Россия, как грустно, как стыдно, как обидно…

Адмирал Спиридов

19 апреля по новому стилю День памяти адмирала Григория Андреевича Спиридова.   Прошел 231 год с того  горестного дня, когда в  Москве ушел из жизни величайший русский флотоводец, Герой Чесменского сражения и заботливый отец многоуважаемого семейства.  Его сыновья и дочери, всяк по своему тоже прославили Россию. Они и провожали отца в последний дальний по тем временам путь в его  переславское имение  Нагорье. Хоронили, как свидетельствуют очевидцы, скромно.  Без особых почестей. Присутствовали на погребении  крестьяне из его многочисленных деревень да еще ближайший неизменный друг, боевой сподвижник и   предводитель переславского уездного дворянства контр-адмирал Степан Петрович Хметевский.

Адмирал Григорий Андреевич Спиридов
Адмирал Григорий Андреевич Спиридов

 Ныне в этот день, думаю, немногие придут в Храм Вознесения Господня, где в Казанском приделе находится адмиральская могила. Все дело в том, что дорога в Нагорье, так называемое в прошлом шоссе, исчезло. Как правильно сказала не так давно глава переславской администрации Ирина Строкинова, дорожное полотно хоть со стороны Москвы, а тем более со стороны самого Переславля начиная от Купанского, просто отсутствует. Правда, говорят, что в этом году будут определенные подвижки. Но до этого необходимо еще дожить.

Конечно, такие дорожные хляби совсем не причина для того, чтобы не приехать и не поклониться адмиралу в этот день. Его жизнь, морская карьера от юнги и до полного адмирала, беззаветная храбрость, отвага и мужество в различных сражениях служат для всех нас примером. Таким и должен быть человек, посвятивший свою жизнь Российскому государству.

Вот только кто помнит об этом. Таких, думаю,  в нашем Отечестве не так уж и много. Правда, с каждым днем число спиридовцев растет. Это если  читать правильные книги. Такие,  которые  раскрывает перед своими воспитанниками руководитель переславского ВПК «Моряки Спиридова» Ирина Леонидовна Коноплева. За своих юнг она спокойна: они могут о своем кумире и  героическом наставнике говорить часами. Они знают  о жизненном пути адмирала Спиридова все и на этих мальчишек и девчонок можно во многом  положиться.

 Смело могу назвать еще сотни фамилий людей, которым все известно, что связано с Григорием Андреевичем. Это он  вместе  с отважными капитанами, моряками и пехотинцами   отправил  в морскую пучину   весь турецкий флот. В этом году Чесменскому морскому сражению исполнится 251 год.  А 7 июля  назван в России  Днем  воинской славы.

Только вот в минувшем году об этом  в высоких  инстанциях так  никто и не вспомнил. Несколько статей  в СМИ с  непростительными ошибками и перевранной фамилией самого флотоводца, полное пренебрежение этой громкой датой со стороны телевидения и, как следствие всего этого –абсолютный вакуум знатных персон в этот день в Нагорье.

 Но простой   люд  не забыл своего кумира. Со всех окрестных деревень уже с раннего утра стали подъезжать на  торжественный  молебен сельчане. И праздник состоялся.  А какой шикарный мини-спектакль разыграли ученики Нагорьевской школы у памятника флотоводцу.  И за трапезой так все  чинно-мирно посидели, поговорили, вспомнили хорошего человека  — Спиридова.

Так что,  может и хорошо, что не было  этих высоких лиц. А то сразу бы  беготня, суетня.  Даже диву даешься, что  несмотря на непростые пандемические времена в Нагорье все прошло ровно,  по – домашнему. Самое главное, никто ведь ничем  потом не заболел. И до сих пор  о том дне  все вспоминают по доброму.

 Сегодня в России есть уже три  памятника флотоводцу. Один из их находится в Кронштадте, другой в Мурманске, а самый известный в  том самом селе Нагорье.  Вот о нем хотелось бы немного поподробнее.

У  этого памятника флотоводцу №1 государства Российского адмиралу Григорию Спиридову, что установлен на месте бывшей его барской усадьбы в селе Нагорье Переславского района Ярославской области-трудная судьба. Как –то однажды пришлось перелистать  старую подшивку газеты «Северный рабочий». И вот что удалось в ней найти. 

 В 60-х годах прошлого века  к этому  проекту архитектора, создателя реставрационной мастерской Переславля -Залесского  Ивана Борисовича Пуришева и  скульптора  Олега Викторовича Буткевича с самого начала отношение было  не то, чтобы сказать наплевательское, а просто никакое. 

Итак,    раскрываем газету и читаем, что «…архитектор Пуришев сделал проект памятника, а скульптор  Буткевич изваял бюст адмирала. С того дня прошло немало времени. Строительно-архитектурные работы, завершённые в 1962 году лишь в основном, давно прекратились. Бюст адмирала долго лежал в ящике прямо на земле, затем его прибрали в кладовую Нагорьевского Дома культуры. Что же касается мраморных плит с изображением морского боя — компонента памятника, то они разбиты, испорчены. Заросло крапивой место, где должен стоять памятник. Грустная картина. И памятник есть, и место ему подготовлено, а вот установить его, завершить начатое — неужели это столь уж трудная проблема? Думается, отдел культуры райисполкома в первую очередь должен проявить в этом самую энергичную инициативу…». 

    После выхода  самой статьи прошло еще целых шесть лет, прежде чем памятник был наконец-то воздвигнут в центре села Нагорье, неподалеку от храма Преображения Господня,  возведенного на средства  адмирала  Спиридова. 

Могила адмирала Григория Андреевича Спиридова
Могила адмирала Григория Андреевича Спиридова

 Что касается  самой церкви, ее основательно постарались разрушить в советские времена. Глумились  уж как могли. В 90-е годы начали реставрировать, но денег как всегда не хватило.  Так и стоит храм поныне. А то, что успели сделать, понемногу уже начало сыпаться. Видно, такие уж мастера попались!

 А теперь перенесемся из  переславского села, куда  как оказывается сегодня добраться совсем непросто, на  великолепный испанский остров Менорка (Болеарские острова).  О том, что более  250 лет назад  здесь захоронены и забыты около двухсот российских моряков и солдат с кораблей Архипелагской экспедиции уже сообщали  на имя Президента России Владимира Путина в  своем письме участники международного проекта «За Адмирала Спиридова!». Возможно, их голос услышали, но ответ они так и не получили. А ведь речь идет о сыновьях России, отдавших жизнь за Отечество и, слава Богу, что есть в  нашей стране архивы, где еще остались их имена и фамилии!

  В Испании живет и служит удивительный и необыкновенный человек- настоятель храма Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде протоирей Андрей Кордочкин. Уже многие годы он занимается проблемой увековечивания  погребенных  на острове Менорка российских моряков, а также   низших чинов морских десантных батальонов и полевых полков, но все тщетно. Пока еще никто  в нашем Отечестве не протянул руку помощи этому человеку — одни лишь обещания: да, возможно,  поможем, да,  это не сумма, и  — полнейшая тишина. Тупое безразличие и наплевательство. Подумаешь, какие-то матросы и солдаты, и почему мы должны выделять деньги, да еще какие — охо-хо  на сооружение какого-то обелиска. Есть ли в этом необходимость?

 Передо мной лежат справки из Российского государственного архива Военно-Морского Флота, датированные 2015 –м  годом. Они адресованы протоирею Кордочкину и в них правда и только правда. То есть, если только отталкиваться от этих  документов, священнослужитель занимается этим вопросом  уже  более пяти лет и все напрасно! 

   Согласно документам,  как и самой истории государства Российского, фрегаты первой Архипелагской экспедиции под командованием 56-летнего адмирала Григория Спиридова покинули Кронштадт  18 июня 1769 года, а 18 ноября  флагманский корабль  «Св. Евстафий  вошел  в гавань порта Магон ( нынешний  Маон).

 О первых 53 умерших Григорий Андреевич сообщил в  Санкт –Петербург в Адмиралтейств-коллегию в  конце  1769 года. Среди погребенных значится  и  сын адмирала – генеральс- адъютант Андрей Спиридов. Можно только представить себе, каково было флотоводцу  в тех несравненно сложных условиях  далеко от родимых берегов хоронить вместе с другими своего девятнадцатилетнего  первенца.  Может его спасло от полного отчаяния то, что третий его сын  шестнадцатилетний Алексей  был с ним рядом и во всем служил адмиралу надеждой и опорой.

 В 1820 году французский консул Форман де Шамплагар узнал, что в пещерах острова найдено значительное количество человеческих костей.   Как оказалось, они принадлежали нашим соотечественникам. Им было инициировано перезахоронение найденных останков и установлен обелиск. Позднее обелиск снесли, но в Московском Государственном историческом музее есть картина с его изображением. И это все. Более никто всерьез памятью о наших захороненных матросах и солдатах  никогда   не занимался. По сей день! Разве, что протоирей Кордочкин, но как говорится, воз и ныне там.  Россия, это твой стыд, ты слышишь!

 Ведь есть списки погребенных, можно же установить  какую-то мало-мальски значимую плиту, стелу. Только кто за это возьмется?

 Поэтому с памятью адмирала  Спиридова хоть в своем Отечестве, хоть за его пределами   все обстоит не совсем так,  как полагается. Вы посетите Нагорье и сами убедитесь, что «…нет ребята,  все не так,  все не так, ребята!» Помните, как пел классик Владимир Высоцкий. А ведь он трижды прав!

 Когда-нибудь закончится эта чертова пандемия. Вы окажетесь на острове Менорка. В гавань заходит красивый российский военный  крейсер с дружеским визитом. На его борту надпись «Адмирал Спиридов». Вы прогуливаетесь по  окрестностям острова. И вдруг смотрите — шикарный обелиск, а на нем выгравированы  фамилии всех русских матросов и солдат десантных батальонов, упокоившихся в испанской земле. Вы протираете глаза, не сон ли это.

Пока, скажу я, все это вам действительно приснилось. А может уже завтра…

Только когда это будет?

Валентин Малютин