огневой поддержке десанта участвовали до 60 кораблей и судов, 78 самолетов и береговая батарея с мыса Лопатка. Утром 18 августа на остров Шумшу был высажен передовой отряд десанта. Преодолевая сильное сопротивление противника, части десанта захватили небольшой плацдарм, на который к вечеру были высажены главные силы. Десантные войска развернули наступление в глубь острова. 22 августа японский гарнизон острова Шумшу капитулировал. 24 августа был освобожден остров Парамушир, а ко 2 сентября были освобождены все Курильские острова. Курильская десантная операция явилась последней операцией Второй мировой войны.

     2 сентября 1945 г. в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Вторая мировая война завершилась, продлившись шесть лет и один день.

      Героизм советских бойцов, командиров и политработников на Дальнем Востоке был массовым и многообразным. Об этом в своих книгах рассказывают участники минувшей войны: Маршал Совет­ского Союза А.М. Василевский, генералы А.П. Белобородов,   И.И. Людников, И.А. Плиев и многие другие авторы мемуарных и военно-исторических трудов.

      Уже в первый день войны с японскими милитаристами, 9 августа, подвиги, подобные подвигу Александра Матросова, закрывшего телом амбразуру вражеского ДЗОТа, совершили парторг мсб. 205 тбр.                              И.И. Баторов, командир зенитного орудия старшина I статьи Н.Н. Голубков, погранич­ник сержант П.И. Овчинников, рядовой отдельного пулеметного батальона Г.Е. Попов. В последующие дни своей жизнью рада успеш­ного выполнения боевой задачи пожертвовали еще 12 солдат и матросов.

      Советские бойцы и командиры совершали бессмертные подвиги, в том числе групповые, и в борьбе с танками противника, прорвав­шимися в район боевых позиций. Не имея возможности остановить вражеские машины другими средствами, они со связками гранат бро­сались под танки, и, жертвуя жизнью,  уничтожали ее. В бою на острове Шумшу сержанты И.И. Кобзарь, П.В. Бабич, Н.М. Рында, матрос Н.К. Власенко во главе с командиром взвода подрывников лейтенантом А.М. Водыниным дали клятву стоять насмерть, но задер­жать врага. Герои ценою своей жизни остановили семь японских танков. Из всей группы остался в живых только П.В. Бабич.

     Ряд подвигов самопожертвования воинов связан с защитой в бою своих командиров, когда солдаты и матросы ценою своей жизни спасали жизнь своим командирам.

     Известны примеры, когда наши воины, оказавшись в окружении, предпочитали смерть позорному плену. Но даже перед уходом из жиз­ни они стремились уничтожить, возможно, большее число врагов. Такой подвиг совершил комсорг 390-го батальона автоматчиков сержант Мишаткин.

     Советское правительство высоко оценило храбрость и мужество воинов, участвовавших в разгроме Японии. 308 тыс. человек были награждены боевыми орденами и медалями, из них 93 удостоены зва­ния Героя Советского Союза. Орденами награждены также свыше 300 соединений, частей и кораблей. 25 получили звание гвардейских, почетные наименования Хинганских. Амурских, Уссурийских, Харбинских, Мукденских, Порт-артурских, Сахалинских, Курильских и других присвоены более 220 соединениям и частям.

Горячий советский патриотизм, благородные и справедливые цели войны являлись источником немеркнущих ратных подвигов наших воинов в ожесточенной борьбе с фашистской Германией. Эти же источники воодушевляли советских воинов, когда они вступили в борьбу против японского агрессора ради обеспечения безопасности нашей Родины.

 

Габриэль Цобехия

Военный университет МО РФ

 

 

 

 

     Литература:

  1. Военная история. «Воениздат» М.: 2012.
  2. История второй мировой войны. 1939–1945: В 12 т. М., 1980.
  3. Разгром японского милитаризма во второй мировой войне: Матери­алы науч.-практ. конференция, 12–13 августа 1985 г. М., 1985.
  4. Ким Г.Ф., Можейко И.В. Сорокалетие разгрома японского милита­ризма. М., Воениздат, 1985.
  5. Внотченко Л.Н., Егоров П.Я. Разгром агрессора на Дальнем Вос­токе. М.: Знание, 1975.
  6. Кошкин А.А. Вступление СССР в войну с Японией в 1945 г. // Новая и новейшая история. 1995. № 4.
  7. Победа на Востоке: К 40-летию разгрома милитаристской Японии. М.: Воениздат, 1985.
  8. Барынькин В.М. Маньчжурская наступательная операция // Военно-исторический журнал. 1995. № 5.
  9. Гареев М. Маньчжурская стратегическая наступательная операция // Свободная мысль. 1995. № 8.

Комментарий НА "Ликвидация очага агрессии в Азии"

Оставить комментарий