«Воздержание»

Премьер-министр Англии Уинстон ЧерчилльПремьер-министр Англии Уинстон Черчилль

Стратегический план премьер-министра.

       Во время Второй мировой войны сохранение господства над Эгейским морем приобрело важное значение. Острова Додеканес, главным образом остров Родос, должны были предоставить державам Оси аванпост, дающий им возможность сдерживать активности Союзников в Восточном Средиземноморье.

       Премьер-Министр Англии Уинстон Черчилль верил, что захват Додеканеса может принести гораздо больше выгоды, чем просто порты и аэродромы. Захват мог стать началом привлечения нейтральной Турции, в союз с Великобританией.

Остров Кастеллоризо на карте

       Остров Кастеллоризо (Kastellorizo), лежит в Эгейском море, это самый удаленный остров Греции, от которого больше ста километров до ближайшего греческого берега, но всего лишь два километра до Турции.  В период Второй мировой он был одним из островов итальянского Додеканеса (Isole Italiane dell’ Egeo). Итальянский флот впервые занял архипелаг в 1912, но полностью Италия приобрела Кастеллоризо в 1921 году по Лозаннскому договору. Это помогло укрепить Восточный оборонительный периметр «Новой Римской Империи» Бенито Муссолини в начале Второй мировой войны.

Гавань на острове Кастеллоризо в 40-е годы

        В 1940 году местное население составляло приблизительно 1400 человек. Во время итальянской оккупации большие налоги и ограничения, наложенные на греческую православную церковь, осложнили жизнь местного населения, и способствовала сильному антиитальянскому настрою.

       С другой стороны, итальянцы значительно улучшили инфраструктуру острова, создав больницу, школу и проведя электричество. Торговля между итальянским Додеканесом и Италией, а также между самими островами продолжала расти в течение многих лет, как и военная мощь Италии в регионе.

       Необходимость владения островами Додеканес для контроля над Эгейским морем осознавалась военными лидерами на протяжении столетий — от античности до начала Второй мировой войны.

       Владение островами давало итальянцам преимущества во время нескольких конфликтов; многочисленные порты обеспечивали итальянскому флоту стоянку для блокады Крита в 1897 году и служили передовой базой против турок во время Турко-итальянской войны (1911-1912).

      Черчилль предполагал, что десятки новых дивизий, которые будут привлечены из вооруженных сил Балканских «союзников», могут быть направлены против немцев и итальянцев, что вынудит страны Оси израсходовать большое количество живой силы и средств для противодействия этой новой угрозе на новом фронте. Кроме того, аэродромы в Турции могли быть использованы Королевскими ВВС для противодействия поставкам нацистам нефти, из румынских нефтяных месторождений.

       Однако к началу 1941 года турецкий президент Исмет Иненю не решался принять британские предложения присоединиться к союзникам.

      Исход войны был еще далеко не решен, и, по мнению многих наблюдателей, все шло к победе Оси. Не забываем, что в феврале 1941 года только Великобритания не капитулировала перед Осью. Англичане пришли к выводу, что для того, чтобы склонить на свою сторону неохотную Турцию, потребуются решительные действия.

       Захват итальянского Додеканеса создание базы торпедных катеров, и окончательный контроль над Эгейским морем, могли в этом помочь.

       С этой целью англичане разработали план проведение операции по захвату острова под кодовым названием «Воздержание».  После нападения на Таранто и успеха операции «Компас», британцы поверили, что победить Италию будет проще простого.

      Операция «Воздержание» была намечена на конец февраля 41-го года и предполагала задействование сил, прибывших с Кипра, Александрии и Крита. Общая численность задействованных сил была весьма впечатляющей и помогает проиллюстрировать важность, которую британское руководство придавало миссии. Два крейсера (HMAS Perth и HMS Bonaventure), семь эсминцев, одна подводная лодка, одна канонерская лодка, и в довершение всего, одна вооруженная яхта (HMS Rosaura).

HMAS Perth

     Ответственность за создание плацдарма на острове легла на плечи 200 коммандос, которые должны были быть привезены на эсминцах «HMS Decoy» и «HMS Hereward» вместе с группой из 24 морских пехотинцев, доставленных на борту канонерки «HMS Ladybird».

      Этим людям предстояло сокрушить итальянский гарнизон, установить оборонительный периметр и подготовиться к прибытию второго отряда.

      Необходимо подчеркнуть, что силы итальянцев на острове были весьма скромные. Итальянский гарнизон состоял из 35 человек. Итальянские войска на Кастеллоризо состояли из разношерстной смеси обычных солдат и солдат Финансовой гвардии (вооружённые таможенники). Обязанности гарнизона заключались в обеспечении элементарной безопасности и в подержании станции связи.

        Руководить операцией «Воздержание» было поручено Адмиралу Эндрю Каннингему, одному из величайших морских офицеров войны.

       Он отправил свой «флот» с первой волной атакующих в плавание 24 февраля, и через несколько часов военные корабли незаметно заняли позицию у берегов Кастеллоризо.

       Незадолго до рассвета 25 февраля был отдан приказ начать боевые действия, и первый эшелон десантников с бортов эсминцев отправился в порт острова, тем самым положив начало первой серьезной попытке британцев захватить Эгейское море.

       Британские эсминцы «HMS Decoy» и «HMS Hereward» беспрепятственно вошли в гавань Мегисти; их неожиданное прибытие удивило итальянцев. Оборонительного плана у итальянцев не было, да и 35 человек не могли противостоять британским коммандос.

Высадка британских коммандос

        Британские коммандос одержали победу, и более трети итальянских сил погибло во время этого столкновения. Коммандос смогли захватить порт и несколько пленных, но их миссия не увенчалась полным успехом. Итальянский радист успел передать на Родос сообщение о том, что произошло на базе: скоро прибудет итальянское подкрепление.

       Но англичан не беспокоила возможная контратака итальянцев. Они считали, что итальянцы будут пассивны и вообще никак не отреагирует на захват острова. В этом заключалась их главная ошибка.

       Первым на зов помощи отреагировали летчики. Бомбардировщики были посланы с авиабазы на Родосе контр-адмиралом Луиджи  Бьянчери, для атаки на британские позиции, всего через несколько часов после того, как коммандос высадились на берег.

Итальянские бомбардировщики

       Воздушные бомбардировки губернаторского замка, гавани и прилегающих к ней объектов, а также склона холма, на котором англичане сосредоточили свои силы, имели положительные результаты.

      Поздно вечером 26-го, итальянцы высадили небольшую разведывательную партию на Кастеллоризо. Отряд состоял из солдат 50-й пехотной дивизии «Регина». Примерно 65 человек провели несколько часов в разведке, оценивая состав и вооружение британских сил, а также провели разведку боем. Затем разведчики погрузились на ожидавшие их суда и благополучно отбыли на Родос.

       Вторая волна британских сил вторжения, которые расположилась на борту судна «HMS Rosaura», должна была прибыть в Кастеллоризо ранним утром 26-го числа. Они должны были быть доставлены в гавань Мегисти, усиливая войска на острове. Однако эта запланированная высадка не состоялась, и британским коммандос было отказано в подкреплении. Поскольку Адмиралтейство не было уверено в ситуации на острове, вторичную высадку с Кипра перенаправили в Александрию.

          Что касается итальянцев, то утром 27-го они всерьез приступили к наземной части своей контратаки. Военно-морская флотилия, возглавляемая лично Адмиралом Бьянчери, состояла из торпедных катеров «Лупо» и «Линсе», моторных катеров «МАС546» и «МАС561», и эсминцев «Криспи» и «Села». Флотилия доставила на остров Кастеллоризо почти 340 солдат и матросов, большей частью из IV батальона 9-го пехотного полка 50-й пехотной дивизии «Регина».

Итальянский торпедный катер

      В состав отряда входило около двух десятков человек из противотанкового взвода с двумя 47-мм орудиями, и минометный взвод, оснащенный парой 81-мм минометов.

       Итальянцы быстро продвинулись вглубь острова, укрепляя позиции по мере продвижения, и оттеснили британцев назад, в конце концов, вынудив большую часть защитников окопаться в районе мыса Нафти. Итальянские войска были поддержаны катером «Лупо», который использовал свою 3,9-дюймовую пушку для обстрела вражеских позиций. Значительная часть огня «Лупо» была направлена на мыс Нифти и его потрепанных защитников, что вызвало серьезные сомнения в прочности этого последнего бастиона британской обороны.

Губернатор итальянского Эгейского моря-генерал Чезаре де Векки (в центре) в инспекционной поездке по Додеканесу. Адмирал Бьянчери стоит слева на снимке.

       Таким образом, итальянское повторное завоевание Кастеллоризо стало одним из редких случаев во время Второй мировой войны, когда войска Оси смогли отбить и удержать остров, который они ранее потеряли.

      Однако британский флот решил нанести «прощальный» удар в последние часы операции «Воздержание».

     Итальянцы разместили свои суда внутри бухты Мегисти, чтобы помочь охранять только что отвоеванную гавань. Они ожидали контратаку англичан, и им не пришлось долго ждать.

        Ранним утром британский эсминец «HMS Jaguar» вошел в гавань Мегисти с торпедами наготове.  Однако на этот раз «Ягуар» не пытался высадить войска. Вместо этого он пытался уничтожить суда итальянцев. Началась перестрелка. «Ягуар» выпустил четыре торпеды в гавань и скрылся. Все торпеды промахнулись и, не причинив вреда, врезались в берег.

Итальянский гарнизон на Кастеллоризо марширует к кладбищу во время церемонии чествования погибших во время операции «Воздержание», ноябрь 1941 года

        События битвы за Кастеллоризо во время операции «Воздержание» остаются практически неизвестными даже для многих исследователей Второй мировой войны. Информация и отчеты об этой операции скудны и часто сводятся к обычной сноске или вообще не упоминаются в Западном освещении войны.

       Успешное завершение операции «Воздержание» могло бы многое изменить. Далеко идущий стратегический план Черчилля для региона оказался нереализованным.

Томаева Ирэна

Тедеева Виктория

Военный университет Минобороны РФ