Подводная лодка «С-104 «Пензенский комсомолец»

В годы Великой Отечественной войны на средства, собранные трудящимися Пензенской области, были построены и переданы фронту: танковая колонна имени Пензенского комсомола, 39 авиаэскадрилий, два торпедных катера и одна подводная лодка под названием «Пензенский комсомолец». 

История присвоения этого имени достаточно интересная. Сохранилось письмо в ЦК Комсомола секретаря Пензенского обкома ВЛКСМ по военной работе Д. Золотова.
«27 мая 1943 г. 

Москва, ЦК ВЛКСМ. 

Комсомольцы и молодежь Пензенской области в период с января по май 1943 года внесли в отделение Госбанка на строительство подводной лодки Пензенского комсомола 1933982 рубля.

Просим посодействовать нам заказать и построить на эти средства соответствующее количество торпедных катеров под названием «Пензенский комсомолец» для передачи их частям Военно-Морского Флота с высылкой от нас представителей».


Как видно из этого письма, деньги, собранные на строительство подводного корабля, пошли на постройку двух торпедных катеров, которые вошли в состав Краснознаменного Балтийского флота. Они отлично действовали на вражеских коммуникациях. Один катер героически погиб в конце войны.


А как же подводная лодка? Получается, что ее не построили? Но подлодка с таким именем была!

Да, еще до войны на одном из судостроительных заводов Ленинграда была заложена, а 27 сентября 1942 года вошла в состав Балтийского флота подводная лодка «С-104». И часть пензенских денег пошла на дооснащение приборами и механизмами этой подводной лодки. Поэтому на полном основании  в 1943 году она и получила название — «Пензенский комсомолец», которое было написано краской на боевой рубке под бортовым номером «С-104».

В надводном положении лодка имела водоизмещение 837 тонн, и развивала скорость 20 узлов в час, в подводном — 1090 тонн и скорость 9 узлов. На вооружении субмарина имела 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата при 6 запасных торпедах. Для артиллерийского боя лодка несла 2 орудия (калибром в 100 мм и в 45 мм) и 700 снарядов. Глубина погружения составляла до 100 метров в длительность автономного плавания составляла до 30 суток.


«Боевое крещение» «С-104» прошла еще до своего первого выхода в море. 12 октября 1943 года, во время  стоянки в губе Оленья, она  подверглась нападению 4-х самолетов типа FFW-190, обстрелявших ПЛ пушечно-пулеметным огнем и сбросивших 4 250-кг бомбы по корме на расстоянии от 20-ти до 70 м.от корабля. В результате близких разрывов был поврежден входной люк IV отсека, ЦГБ Nº4,5,7,9, лопнули 13 баков АБ, вышли из строя некоторые приборы и механизмы. Лодка с 30 октября по 17 ноября прошла аварийный ремонт.

Вот как описывается это событие в историческом очерке «Подводная лодка «Пензенский комсомолец» в годы Великой Отечественной войны», опубликованном на сайте www.korabel.ru, 23.04.2004 года. 

«Во время налета произошел случай. Сбитый морской волной член экипажа Л. А. Власов ударился о боевую рубку и потерял сознание. Товарищи, не заметив его, быстро спустились в отсеки и задраили верхний люк.  Поднявшись на ноги, Власов заметил, что флаг корабля сбит с флагштока и валяется на палубе. Подводная лодка перед лицом врага оказалась без боевого знамени. Отважный моряк бросился к флагу, поднял его и водрузил на место. Но подводная лодка стремительно погружалась, и Власов оказался в воде. Октябрьская вода Баренцева моря обжигала тело моряка, цепенели руки и ноги. Когда силы были на исходе, Власов увидел, как из под воды показался спасенный им Военно-морской флаг — лодка всплывала. Через несколько мгновений герой-моряк оказался в объятиях товарищей».

В последствии  Лев Александрович Власов опубликовал книгу «В отсеках тишина», — мемуары старшины команды электриков Краснознаменной С-104 в годы ВОВ.  Который почти четверть века прослужил на подводных лодках. В годы Великой Отечественной войны он участвовал во всех боевых походах Краснознаменной «С-104». Правдиво и просто бывалый подводник пишет о своих друзьях — матросах, старшинах и офицерах. Интересны его мысли о воспитании молодых моряков, о любви наших матросов к командирам и о том, как крепнет это чувство в моменты тяжких испытаний.

В годы войны Заполярье для фашистской Германии имело важное стратегическое значение. В условиях северного бездорожья морские транспортные артерии были не только единственным средством доставки ценных грузов из оккупированной фашистами Норвегии в Германию. Кроме того, немецкие войска на Мурманском направлении снабжались исключительно морем. И, пожалуй, главной задачей германский кригсмарине был срыв поставок военных грузов в Советский Союз из США, Канады через Англию. Возможно, что у фашистов были другие, даже до сих пор неизвестные задачи, для решения которых корабли и авиация немцев проникали далеко в Заполярье.

Поэтому первые боевые походы «Пензенского комсомольца» были к самой северной точке Новой Земли — к мысу Желания, где можно было контролировать морские пути из Баренцева в Карское море.

Позицию у мыса Желания подводники называли «неблагодарной» — трудно было среди льдов и айсбергов караулить надводные и подводные фашистские корабли. Трижды выходила подлодка «С-104» в поход во второй половине 1943 года, но безрезультатно.

Командир С-104 военных лет – Тураев
Командир С-104 военных лет – Тураев

В феврале 1944 года «С-104» получила нового командира — Василия Андриановича Тураева. 11 июня 1944 года «Пензенский комсомолец» оставила базу и двинулась к Конгс-фьорду с боевой задачей: уничтожать корабли противника. «Эска» шла в надводном положении. Стоя на мостике, боцман мичман Васильев обнаружил вражеский самолет. Последовало срочное погружение. На пути к Конгс-фьорду немецкая авиация еще несколько раз загоняла лодку под воду. У вражеского берега подводников поджидала новая опасность: «С-104» подверглась атаке фашистской подводной лодки. Но враг промахнулся — советский корабль удачно уклонился от торпед.
20 июня после обеда гидроакустик Евгений Новиков услышал шум винтов кораблей. Из-за скалистого мыса показался конвой немецких судов: два транспортных корабля в сопровождении трех сторожевиков, четырех тральщиков и двух противолодочных катеров типа «морской охотник» («МО).

В 16 часов 27 минут «Пензенский комсомолец» произвел четырехторпедный залп из носовых торпедных аппаратов. Вскоре раздались четыре взрыва. Две торпеды попали в транспорт, третья — в тральщик, четвертая — в «морской охотник». Два корабля и катер затонули. Таким образом, «Пензенский комсомолец» стал первой советской субмариной из лодок серии «С», который в годы Великой Отечественной войны одним торпедным залпом отправил на дно три вражеских корабля.

Схема атаки 20 апреля 1944.
Схема атаки 20 апреля 1944.

В течение многих часов вражеские противолодочные корабли преследовали лодку, забрасывая ее глубинными бомбами. Подводники насчитали 42 взрыва. Командир умело уклонялся — на корабле возникли лишь незначительные повреждения, которые быстро устранялись моряками. Оторвавшись от противника, «С-104» взяла курс на родную базу: в Полярное.

В октябре 1944 года «Пензенский комсомолец» находился на позиции в районе Тана-фьорда. С подлодки обнаружили вражеские самолеты «фокке-вульф», идущие на бреющем полете. Подводники догадались, что самолеты вели разведку для прокладывания пути конвою судов. И действительно, вскоре после этого появился караван немецких кораблей — 2 транспорта и 11 кораблей охранения. В это время подводники услышали глухие взрывы. Тураев поднял перископ: конвой бомбила советская авиация. «С-104» легла на боевой курс. В этот момент к лодке направился фашистский сторожевой корабль. Лодка нырнула на глубину. Сторожевик прошел над лодкой, не заметив ее. Транспорт, в который были нацелены торпеды «Пензенского комсомольца», был уже недосягаем, зато на залповом пеленге оказалось  другое судно, а поодаль — противолодочный корабль. На поправку курса ушло несколько секунд.
Торпеды сделали свое дело — корабль и сторожевик врага затонули. Командир и члены экипажа лодки в перископ увидели плававшие обломки судна в 7 тысяч тонн водоизмещения, перевернутые шлюпки и множество барахтавшихся в воде гитлеровцев: транспорт шел с большим числом солдат и офицеров на борту. Корабли охранения даже не пытались преследовать субмарину. Им было не до этого: конвой снова атаковали советские самолеты.

15 октября 1944 года «Пензенский комсомолец», двигаясь в надводном положении, заметил 4 вражеских корабля. Однако две торпеды, выпущенные из кормовых аппаратов, промчались мимо цели. Командир решил повторить атаку. Через 40 минут лодка догнала врага, и едва была дана команда «Товсь!», как торпеда вырвалась из аппарата. Через несколько секунд раздался взрыв. Транспорт, груженый боеприпасами, пошел на дно.

С-104 возвращается из похода
С-104 возвращается из похода

После похода на боевой рубке «Пензенского комсомольца» в центре нарисованной звезды была поставлена цифра 6 — общее число одержанных подводной лодкой побед.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1945 года подводная лодка «С-104» («Пензенский комсомолец») была награждена орденом Красного Знамени. «С-104» стала одной из двенадцати Краснознаменных подлодок Северного флота в годы Великой Отечественной войны.

После окончания войны С-104, вплоть до 1954 года, проходила службу на Северном флоте.

6 апреля 1954 года перечислена в состав Тихоокеанского флота.  С 10 июля по 5 октября 1954 года, в составе ЭОН-64(4-х ПЛ 613 проекта и 4-х ПЛ типа  «С» IX-,бис, совершила межфлотский переход по Севморпути  из Екатерининской гавани в бухту  Тарья(п-ов Камчатка). Обеспечивали проход во льдах ледоколы «Ермак», «Ленин», «Вячеслав Каганович».

В марте 1955 года лодка была выведена из состава ВМФ, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию  (ПЗС-57).

В январе 1959 года исключена из списков судов ВМФ, сдана в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.            

В ноябре 1957 года все подводные лодки типа «С» — IХ-бис, к которому относился и «Пензенский комсомолец», были выведены из боевого состава и отправлены на демонтаж и  на смену старым подводным лодкам довоенной постройки пришли новые дизельные и атомные и подводные корабли с новейшей ракетной техникой.

Николай Шмаков