Отступление после победы

260 лет назад 30 августа 1757 года у деревни Гросс-Егерсдорф произошло первое крупное сражение с участием русской армии в Семилетней войне. Несмотря на победу русского войска, какой-либо пользы извлечь армия не смогла из-за решения командующего отступить после битвы.

     Войну, получившую впоследствии название Семилетней, начал Фридрих II, в августе 1756 года разгромивший саксонскую армию. В следующем 1757 г. пруссаки повели военные действия сразу на нескольких направлениях, одержав победы над французами и австрийцами. В битвах при Росбахе и Лейтене Фридрих успешно применил косую атаку, когда главный удар наносил один из флангов, боевые порядки которого дополнительно усиливались и наступали побатальонно уступами, что позволяло сконцентрировать усилия на достаточно узком участке фронта.

    Благодаря победам Пруссия обрела статус первенствующей державы Европы. Опасаясь ее чрезмерного усиления, российское правительство приняло решение о вступлении в войну.

      Для ведения войны с Пруссией создали армию из 6 корпусов общей численностью в 130 тыс. человек. Главнокомандующим был назначен генерал-фельдмаршал С.Ф. Апраксин. Военный совет (Конференция) разработал план компаний в Восточной Пруссии и на Нижней Висле. Решено было захватить Мемель, а потом двигаться на Кенигсберг. Русские войска численно превосходили базировавшийся в Восточной Пруссии корпус фельдмаршала Левальдта — 36 тыс. человек при 64 орудиях.

      В связи с тем, что русские войска давно не воевали, армия и флот находились в расстройстве, генералы по преимуществу были нерешительны. Все это быстро проявилось в ходе войны. Первое же сражение у деревни Гросс-Егерсдорф стало серьезным испытанием для российской армии.

    Неприятель занимал сильную позицию в районе Велау, прикрывая путь на Кенигсберг. Имея под началом около 55 тыс. человек, командующий русской армией Апраксин, решил обойти пруссаков со стороны Алленбурга. Обходной маневр начался поутру 19 августа. Часть русских войск уже находилась на марше, остальные только выступали.

    Для пруссаков выдвижение русских частей также является сюрпризом: план Левальда предусматривает атаку лагеря, в том виде, в каком он представляется ему по результатам рекогносцировок, а не походных колонн противника. Корпус Левальдта покидает лагерь ночью, преодолев лежащий на пути лес, пруссаки выстраиваются возле Гросс-Егерсдорфе для наступления: Сначала тихо, затем, ускоренным шагом, под музыку, прусские батальоны переходят в атаку. Одновременно переходит в атаку и кавалерия на обоих флангах. Прусский командующий направил против русского авангарда конницу, а основной удар нанес по центру русской колонны – по 2-й дивизии В.А.Лопухина.

     Благодаря неожиданной атаки пруссаков, им поначалу везде сопутствует успех. 30 эскадронов Шорлемера опрокидывают кавалерию на правом фланге русских и заходят в тыл русской пехоте у Вейнотена. Конница принца Голшинского атакует калмыков и казаков на крайнем левом фланге русских и вынуждает их отступить под защиту русских пушек, вскоре, однако, атака её отбита соединёнными усилиями русской пехоты и регулярной кавалерии. Потери были очень велики, погиб командир 2-й дивизии Лопухин. Но русские не побежали, а отступили, отчаянно отбиваясь штыками, так как закончились боеприпасы.

    Исход боя решил фланговый удар подоспевшей на помощь бригады П.А.Румянцева. На получая на то приказ, Румянцев по собственной инициативе повел солдат через лес на выручку 2-й дивизии. Неожиданно появившись из-за деревьев, 4 полка Румянцева обрушились слева на уже почти прорвавших русский фронт пруссаков. Пехота Левальдта не выдержала удара и начала отступать в полном беспорядке «тотчас помешались и по жестоком и кровавом сражении с дистальным числом своих войск в наивящем беспорядке свое спасение бегством искать стала…».

    Попытка прусаков повторной атакой разбить русский авангард потерпела полную неудачу. Казаки обратились в притворное бегство, подведя врагов под огонь пушек и пехоты. После этого Левальдт прекратил сражение и скомандовал общее отступление.

    Сражение при Гросс-Егерсдорфе продолжается в течение пяти часов, потери прусской стороны превышают 4,5 тысячи человек, русских — 5,7 тысяч, из них 1487 убитых.

    Сражение при Гросс-Егерсдорфе было выиграно благодаря стойкости русских войск и решимости Румянцева, по собственной инициативе предпринявшего неожиданный маневр и вырвавшего у неприятеля победу.            В моральном плане победа над прусскими войсками в первом же серьёзном столкновении сыграла, безусловно, позитивную роль: «робости, трусости и боязни» у русских значительно поубавилось, они, впрочем, были больше распространены в армейских «верхах», чем среди армейских «низов».

      Но, несмотря на успех под Гросс-Егерсдорфом, русская армия отступила из Восточной Пруссии. Апраксин опасался решительными действиями вызвать недовольство «пруссофила» Петра III, готовившегося сменить на престоле больную Елизавету Петровну. При отступлении из-за отвратительного снабжения погибло около 3 тыс. человек.

     За столь двусмысленное поведение и воровство командующий был удален из армии и отдан под суд, на его место был назначен генерал Формер. Имея численное преимущество, русская армия заняла Восточную Пруссию, овладев Кенигсбергом. Русский флот, базируясь на Мемель, господствовал на Балтийском море.

Габриэль Цобехия