Стратегический план премьер-министра.
Во время Второй мировой войны сохранение господства над Эгейским морем приобрело важное значение. Острова Додеканес, главным образом остров Родос, должны были предоставить державам Оси аванпост, дающий им возможность сдерживать активности Союзников в Восточном Средиземноморье.
Премьер-Министр Англии Уинстон Черчилль верил, что захват Додеканеса может принести гораздо больше выгоды, чем просто порты и аэродромы. Захват мог стать началом привлечения нейтральной Турции, в союз с Великобританией.
Остров Кастеллоризо (Kastellorizo), лежит в Эгейском море, это самый удаленный остров Греции, от которого больше ста километров до ближайшего греческого берега, но всего лишь два километра до Турции. В период Второй мировой он был одним из островов итальянского Додеканеса (Isole Italiane dell’ Egeo). Итальянский флот впервые занял архипелаг в 1912, но полностью Италия приобрела Кастеллоризо в 1921 году по Лозаннскому договору. Это помогло укрепить Восточный оборонительный периметр «Новой Римской Империи» Бенито Муссолини в начале Второй мировой войны.
В 1940 году местное население составляло приблизительно 1400 человек. Во время итальянской оккупации большие налоги и ограничения, наложенные на греческую православную церковь, осложнили жизнь местного населения, и способствовала сильному антиитальянскому настрою.
С другой стороны, итальянцы значительно улучшили инфраструктуру острова, создав больницу, школу и проведя электричество. Торговля между итальянским Додеканесом и Италией, а также между самими островами продолжала расти в течение многих лет, как и военная мощь Италии в регионе.
Необходимость владения островами Додеканес для контроля над Эгейским морем осознавалась военными лидерами на протяжении столетий — от античности до начала Второй мировой войны.
Владение островами давало итальянцам преимущества во время нескольких конфликтов; многочисленные порты обеспечивали итальянскому флоту стоянку для блокады Крита в 1897 году и служили передовой базой против турок во время Турко-итальянской войны (1911-1912).
Черчилль предполагал, что десятки новых дивизий, которые будут привлечены из вооруженных сил Балканских «союзников», могут быть направлены против немцев и итальянцев, что вынудит страны Оси израсходовать большое количество живой силы и средств для противодействия этой новой угрозе на новом фронте. Кроме того, аэродромы в Турции могли быть использованы Королевскими ВВС для противодействия поставкам нацистам нефти, из румынских нефтяных месторождений.
Однако к началу 1941 года турецкий президент Исмет Иненю не решался принять британские предложения присоединиться к союзникам.
Исход войны был еще далеко не решен, и, по мнению многих наблюдателей, все шло к победе Оси. Не забываем, что в феврале 1941 года только Великобритания не капитулировала перед Осью. Англичане пришли к выводу, что для того, чтобы склонить на свою сторону неохотную Турцию, потребуются решительные действия.
Захват итальянского Додеканеса создание базы торпедных катеров, и окончательный контроль над Эгейским морем, могли в этом помочь.
С этой целью англичане разработали план проведение операции по захвату острова под кодовым названием «Воздержание». После нападения на Таранто и успеха операции «Компас», британцы поверили, что победить Италию будет проще простого.
Операция «Воздержание» была намечена на конец февраля 41-го года и предполагала задействование сил, прибывших с Кипра, Александрии и Крита. Общая численность задействованных сил была весьма впечатляющей и помогает проиллюстрировать важность, которую британское руководство придавало миссии. Два крейсера (HMAS Perth и HMS Bonaventure), семь эсминцев, одна подводная лодка, одна канонерская лодка, и в довершение всего, одна вооруженная яхта (HMS Rosaura).
Ответственность за создание плацдарма на острове легла на плечи 200 коммандос, которые должны были быть привезены на эсминцах «HMS Decoy» и «HMS Hereward» вместе с группой из 24 морских пехотинцев, доставленных на борту канонерки «HMS Ladybird».
Этим людям предстояло сокрушить итальянский гарнизон, установить оборонительный периметр и подготовиться к прибытию второго отряда.
Необходимо подчеркнуть, что силы итальянцев на острове были весьма скромные. Итальянский гарнизон состоял из 35 человек. Итальянские войска на Кастеллоризо состояли из разношерстной смеси обычных солдат и солдат Финансовой гвардии (вооружённые таможенники). Обязанности гарнизона заключались в обеспечении элементарной безопасности и в подержании станции связи.
Руководить операцией «Воздержание» было поручено Адмиралу Эндрю Каннингему, одному из величайших морских офицеров войны.
Он отправил свой «флот» с первой волной атакующих в плавание 24 февраля, и через несколько часов военные корабли незаметно заняли позицию у берегов Кастеллоризо.
Незадолго до рассвета 25 февраля был отдан приказ начать боевые действия, и первый эшелон десантников с бортов эсминцев отправился в порт острова, тем самым положив начало первой серьезной попытке британцев захватить Эгейское море.
Британские эсминцы «HMS Decoy» и «HMS Hereward» беспрепятственно вошли в гавань Мегисти; их неожиданное прибытие удивило итальянцев. Оборонительного плана у итальянцев не было, да и 35 человек не могли противостоять британским коммандос.
Британские коммандос одержали победу, и более трети итальянских сил погибло во время этого столкновения. Коммандос смогли захватить порт и несколько пленных, но их миссия не увенчалась полным успехом. Итальянский радист успел передать на Родос сообщение о том, что произошло на базе: скоро прибудет итальянское подкрепление.
Но англичан не беспокоила возможная контратака итальянцев. Они считали, что итальянцы будут пассивны и вообще никак не отреагирует на захват острова. В этом заключалась их главная ошибка.
Первым на зов помощи отреагировали летчики. Бомбардировщики были посланы с авиабазы на Родосе контр-адмиралом Луиджи Бьянчери, для атаки на британские позиции, всего через несколько часов после того, как коммандос высадились на берег.
Воздушные бомбардировки губернаторского замка, гавани и прилегающих к ней объектов, а также склона холма, на котором англичане сосредоточили свои силы, имели положительные результаты.
Поздно вечером 26-го, итальянцы высадили небольшую разведывательную партию на Кастеллоризо. Отряд состоял из солдат 50-й пехотной дивизии «Регина». Примерно 65 человек провели несколько часов в разведке, оценивая состав и вооружение британских сил, а также провели разведку боем. Затем разведчики погрузились на ожидавшие их суда и благополучно отбыли на Родос.
Вторая волна британских сил вторжения, которые расположилась на борту судна «HMS Rosaura», должна была прибыть в Кастеллоризо ранним утром 26-го числа. Они должны были быть доставлены в гавань Мегисти, усиливая войска на острове. Однако эта запланированная высадка не состоялась, и британским коммандос было отказано в подкреплении. Поскольку Адмиралтейство не было уверено в ситуации на острове, вторичную высадку с Кипра перенаправили в Александрию.
Что касается итальянцев, то утром 27-го они всерьез приступили к наземной части своей контратаки. Военно-морская флотилия, возглавляемая лично Адмиралом Бьянчери, состояла из торпедных катеров «Лупо» и «Линсе», моторных катеров «МАС546» и «МАС561», и эсминцев «Криспи» и «Села». Флотилия доставила на остров Кастеллоризо почти 340 солдат и матросов, большей частью из IV батальона 9-го пехотного полка 50-й пехотной дивизии «Регина».
В состав отряда входило около двух десятков человек из противотанкового взвода с двумя 47-мм орудиями, и минометный взвод, оснащенный парой 81-мм минометов.
Итальянцы быстро продвинулись вглубь острова, укрепляя позиции по мере продвижения, и оттеснили британцев назад, в конце концов, вынудив большую часть защитников окопаться в районе мыса Нафти. Итальянские войска были поддержаны катером «Лупо», который использовал свою 3,9-дюймовую пушку для обстрела вражеских позиций. Значительная часть огня «Лупо» была направлена на мыс Нифти и его потрепанных защитников, что вызвало серьезные сомнения в прочности этого последнего бастиона британской обороны.
Таким образом, итальянское повторное завоевание Кастеллоризо стало одним из редких случаев во время Второй мировой войны, когда войска Оси смогли отбить и удержать остров, который они ранее потеряли.
Однако британский флот решил нанести «прощальный» удар в последние часы операции «Воздержание».
Итальянцы разместили свои суда внутри бухты Мегисти, чтобы помочь охранять только что отвоеванную гавань. Они ожидали контратаку англичан, и им не пришлось долго ждать.
Ранним утром британский эсминец «HMS Jaguar» вошел в гавань Мегисти с торпедами наготове. Однако на этот раз «Ягуар» не пытался высадить войска. Вместо этого он пытался уничтожить суда итальянцев. Началась перестрелка. «Ягуар» выпустил четыре торпеды в гавань и скрылся. Все торпеды промахнулись и, не причинив вреда, врезались в берег.
События битвы за Кастеллоризо во время операции «Воздержание» остаются практически неизвестными даже для многих исследователей Второй мировой войны. Информация и отчеты об этой операции скудны и часто сводятся к обычной сноске или вообще не упоминаются в Западном освещении войны.
Успешное завершение операции «Воздержание» могло бы многое изменить. Далеко идущий стратегический план Черчилля для региона оказался нереализованным.
Томаева Ирэна
Тедеева Виктория
Военный университет Минобороны РФ