Именно при адмирале Горшкове, главнокомандующем ВМФ СССР, было начато и успешно выполнено создание океанского флота, второго по силе в мире, способного достойно противостоять любом противнику.
Началась новая эпоха в истории ВМФ — головная атомная подводная лодка К-3 (пр. 627) под командованием кап. 1 ранга Л.Г. Осипенко прошла первые мили атомного подводного флота с использованием энергии ядерного реактора. Ядерные торпеды были испытаны с борта подводной лодки (ПЛ) пр. 613 в 1955 году. Первые успешные пуски баллистических ракет Р-11ФМ, способных нести боевые ядерные блоки, состоялись 16 сентября 1955 года с борта ПЛ Б-67 (пр. В-611). Комплекс крылатых ракет П-5, созданных в КБ В.Н. Челомея, был также успешно испытан 22 ноября 1957 года с борта ПЛ С-146 (пр.613). В итоге развития морских ракетно-ядерных сил на вооружении советского подводного флота к концу 1966 года стояло 364 крылатых ракеты и 105 баллистических ракет (в США — 656). К 1966 году в процессе создания ракетно-ядерного флота, ракетных надводных кораблей в ВМФ СССР числилось 29 единиц (в ВМС США — 67). За этот период было построено — 4 крейсера, 49 эсминцев, 105 СКР и МПК, 56 атомных ПЛ, 102 дизель-электрических ПЛ. По количеству атомных и ракетных подводных лодок уже к концу 60-х годов Советский Союз превзошел Соединенные Штаты Америки.
За эти достижения в 1965 году С.Г.Горшков награждается званием «Герой Советского Союза», а в 1967 году ему присваивается высшее воинское звание «Адмирал Флота Советского Союза».
Достигнув близкого к паритету с США состояния, флот СССР начал новый этап развития, который фактически продолжался до конца существования СССР. Началось строительство боевых кораблей с темпом, превосходящим американский. Был построен самый большой в мире по водоизмещению и количеству боевых кораблей военный флот. По количеству размещенного на борту кораблей оружия (без учета авиационного вооружения) СССР также превзошел США. С середины 60-х годов, выполняя новую программу строительства вооруженных сил Гречко-Горшкова, было развернуто интенсивное строительство крупных надводных кораблей, фактически руководствуясь принципом «корабль за корабль». Началось создание в СССР мощного авианосного флота, что позволяло полноценно конкурировать с США в мировом океане.
Первый, специально спроектированный корабль с авиационным вооружением (вертолетами корабельного базирования Ка-25) и первыми противолодочными ракетами «Вихрь» — противолодочный крейсер «Москва» вошел в строй в 1967 году. В 1975 году вошел в строй первый крейсер с авиационным вооружением «Киев» с самолетами вертикального взлета Як-38. Всего было введено в строй 4 авианосных крейсера пр.1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку»). 27 марта 1974 года в Ленинграде на Балтийском заводе был заложен один из самых сильных современных кораблей с ракетным вооружением — тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров». Всего было построено 4 таких корабля: «Киров», «Фрунзе», «Калинин» и «Петр Великий».
Флот начал пополнился также большими противолодочными кораблями (БПК) типа «Владивосток», «Кронштадт», «Николаев». Всего до 1979 года было построено 25 единиц этих проектов (8 с крылатыми ракетами и 17 — с противолодочными). В 1968 году был построен первый большой десантный корабль пр.1171 из серии в 14 единиц. Общее число больших и средних десантных кораблей к 1991 году превысило 100 единиц. Основным десантным судном ВМФ СССР стали средние десантные корабли пр.770, 771, 773, построенные в Польше. В состав флота были включены 3 больших десантных корабля типа «Иван Рогов». В течение 80-х и начале 90-х годов были введены в строй три ракетных крейсера типа «Слава», 13 больших противолодочных кораблей типа «Удалой», 20 эсминцев 1-го ранга типа «Современный». Корабли 2-го ранга типа «Бдительный», построенные в нескольких модификациях серией в 41 единицу, стали основой военно-морских сил СССР и России.
«Главком устрашающей эффективности», как называли его еще при жизни соперники-американцы, возглавлял советский флот три десятилетия — с 1956 по 1985 годы.
Сергей Георгиевич Горшков не был, как и Петр Великий, «великим флотоводцем» в том смысле, в каком ими были де Рёйтер, Нельсон, Ушаков или Нахимов. Он не одерживал крупных побед в морских сражениях и даже не планировал их. Его роль была гораздо труднее и в чем-то гораздо выше — создать условия таких побед, создать те материальные условия, ту программу, ту доктрину и ту мечту, которая увенчает победой столетнее устремление русского народа к покорению моря и океана.
Адмирал Горшков своим политическим искусством, мужеством и мудростью добился создания Советским Союзом большого океанского флота, подорвавшего единоличное господство США в мировом Океане. Он заложил основы не только боевого, но и политического использования нашего флота в период господства ядерного оружия и холодной войны. Он выдвинул грандиозную мечту об Океане, понимание морской мощи не просто как «господства над коммуникациями», но как освоения всех возможностей мирового Океана как жизненной среды, как формы существования.
Человек абсолютно закрытый и архиосторожный, Сергей Георгиевич был великолепным политиком.
Только находясь в должности главкома ВМФ три десятка лет, Горшков смог провести все задуманные им преобразования — добиться реабилитации идеи сильного надводного флота после хрущевского погрома, создать океанские силы и средиземноморскую эскадру, выработать формы применения флота в холодной войне, воздать и внедрить новую океанскую стратегию, и, наконец, внедрить те самые авианосцы, в противодействии строительству которых его сейчас модно обвинять.
Его тактика, основанная, в частности, на умении максимально использовать возможности, которые предоставляло ему золотое десятилетие, когда во главе Вооруженных сил СССР стояли три боевых товарища по боям за Новороссийск — Главковерх Л.И.Брежнев, министр обороны маршал А.А.Гречко и главком ВМФ С.Г.Горшков, подарила стране могучий океанский флот, в составе которого были и АПЛ, и дизельные ударные подводные лодки, и ракетные крейсера, и «протоавианосцы», и полноценные десантные силы, и морская пехота. К концу эпохи Горшкова советский флот выходил на создание полноценных АУГ, многоцелевых ударных АПЛ и на превосходство по стратегическим АПЛ. Этот флот имел точки базирования во всех интересовавших его районах мирового океана, а американские аналитики начинали всерьез беспокоиться, не подходит ли к концу эра американского морского могущества, и пугали свои правительства компьютерно просчитанными прогнозами поражения американского флота в столкновении с советским ВМФ. Всё это стало возможно именно потому, что политик, мыслитель, интеллектуал и организатор сумел в течение длительного времени сохранять практически «монархическую» власть над военно-морским флотом сверхдержавы.
На грани войны и политики была и разработанная в штабе Горшкова технология слежения советских подводных лодок за американскими АУГ, с тем чтобы уничтожить авианосцы в случае начала общего конфликта. С точки зрения военно-морского искусства подобная технология была, быть может, и несовершенным паллиативом отсутствия у советского флота собственных АУГ, плодом «подводной стратегии» проповедовавшейся Хрущевым. Но как политический ход непрерывно ощущавшееся американцами присутствие советских подводников было, несомненно, одной из самых удачных находок эпохи холодной войны. «Большой советский брат» непрерывно держал американские авианосцы на прицеле. И ощущать себя в таких условиях полноценными хозяевами морей было проблематично.
1970 год ознаменовался масштабными маневрами «Океан», охватившими акватории Атлантики и Тихого океана и семь морей, включая Северное, Средиземное, Японское и Филиппинское. Манёвры означали, что теперь у Океана два хозяина. А следовавшие за этим годы расцвета мнимого «застоя» (когда застой был действительно мнимым, а СССР на фоне масштабного «вьетнамского» кризиса США становился сверхдержавой №1) Горшкову удалось создать петлю советских военно морских баз («пунктов материально-технического обеспечения») вокруг всей планеты: на Кубе (Сьенфуэгос), в Польше (Свиноустье), ГДР (Росток), Финляндии (Порккала-Удд), Сомали (Бербера), Вьетнаме (Камрань), Сирии (Тартус), Йемене (Ходейда), Эфиопии (Нокра). Все четыре океана оказались покрыты опорными точками нашего флота.
Прошло не только сто лет со дня рождения адмирала Горшкова, но и четверть века с того дня, когда его отставка стала одним из первых выстрелов Горбачева и перестройщиков по «старой гвардии» советской державы. Сумев уйти вовремя, Сергей Георгиевич сумел избежать прижизненной и посмертной диффамации. Флот, в котором все или почти все так или иначе являются выучениками горшковской школы, пронес имя своего главкома через эпоху безвременья и пытается вернуться сегодня к его традициям.
Справка:
Имел воинские звания: капитан 1-го ранга, контр-адмирал (16.09.1941), вице-адмирал (25.09.1945), адмирал (3.08.1953), адмирал флота (28.04.1962).
Адмирал Флота Советского Союза (28.10.1967). Награждён 7 орденами Ленина (26.02.1953; 23.02.1960; 28.04.1963; 7.05.1965; 25.02.1970; 21.02.1978; 21.12.1982), орденом Октябрьской Революции (22.02.1968), 4 орденами Красного Знамени (3.04.1942; 24.07.1943; 6.11.1947; 23.07.1959), орденами Ушакова 1-й (28.06.1945) и 2-й (16.05.1944) степени, Кутузова 1-й степени (18.09.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (3.11.1944), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), медалями, Почётным оружием (1968), иностранными наградами: орденом «За военные заслуги перед Республикой» 1-й степени (Египет, 1972), тремя орденами «Народная Республика Болгария» (1970, 1974, 1985), орденами Святого Александра Невского 3-го класса с мечами (Болгария, 1945), «Венгерская Народная Республика» (1965), «За воинскую доблесть» 1-й степени (Вьетнам, 1983), «За заслуги перед Отечеством» 1-й степени (ГДР, 1970), Шарнгорста (ГДР, 1980), «Звезда Индонезии» 1-й степени (1961), Дружбы Народов (Народная Демократическая Республика Йемен, 1983), Сухэ-Батора (Монголия, 1971), «Военно-морскихзаслуг» 1-й степени (Перу, 1972), «Возрождение Польши» 2-го класса со звездой (1968) и 3-го класса (1978), Тудора Владимиреску 1-й степени (Румыния, 1969), «Звезда Румынской Народной Республики» 3-й степени (1950), «Защита Родины» (Румыния, 1950), «Туниская республика» 1-й степени (1977), двумя орденами «Партизанская Звезда» 1-й степени (Югославия, 1945, 1965).
Лауреат Ленинской премии (1985) и Государственной премии СССР (1980).
Член Центрального Комитета КПСС с 1961 года (кандидат с 1956 года). Депутат Верховного Совета СССР 4-11-го созывов (в 1954-1988 годах).
Почётный гражданин городов Бердянск (Запорожская область, 1974), Варна (Болгария, 1974), Владивосток (1985), Гданьск (Польша, 1974), Измаил (Одесская область, 1974), Севастополь (1974), Северодвинск (Архангельская область, 1978), села Гуниб (Дагестан, 1979).
Бронзовые бюсты установлены в городах Коломна Московской области и Новороссийск Краснодарского края. В Севастополе, на здании штаба Краснознамённого Черноморского флота, в Бердянске и в Москве, на здании Главного штаба ВМФ, установлены мемориальные доски. Его имя носят Центральный спортивный клуб ВМФ, Центральный госпиталь ВМФ, школа-гимназия № 9 в Коломне, улицы в городе Измаил Одесской области (Украина) и в посёлке Купавна Московской области, Технико-экономический лицей и микрорайон в Новороссийске.
В 2006 году Министерством обороны РФ была учреждена ведомственная медаль «Адмирал Горшков». В 1991-2004 годах в состав ВМФ входил тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (до 1991 года назывался «Баку», в настоящее время продан Индии и переименован в «Викрамадитья»). В октябре 2010 года в Санкт-Петербурге спущен на воду фрегат «Адмирал Горшков».
Умер 13 мая 1988 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Комментарий НА "Отец океанского флота"