Михаил Ненашев: «База сильного Флота – разумная экономическая политика»

Михаил НенашевМихаил Ненашев

Роль отечественного Флота – военного и гражданского, судостроительной промышленности, морской науки – в жизни России, в международных процессах становится все актуальнее и геополитически возрастает. Об этом, а также о том, как ситуация в экономике влияет на военную и морскую сферы, рассказал председатель Общероссийского Движения поддержки Флота (ДПФ, действует с 1991 года, отстаивает интересы всего флотского сообщества России и объединяет его многочисленных представителей), член генерального совета «Партии Дела», депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации V созыва кандидат политических наук капитан 1 ранга запаса Михаил НЕНАШЕВ.

Михаил Петрович, что подвигло вас к работе по всесторонней, в частности, общественно-политической поддержке Российского Флота?

– Благосклонность судьбы: в мае 1978 года меня призвали на действительную срочную военную службу – матросом на Северный флот. При этом стать флотским офицером я мечтал с юношества.

В Заполярье служба началась в «учебке» в Североморске, потом продолжилась на корабле, базировавшемся в Лиинахамари Мурманской области.

Во время флотской службы подал рапорт на поступление в высшее военно-морское политическое училище, которое находилось в Киеве. По его окончании вновь был направлен на Северный флот.

На выбор жизненного пути объективно и история родной Воронежской области повлияла. Она, хотя и воспринимается многими как сухопутный регион, является колыбелью регулярного Русского Флота: именно здесь строились, спускались на воду в большом количестве под руководством Петра Великого первые боевые корабли Государства Российского.

В 1990-е годы в разных регионах большой страны, особенно в ряде тех республик, которые ныне якобы независимы, было много подлого как в отношении защитников общего нашего государства, так и членов их семей.

Будучи к тому времени капитан-лейтенантом, имея опыт офицерской службы и на корабле, и в штабе – политотделе Кольской флотилии Северного флота, я видел приближение и кризисных времен, и времени надежд на действительное обновление страны.

Конечно, в 1990-е годы сильно поменялось все, вплоть до общественного мнения: тогда, после десятилетий государственного патриотизма, оно впало в крайность принижения всего государственного, отечественного.

Кстати сказать, на приемлемый уровень здравого смысла в области патриотизма мы и сегодня еще не вышли, иначе не имели бы, к примеру, такое телевидение, кино, такую культуру. Но большая часть нашего общества и тогда с уважением относилась к человеку в военной, морской форме.

Самым страшным было другое: во многих так называемых элитных и властных кругах сформировался тогда курс, по сути, на разворовывание, на уничтожение военного, морского, промышленного потенциала страны, на сдачу позиций России в мире. Такой политике надо было противостоять, надо было пытаться объединить здоровые силы нашего Отечества.

Именно тогда по вашей инициативе был образован Общественный совет «300 лет Российскому Флоту» – предтеча Общероссийского Движения поддержки Флота. Как вам удалось собрать и объединить сподвижников в ныне многочисленное всероссийское морское сообщество? Что удалось сделать для реального содействия возрождению отечественного Флота?

– В сентябре 1991 года я предложил товарищам по службе в Военно-Морском Флоте, в Вооруженных Силах, из других морских, речных структур страны создать общественную организацию ради сохранения и развития в новых политических, экономических условиях флотской, военной и оборонно-промышленной системы нашего Отечества.

Ведь мы повсюду в стране видели, мягко скажем, неразбериху из-за дележа власти или желание многих влиятельных кругов, персон соответствовать новой моде на следование всему западному в ущерб российскому, или растерянность, пассивность в обществе.

Наша общественно-государственная работа в интересах Флота – военного, гражданского, судостроительной промышленности – началась с того, что мы выбрали такую действительно объединяющую все слои общества, людей разных политических, экономических взглядов историческую дату, сама подготовка к которой сплачивала позитивом, отрезвляла заблудших.

Таковой стала подготовка к 300-летию создания Российского Флота. Ее мы считали работой по практической поддержке нашего Флота. Это было важно со всех точек зрения – так мы смогли привлечь более-менее значимое внимание имеющихся на тот период институтов власти, общества к флотским проблемам.

Тогда, в сентябре 1991 года, создание морской общественной организации – Общественного совета «300 лет Российскому Флоту» – стало для многих вызовом: мало кого всерьез интересовала эта тема. Но уже через несколько месяцев, когда мы стали проявлять свою общественную и творческую активность, реальное внимание на всех уровнях стало понемногу проявляться.

Если говорить о конкретных направлениях работы в 1990-е годы по помощи Флоту, то наша организация обращалась во все властные инстанции, к руководителям регионов, экономических структур за реальным содействием по поддержке флотских коллективов, начиная с выплаты денежного содержания, с организации материальной поддержки кораблей, частей нашего Флота.

Мы на всех уровнях заявляли, что остановилось строительство кораблей, и предлагали свою помощь в этом деле. Еще одно из важнейших направлений работы – это действия по поддержке Черноморского флота, севастопольцев, крымчан, которые оказались под юрисдикцией Украины на тот момент.

За три десятилетия деятельности ДПФ вместе с рядом других организаций смогло добиться того, что идея системного развития морского, океанского потенциала нашей страны укрепилась в широком российском общественном сознании, в соответствующих властных институтах.

Россия – великая морская держава. Мы должны всегда об этом помнить и все делать для сохранения этого статуса нашего Отечества. В свое время ДПФ инициировало создание такого института, как Морская коллегия при Правительстве России.

ДПФ содействовало в 1990-е – начале 2000-х годов достройке трех кораблей. Первый – предназначенный для Военно-Морского Флота России морской тральщик «Валентин Пикуль», достроенный на Средне-Невском судостроительном заводе. Если бы не вмешалось ДПФ, его бы «порезали на иголки» – не было средств на достройку. После вхождения в боевой состав ВМФ России тральщик на протяжении 15-ти лет считался самым новым кораблем Черноморского флота.

К слову, говоря о последовательно реализованном впоследствии Пикулевском общественно-государственном проекте, следует отметить, что ДПФ организовало создание и установку памятника великому русскому писателю-моряку в Мурманске, памятного знака в Санкт-Петербурге, провело ряд всероссийских мероприятий, посвященных выдающейся личности Валентина Саввича Пикуля и осмыслению его творческого наследия.

Два других корабля, с нашей помощью достроенные более 20-ти лет назад пограничные сторожевики «Ханты-Мансийск» и «Югра», и ныне несут морскую службу.

Мы издали ряд базовых книг по морской проблематике, которые имеют большое значение для подготовки флотских кадров, в том числе – стотысячным тиражом – книгу «Флотоводец» о выдающемся Наркоме Адмирале Флота Советского Союза Николае Герасимовиче Кузнецове.

В 1999 году нашим движением была организована всероссийская конференция, которая положила начало разработке в нашей стране национальной морской политики на доктринальном уровне.

И, конечно, мы оказывали и оказываем адресную помощь: в трудоустройстве военных моряков, ушедших в запас, в организации их профессиональной переподготовки и по другим социальным направлениям поддержки людей Флота.

В нашу организацию входят представители основных социальных слоев российского общества, товарищи по Флоту, которые отслужили и служат в настоящее время в ВМФ России, береговой охране пограничной службы ФСБ России, представители морского транспортного и речного флота, судостроительной и судоремонтной промышленности, рыбопромыслового флота, морской науки, народного флота – яхтинга.

Общероссийское Движение поддержки Флота состоит из 63-х региональных отделений, объединяющих более 50 тысяч членов ДПФ – индивидуальных и коллективных.

В одном из аналитических комментариев, анализируя состояние военно-морских сил Соединенных Штатов Америки, американского ледокольного флота, вы подчеркнули, что США в настоящее время сложно конкурировать в данной сфере с Россией. Каковы, по вашему мнению, перспективы развития отечественного Флота?

– Нашему Флоту, и военному, и гражданскому, очень нужны сегодня и завтра сотни и сотни новых кораблей, судов, а конкретно ВМФ России – еще и сотни самолетов, вертолетов. Схожая необходимость в обновлении корабельно-катерного, авиационного состава, инфраструктурного обеспечения сложилась и в береговой охране погранслужбы.

Тема развития судостроения, судоремонта, всего оборонно-промышленного комплекса всегда актуальна: Флот – военный, гражданский, судостроительная, судоремонтная промышленность – единое целое!

По сравнению с 1990-ми годами обстановка улучшилась: основные, хотя и не все, заводы, верфи нашей страны ныне загружены заказами на два-три года, а то и на пять лет вперед. А ведь еще в начале 2010-х годов руководители коллективов, образно говоря, бегали за заказами.

Более того, в России ныне начали строить современные гражданские транспортные, рыбопромысловые суда. Я недавно присутствовал на калининградском заводе «Янтарь» на церемонии подъема Государственного флага России на новом траулере-сейнере. Он был построен для камчатского рыболовецкого колхоза. Кстати, в советские времена подобные траулеры закупались в основном за границей.

К сожалению, многие комплектующие в целом для промышленности все еще импортируются из-за рубежа, потому что их разработка идет не так быстро, как необходимо. Эта большая проблема жестко напоминает о необходимости действительного импортозамещения.

Мы начали активно строить атомные и дизель-электрические подводные лодки с новыми тактико-техническими характеристиками и системами вооружения.

Трудно, но идет развитие судостроительной, судоремонтной базы в Крыму, в Севастополе. Больше всего у нас проблем в промышленности – в судоремонте и в модернизации самих заводов.

А что касается моих размышлений по теме отечественного атомного подводного флота и по теме строительства в России ледоколов, я акцентировал внимание на реальных успехах в ряде секторов нашего судостроения.

Мы можем сегодня уже в практической плоскости обсуждать новое явление на флоте – создание подводных лодок, надводных кораблей с уникальным, мощнейшим оружием. Я особо подчеркивал и подчеркиваю значение работ по проектированию, разработке безэкипажных подводных платформ, которые в случае агрессии против России могут быть использованы для нанесения такого удара по противнику, что он обязан много раз подумать, прежде чем на нас нападать!

И по ледокольной теме: у американцев, их союзников такого количества и такого класса ледоколов, как у нас, нет. Они даже и не прогнозируют, когда смогут их построить.

С точки зрения развития атомного подводного флота наш ВМФ адекватен современным вызовам и способен нанести уничтожающие удары по любому противнику. Но если говорить, к примеру, об авианосцах, то мы очень сильно отстаем. По наличию таких надводных кораблей, как крейсеры, эсминцы, мы уступаем по количеству американцам вместе с их союзниками.

Защищая интересы страны, Военно-Морской Флот России сейчас находится на морской, океанской вахте. С точки зрения выбора стратегии развития, движения морской мысли речь идет о принципе геополитической эффективности. Если еще десять лет назад много кораблей стояло у причалов, то сейчас большинство – в походах, на боевой службе. То же самое можно сказать и о береговой охране погранслужбы.

Нагрузка на товарищей по Флоту резко возросла. Профессионализм наших моряков находится на высоком уровне, и это показывает война с мировым террористическим интернационалом в Сирии. А американцы со своим флотом, армией за последние десять лет свою, скажем так, всюду заявляемую квалификацию подтвердить не смогли.

Размышляя о другой составляющей части Российского Флота – гражданского транспортного флота, необходимо подчеркнуть, что для страны, для российских регионов жизненно важно системное решение государственной проблемы – проблемы развития речного флота, всей инфраструктуры внутренних водных путей страны.

К сожалению, до сих пор не решена проблема перевозок наших грузов нашими же морскими, речными компаниями: всего 2 процента отечественных грузов перевозит российский транспортный флот.

Есть взаимодействие военное, а есть политическое. Насколько можно судить по вашим выступлениям в средствах массовой информации, вы ратуете за, так скажем, оборонный прагматизм: совместные учения проводить стоит, но не надо забывать о том, что мы с США являемся…

Кем мы являемся для США, а они для нас с военной, военно-морской точки зрения? Мы враги? Конкуренты? Есть ли сферы, в которых мы можем быть союзниками? Как бы вы в целом оценили военное, военно-морское взаимодействие России со странами НАТО?

– С США мы, конечно же, соперники – уже более 150-ти лет, за небольшим исключением, и редко были союзниками. А в некоторых исторических периодах мы были врагами. Достаточно вспомнить, как американцы планировали уничтожить во время холодной войны все крупные города нашей страны ядерным оружием!

Ныне до открытых военных, военно-морских столкновений пока дело не дошло, но американцы наглеют всюду.

Во взаимоотношениях с Китаем и Индией мы – партнеры-союзники. Китайский и индийский корабельные флоты были в основе своей созданы в результате нашего сотрудничества с ними: мы строили им корабли, подводные лодки в девяностые и в начале двухтысячных годов. Сейчас тоже, но в меньшем количестве.

Во время различных встреч с представителями многих стран Азии, Латинской Америки, Африки, ряда европейских стран я не раз слышал о том, что они приветствуют российский Военно-морской флаг и в своих регионах, и всюду – настолько их достало американское доминирование.

Большие симпатии к российским морякам в разных странах имеют многовековую историю, и такого уважительного отношения нет ни к одному сильному флоту в мире.

Сферы, в которых мы можем и должны взаимодействовать с США, их союзниками, сателлитами, со всеми дееспособными странами, есть. К примеру, в борьбе с морским пиратством – это одна из разновидностей терроризма.

Борьба с пиратством требует международной кооперации, потому что сейчас, с учетом пандемии, мировая торговля на 90 процентов основывается на морских коммуникациях. И мы должны эти коммуникации в интересах всего человечества защищать. Наш Флот, и военный, и пограничный, транспортный, рыбопромысловый, эти задачи способен решать.

«Партия Дела», которую вы представляете в качестве члена ее генерального совета, выступает за изменение экономической политики. Как реализация партийных планов скажется на военной, морской сферах?

– Как любой здравомыслящий военный человек, гражданин своего Отечества, я ратую за то, чтобы у нас было совершенное оружие и техника, хорошо подготовленные кадры для защиты России, для отстаивания ее интересов во всех океанах, регионах мира.

Для того, чтобы это все было, нам нужны современные заводы, сильные ученые, инженеры, соответствующего уровня персонал, рабочие и наиболее эффективные системы финансирования всего этого комплекса.

Россия – страна, имеющая все необходимые ресурсы для достойной жизни всего народа и развития государства, а значит, необходим приемлемый уровень управления.

Разумная экономическая политика позволяет обеспечивать всем необходимым и тех, кто работает на «гражданке», и тех, кто несет военную, военно-морскую службу. Поэтому вопросы, к примеру, обеспечения жильем, работой, вопросы стоимости, обслуживания кредитов, условия по налогам волнуют всех людей, как носящих погоны, так и тех, кто в запасе, отставке, членов их семей. Это миллионы наших соотечественников.

В том же Китае уже 20 лет существует такая практика, когда судостроители могут взять огромный или средний кредит под ноль процентов. А у нас только на выплате запредельных процентов еле-еле концы с концами сведешь, а можешь и разориться. Не дают развиваться производствам. Этому препятствуют чрезвычайно высокая цена электроэнергии, металла, другие беды с формированием цен на все и вся.

«Партия Дела» поднимает архиважные темы развития отечественного производства и, соответственно, полноценного обеспечения промышленной, военной, военно-морской безопасности страны. И предлагает пути решения проблем, пути развития. Именно поэтому ее инициативы, устремления интересны, близки военным нашей страны.

Версия интервью,

опубликованного ИА Regnum

9 февраля 2021 года