24 секунды… Это случилось 6 июня 1966 года под Саратовом. В этот день выполнял самостоятельный полёт младший сержант Павел Шклярук, курсант Армавирского высшего военного авиационного Краснознамённого училища лётчиков противовоздушной обороны. Сразу после взлёта, на высоте трёхсот метров, у его L-29 отказал двигатель. По курсу находились нефтехранилища перевалочной базы, пожар на которых уничтожил бы посёлок рядом. Курсант спокойно доложил о том, что отворачивает на Волгу для катапультирования. Высота 300 метров. Отвернул. Но, по случайному стечению обстоятельств, именно в этот момент по реке плыл большой многопалубный теплоход. Курсанту удалось отвернуть и от него. И прямо перед ним оказался мост через Волгу, по которому шёл пассажирский поезд. Павел отдал ручку от себя и самолёт воткнулся в воду. Полёт продолжался 24 секунды… Во всех инструкциях лётчик ОБЯЗАН в таком случае катапультироваться сразу. Не думая и не разглядывая куда там может полететь самолёт. Ему РЛЭ («Руководство по лётной эксплуатации») приказано катапультироваться. В этом случае курсант трижды принимал решение. Жить самому или дать жить другим. Трижды за 24 секунды.
Взлёт самолёта – разбег и отрыв, сердце курсанта поёт от восторга, На высоте триста метров вдруг срыв, двигатель встал и не выполнил долга. Прямо по курсу нефтянка, нельзя прыгать сейчас, так как рядом посёлок, Элка взорвётся и пламя, скользя, слижет его в своём танце весёлом. Чёткий в эфире доклад прозвучал: «Катапультируюсь только над Волгой», Вдруг теплохода гудок прокричал, словно боясь, что умолкнет надолго. От корабля отвернуть удалось, но перед лётчиком мост встал стеной, И до него эхо вдруг донеслось, поезда, что по мосту мчал стрелой. Думать нет времени, ручку вперёд парень движением резким отдал, В воду со свистом вошёл самолёт, Павел Шклярук частью вечности стал… Двадцать четыре секунды всего длился трагический этот полёт, Только не будет конца у него – в памяти подвиг поныне живёт! 23.11.2019 г. Семён Крылов