Так вышло, что у украинского народа сразу два хозяина — собственное глубинное государство и американское deep state, причём одно другого не лучше
Более 30 лет официальный Киев демонстрирует несостоятельность внешней и внутренней политики, в которой нормой стали дисфункция власти и партийный тупик. Создание партий по образу и подобию телесериала «Слуга народа» или музыкального шоу Святослава Вакарчука «Голос» пробило дно политической системы и показало, что во главе Украины может стоять кто угодно, потому что этим квазигосударством управляют не всенародно избранные президент и парламент, а некое глубинное государство. На исходящие из него импульсы и реагируют публичная власть и экономика. Вот почему непосвящённым не понять решения «государственных мужей» в политической, экономической и общественной областях, поскольку они — всего лишь ширма для реальной власти.
В зазеркалье
Что же представляет собой глубинное государство Украины? Уже само понятие «глубинное» указывает на подводную часть айсберга официальной законодательной и исполнительной власти, которую трудно или вообще невозможно контролировать с помощью выборов. Именно в этой, скрытой от электората части, и находится некое титульное сословие — неподконтрольная избирателям финансовая и промышленная элита и чиновники высшего класса.
Причём структура украинского глубинного государства организована на примитивном уровне по сравнению, например, с deep state USA и состоит из олигархического и коррупционного консенсусов, причём у большинства заинтересованных сторон отсутствуют принципиальные разногласия. Как говорил монтёр Мечников из «Двенадцати стульев», «согласие есть продукт при полном непротивлении сторон».
В первом консенсусе, как видно из названия, участвуют только олигархи. Одним из его создателей был Леонид Кучма. Перед ним стояли две задачи: выработать новые механизмы управления экономикой, переживавшей бардак 1990-х годов, и поспособствовать интеграции украинской экономики в глобальный рынок, чего не могли сделать «красные директора». Именно при Кучме появились финансово-промышленные группы, а назначенные им топ-менеджеры в жёсткой конкурентной борьбе выбрались из грязи в князи, то есть в олигархи. Сегодня они делят между собой большие ренты, устанавливают через своих министров тарифы, договариваются о правилах ведения бизнеса. Где удаётся, конечно.
Во втором консенсусе — чиновничья элита, в том числе представители прокуратуры, полиции, судебной системы и другие высшие чиновники, а также топ-менеджеры крупных, но не имеющих национального значения корпораций. Эти распределяют между собой коррупционную ренту. При этом надо отметить, что коррупционный консенсус появился на Украине ещё до обретения самостоятельности, но в качестве структуры глубинного государства начал формироваться при Викторе Януковиче.
Какая экономика, такая и власть
Понятно, что в глубинном государстве должна быть и глубинная экономика. Она включает монополизированную олигархами часть публичной экономики, основанной на государственной инфраструктуре и пользующейся государственной поддержкой, и коррупционную часть, в которую помимо олигархов входит средний и мелкий бизнес, содержащий (как же без них?) коррумпированных чиновников.
В соответствии с достигнутыми договорённостями между олигархами рента распределяется в зависимости от размера капитала, который определяется не списками Forbes, а внутренними договорённостями. Если прийти к соглашению не удаётся, вопрос решается «правом сильного». Например, Виктор Янукович, став президентом, решительно перераспределил олигархическую ренту в свою пользу, что привело к конфликту с группой Лёвочкина-Фирташа, а она, в свою очередь, втянула в конфликт часть общества.
Янукович изрядно насолил также участникам криминального консенсуса, отобрал часть бизнеса у крупных топ-менеджеров, не побрезговал средним и даже мелким предпринимательством. Владелец компании, зарабатывающей в год свыше 10 тыс. долл., неизбежно попадал в поле зрения чиновников и обязан был платить дань или же терял фирму. При этом Виктор Янукович разрушил равновесие в олигархическом и коррупционном консенсусах, не выстроив другой системы «сдержек и противовесов». Он нарушил главное правило олигархии: если конкурент не в твоей стае, его можно немножко погрызть, но не обгладывать до костей, чтобы потом не пришлось срочно эвакуироваться на дачу к другу под Ростовом. В конечном счёте Янукович пал жертвой собственной жадности.
Пётр Порошенко в этом плане более успешный бизнесмен и капитан глубинной экономики. Он заново выстроил под себя олигархический и коррупционный консенсусы. Причём олигархический консенсус перераспределил в свою пользу, заключив для этого союз с Ринатом Ахметовым и отодвинув в сторону Игоря Коломойского и Дмитрия Фирташа.
Деньги в офшорах
Украинские олигархи крадут деньги, но делают это в соответствии с законом — почти легально. Происходит это так: за счёт высоких тарифов олигархи получают сверхприбыль, выводят её в офшоры, а купленные депутаты и чиновники покрывают дефицит бюджета за счёт внешних заимствований. Собственно, так и устроена финансовая система Украины.
По данным украинского Минфина, в августе этого года государственный долг достиг почти 134 млрд долл. и продолжил расти. Как сообщил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, в 2024 году госдолг превысит 221 млрд долл., что составит 104,6% ВВП. То есть ныне живущее поколение украинцев завещает своим потомкам расплачиваться по счетам, отметьте, совсем не бедного глубинного государства.
Рост экономики глубинного государства увеличивается по мере накопления теневого капитала — это как бы прописная истина. Например, у бывшего премьер-министра Украины и вице-премьер-министра по топливно-энергетическому комплексу Юлии Тимошенко, без сомнения, есть не только официальные доходы. Во время предвыборной кампании она указала в декларации лишь скромную «зарплату» от партии «Батькивщина», между тем Юлия Владимировна живёт ничуть не хуже владельца бизнес-империи Игоря Коломойского и с середины 1990-х годов носит титул «газовая принцесса». Её теневой капитал складывался из коррупционной составляющей, сформированной во время работы в правительстве в виде ренты и других криминальных доходов. Однако эта «статья доходов» не стала публичным капиталом, как у Ахметова, Коломойского, Пинчука, Фирташа и других олигархов, у которых «тень» их капиталов переросла по размеру основной капитал и сама стала публичным капиталом.
Так что настоящий объём теневой украинской экономики — загадка века. В 2014 году Государственный комитет статистики Украины оценивал её примерно в 16-19% ВВП, Министерство экономического развития и торговли — в 42%, группа экономистов во главе с профессором Фридрихом Шнайдером из Университета Иоганна Кеплера в Линце (Австрия) — в 52,8%. А ректор Киевского политехнического института имени Игоря Сикорского доктор технических наук профессор Михаил Згуровский, у которого украинские журналисты нашли незадекларированного имущества на 2 млн долл. в США и Черногории, утверждал, будто стоимость контрабандных потоков, заходящих на Украину, превышает годовой бюджет страны. И ему, наверное, виднее…
Летом 2021 года Министерство экономики Украины опубликовало исследование, в котором пришло к выводу, что объём теневой экономики в 2020 году достиг 30% ВВП страны (1,25 трлн грн.) и за год вырос на 3%. С 2022 года подобные исследования не проводились — у власти Незалежной появились другие заботы. Между тем теневая экономика продолжает коррупцией разъедать государственные институты и может запустить саморазрушение государства. Что, вероятно, и происходит сейчас на Украине.
Но коррупция, власть и бизнес настолько срослись, что если начать борьбу с коррупцией, Украина элементарно развалится. Чиновники любого уровня просто не смогут без взятки принять ни одного решения, потому что, во-первых, они не будут без денег знать, какое решение от них ждут, а во-вторых, им нечего будет передавать «наверх», и любого из них просто уволят, как неспособного обеспечивать благосостояние верхних эшелонов госуправления. Системой взяток пронизаны все государственные структуры Украины. В неё вовлечена огромная армия людей, получающих свою коррупционную ренту, в силу чего они обязаны стоять на страже существующего режима.
Надо отметить, что в 2016 году всё же была предпринята попытка установить хотя бы минимальный контроль за коррупционными потоками. Депутаты Верховной рады приняли закон, обязывающий должностных лиц, в том числе самих депутатов, подавать электронные декларации о своём имуществе — вроде как пчёлы против мёда. И что изменил этот закон? По словам руководителя Национального агентства по предотвращению коррупции Александра Новикова, декларацию об имуществе и доходах за 2021 год подали всего 28 депутатов Рады и только один министр. А с началом специальной военной операции ВС РФ на Украине Зеленский ветировал закон о декларировании доходов, и только под угрозой лишиться западных кредитов на общую сумму 15,6 млрд долл. был вынужден возобновить его действие. Правда результат всё равно оказался нулевым — так уж устроено глубинное государство Украины.
Вся президентская рать
И в чём же сила президентской власти в глубинном государстве? В Службе безопасности (СБУ), Генеральной прокуратуре (ГПУ), в других структурах силового блока, которые делают президента Украины арбитром олигархов и помогают перераспределять олигархический консенсус в том числе и в свою пользу. Кроме того, президент возглавляет внешнеполитический и внешнеэкономический блок, а также заводит в страну инвестиции. И обойти его, например, через Кабинет министров невозможно, поскольку вся энергетическая отрасль напрямую зависит от внешнеполитических решений президента, а там крутятся очень большие деньги.
Кроме того, через Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) президент курирует стратегическую инфраструктуру страны, которая тоже связана с энергоносителями. Все олигархи локти себе кусают при виде такого жирного куска, доставшегося сейчас Зеленскому. Наконец, президент Украины курирует армию и Военно-промышленный комплекс (ВПК). А во время войны это настоящий Клондайк. На региональном экономическом форуме в Киеве 22 сентября премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что в целом «государство направит в этом году на сектор безопасности и обороны почти 2 трлн гривен» или 18,2% ВВП. По словам премьера, на это пойдут все налоговые поступления. Согласитесь, какой открывается простор!..
Премьер-министр тоже получает свою долю, хоть и намного меньшую. Дело в том, что президент управляет стратегическим денежным потоком, который никогда не иссякает и позволяет рассчитать свою капитализацию в длительном промежутке времени, а премьер-министр управляет оперативными денежными потоками — налоговыми и таможенными сборами, отчислениями в государственные фонды. Сегодня их густо, а завтра — пусто.
Сорочинская ярмарка 2.0
Украинская Верховная рада — это место, где всё продаётся и всех покупают. Причём с точки зрения глубинного государства парламентские фракции и коалиции — деньги на ветер. Поэтому в 2016 году и отказались от их создания и перешли к формированию непубличного большинства. Главная роль в этих структурах у некоего руководящего ядра. До недавнего времени это были люди Рината Ахметова, Игоря Коломойского, Сергея Лёвочкина, Дмитрия Фирташа и прочих представителей олигархата. Теперь непубличным большинством депутатов напрямую управляет офис президента. И для принятия нужного закона покупается нужное количество голосов из числа «лиц, приближённых к императору». Если законы не принимаются, то и голоса не покупаются. Всё, что требуется депутату — нажать кнопку и получить конверт в руки. Ну а депутаты от других партий должны сидеть смирно и не выступать, если не хотят потерять свою долю малую из рук власти.
Выступать от имени глубинного государства позволено далеко не всем даже внутри депутатской фракции «Слуга народа». Однопартийцы часто не понимают, какую «пургу», причём совершенно безнаказанно, несёт их коллега, заместитель председателя Комитета по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Марьяна Безуглая. Отдельные непонятливые однопартийцы не один раз предлагали её строго наказать, вплоть до лишения депутатского мандата, но каждый раз чудесным образом гроза пролетала над головой Марьяны. А всё потому, что она транслирует исключительно нужные для СНБО и офиса президента «идеи», которые служат лакмусовыми бумажками для проверки общественного мнения. Среди её самых известных идей — расстрел на месте провинившихся солдат или снятие с должности главкома ВСУ Валерия Залужного.
С другими депутатами офис президента даже не церемонится. Депутат от «Слуги народа» Гео Лерос ещё не успел сойти с трибуны, с которой намекнул, будто глава офиса президента Андрей Ермак «работает на Россию», а по залу уже начали передавать подписной лист с требованием запретить Леросу участвовать в пленарных заседаниях до конца сессии. И ведь запретили, ибо интересы глубинного государства не подлежат не то что критике, а даже публичному обсуждению в парламенте.
Впрочем, глубинному государству вообще не нужен ни парламент, ни верховный суд, ни сама конституция. Об этом, в частности, свидетельствует история выборов в президенты Виктора Ющенко. Во втором туре он проиграл Виктору Януковичу более трёх процентов голосов, но в глубинном государстве решили: Ющенко — президент, и Верховный суд Украины тут же отменил волю украинского народа. Вопреки конституции оперативно провели третий тур, в котором Ющенко якобы получил на два процента голосов больше, чем Янукович, и стал президентом.
Под внешним управлением
А насколько субъектное само глубинное государство Украины? Нарушение конституции страны — всего лишь один из примеров вмешательства в дела страны другого глубинного государства — deep state США. «Революцию гидности» 2013/14 года, как и «Оранжевую революцию» 2004/05 года начинали молодые активисты из формальных и неформальных общественных объединений, существующих на средства некоммерческих организаций, финансируемых американскими и европейскими фондами. А заканчивали — опытные менеджеры из националистических экстремистских организаций. Молодёжь на майдане постояла неделю-другую и уже засобиралась домой — на празднование Рождества, но глубинное государство нашло им применение — перераспределение власти в свою пользу. Тогда и пролилась первая кровь. Теперь уже не секрет, что майдан профинансировали украинские олигархи при поддержке deep state USA.
Другой пример вмешательства американского глубинного государства — судьба Дмитрия Фирташа. Весной 2014 года он в паре со своим бизнес-партнёром Сергеем Лёвочкиным в условиях смуты на Украине сумел выступить в качестве главного арбитра при распределении власти между Виталием Кличко и Петром Порошенко. Порошенко не простил Фирташу неформального лидерства. А тут ещё и план Дмитрия Васильевича единолично захватить международный рынок титана не понравился корпорации The Boeing Company, являющейся неотъемлемой частью deep state USA. В итоге ФБР в 2014 году вдруг вспомнило, что с 2006 года Фирташ находится в международном розыске по обвинению во взяточничестве и созданию преступного сообщества.
В 2016 году Джо Байден рассказал журналу Atlantic, как заставил Петра Порошенко уволить неугодного его сыну, Хантеру Байдену, генерального прокурора Украины Виктора Шокина, который не сумел разобраться в хитросплетениях глубинной экономики двух стран. «Петро, вы не получите свой миллиард долларов, — цитирует журнал Джо Байдена. — Ничего страшного, вы можете оставить [генерального] прокурора. Просто поймите, мы не заплатим, если вы это сделаете». И Порошенко уволил Виктора Шокина.
Таких примеров можно приводить сколько угодно.
И Зеленский им не угодил…
Во время президентства Петра Порошенко публичное и глубинное государство раздвоились. В публичном — Россию объявили агрессором, запретили вести с ней бизнес. В глубинном — бизнес с Россией и в России продолжали вести, причём весьма активно. Но это не устраивало deep state USA, заинтересованное в обострении российско-украинского конфликта, так как он сулил хорошие инвестиции в американский ВПК и богатые заказы на вооружение и военную технику. Поэтому Порошенко сменили на более управляемого Зеленского, изначально мало связанного с олигархическим консенсусом.
На первых порах Владимир Зеленский доверие оправдал. Но сейчас возникла новая проблема. Deep state USA крайне недовольно медлительностью ВСУ, плохой обучаемостью украинских генералов и своеволием ближайшего окружения самого Зеленского, которое якобы старается сберечь украинский генофонд и не торопится отправлять на фронт 18-летнюю молодёжь. Кроме того, слабая борьба с коррупцией мешает Зеленскому активнее доить Евросоюз, что также беспокоит глубинное государство США. Есть и другие претензии.
«Для Соединённых Штатов более длительная война повлечёт за собой как увеличение прямых издержек (таких как увеличение бюджетной и военной поддержки Украины), так и увеличение альтернативных издержек с точки зрения реализации других внешнеполитических приоритетов», — приходит к выводу RAND Corporation (американская некоммерческая исследовательская организация, предоставляющая услуги государственным учреждениям США, Европы, Среднего Востока и Азии).
По всему выходит, что Зеленский не тот, кто может реализовать новую стратегию deep state USA в отношении Украины. Поэтому наркомана хотят поменять на бравого вояку. «Избирательная кампания» главкома ВСУ Валерия Залужного началась в январе 2023 года. Тогда же он неожиданно получил от неизвестного ему американца украинского происхождения миллион долларов в наследство и патриотично перечислил всё до последнего цента на нужды ВСУ. Может быть, и наследства не было, и деньги никто не перечислял, но на фоне коррупционных скандалов вокруг бывшего министра обороны Украины Алексея Резникова это был мощный пиар-ход.
В ещё не начавшейся президентской кампании на Украине в пользу Залужного уже отметились авторитетные западные издания. Почему именно Залужный намечен в потенциальные кандидаты в президенты? Это становится понятно из статьи, опубликованной 22 ноября в американском журнале Foreign Affairs.
«Украина и Запад находятся на неустойчивой траектории, характеризующейся вопиющим несоответствием между целями и имеющимися средствами. Для Вашингтона настало время возглавить усилия по выработке новой политики, которая будет ставить достижимые цели и согласовывать средства и цели… Соединённым Штатам следует начать консультации с Украиной и её европейскими партнёрами по стратегии, основанной на готовности Украины вести переговоры о прекращении огня с Россией и одновременно сместить свой военный акцент с нападения на оборону».
Реализовать новую американскую стратегию на Украине сможет только тот, кого националисты не повесят на первом фонарном столбе на следующий же день после инаугурации. Он должен пользоваться авторитетом в армии и обществе, быть достаточно волевым и одновременно управляемым лидером. Пока таким кандидатом западные СМИ представляют генерала Валерия Залужного. Но в конце декабря, когда официально может стартовать президентская кампания, на политическом горизонте могут взойти и другие украинские «звёзды».
Сможет ли новый президент облегчить участь украинского народа? Это вряд ли. В свою очередь глубинное государство Украины опасается возникновения бунта «бессмысленного и беспощадного» с наездом гражданского общества на власть. Ничем хорошим для олигархов это не кончится. И вот тут на сцене появляется военный диктатор. Типа Валерия Залужного, с которым, возможно, уже обо всём договорились. Глубинное государство умеет убеждать.