В преддверии 30-летия ДПФ

В преддверии 30-летия ДПФ

Общероссийское Движение поддержки Флота активно «оморячивает» общество и власть

Заседание правления Общероссийского Движения поддержки Флота (ДПФ, действует с 1991 года, отстаивает интересы всего флотского сообщества России и объединяет его многочисленных представителей) было посвящено подведению итогов 2020 года, флотской профориентации молодежи, другим актуальным темам. Обменяться мнениями в московской штаб-квартире ДПФ собрались члены правления, представители Минпромторга России, Федерального агентства морского и речного транспорта, Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), руководители профсоюзов, ректоры вузов, известные адмиралы.

М.П. Ненашев. Председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота, депутат Государственной Думы. Художник Павел Бойко
Председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота, депутат Государственной Думы М.П. Ненашев. Художник Павел Бойко

Русская по открытию Антарктида

Несмотря на тяжелый из-за пандемии год, движению удалось сделать немало в реализации масштабных планов и проектов. В своем докладе председатель Общероссийского Движения поддержки Флота, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации V созыва кандидат политических наук капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев особо отметил деятельность ДПФ по продвижению в общество, во власть темы двухсотлетия открытия Антарктиды русскими моряками, которая началась еще в 2010 году и многими, к примеру, чиновниками и находящимися рядом с ними, тогда была воспринята если не в штыки, то равнодушно, вяло, однако постепенно общественное мнение удалось изменить.

В Москве движением вместе с Росморречфлотом, рядом других организаций была проведена знаковая Всероссийская конференция, посвященная 200-летию открытия Антарктиды. В Волгограде, Воронеже, Нижнем Новгороде, Омске, Санкт-Петербурге, Якутии силами региональных отделений ДПФ были организованы «круглые столы» на эту тему.

Поднятая ДПФ флотская геополитическая тема последнего великого географического открытия на планете, сделанного русскими моряками под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, прозвучала и звучит ныне в средствах массовой информации, была поддержана Президентом и Правительством России.

В 2020 году три российских парусника совершили кругосветное плавание, приуроченное к исторической дате, в южные моря отправилось много яхт. Не все ставили перед собой задачу дойти до Ледяного континента. Сибирская яхта «Елизавета» перед походом прошла из Красноярска западным участком Северного морского пути, потом повторила исторический путь шлюпов «Восток» и «Мирный» и с немалыми трудностями дошла до Антарктиды.

В конце 2020 года руководитель экспедиции Алексей Логинов в штаб-квартире ДПФ встретился с членами правления, представителями морской общественности, журналистами и рассказал о полном трудностей и опасностей путешествии.

Акции памяти

В минувшем году руководство, членов ДПФ вместе с представителями российской общественности можно было увидеть и у Кремля в Александровском саду – возлагающих венки и цветы к Вечному огню на Могиле Неизвестного Солдата в День Победы над Японией, и в Измайлово – у памятника Петру Великому в день рождения Императора, создавшего Российский Флот.

Дважды весомые пожертвования от ДПФ получил Флотский храм Николая Чудотворца, что на Лодочной улице в Москве.

Как всегда, деятельность движения сочетала в себе работу и в столице, и в регионах России. Мероприятия проходили по всей стране. Благодаря взаимодействию ДПФ с другими организациями наши профессиональные флотские праздники отметили и в городах, и в селах. Успешно по многим направлениям поработали региональные отделения на Сахалине, в Приморье, в Нижегородской области, в Санкт-Петербурге, в Московской области.

Зримая маринистика

Движение традиционно активно участвует в воспитании молодежи. По сути, это единственная структура в России, занимающаяся пропагандой и продвижением маринистики.

ДПФ регулярно проводит читательские конференции, устраивает «кают-компании» морских писателей, публицистов, в том числе на Красной площади в Москве, пополняет корабельные, судовые библиотечки и библиотеки вузов. Буквально вкладывает в руки курсантов и моряков книги Валентина Пикуля и Виктора Конецкого, произведения других достойных писателей, публицистов.

Появились именные аудитории писателей в учебных заведениях. Не случайно традиционные Меньшиковские чтения (по литературному наследию Михаила Осиповича Меньшикова, моряка, публициста) проводятся в стенах вузов.

В минувшем году в июле в Санкт-Петербурге, невзирая на пандемию, был открыт памятный знак в честь Валентина Пикуля – с участием представителей Флота и городской общественности.

Еще в девяностые годы прошлого века, в начале своей деятельности, ДПФ организовало народный сбор средств на достройку тральщика «Валентин Пикуль» на Средне-Невском заводе, который и сегодня в строю Черноморского флота. А ныне по инициативе движения и благодаря решению руководства Роснефти на верфи «Звезда» в Большом Камне Приморского края заложен арктический танкер водоизмещением около 70 тысяч тонн, который получил имя любимого писателя моряков, речников, корабелов.

Теперь не приходится, как четверть века назад, с шапкой в руке собирать деньги на постройку кораблей и судов. Их строительство идет полным ходом на всех верфях России. Об этом в выступлении на заседании правления рассказал директор департамента судостроения морской техники Министерства промышленности и торговли России Борис Кабаков.

В 2019 года объем судостроения вырос на 30 процентов. Идет активное обновление Флота. Причем это касается не только кораблей для Военно-Морского Флота, для береговой охраны пограничной службы ФСБ России. 50 судов для рыбаков – столько не строили даже в советские годы. Помимо них, сходят со стапелей ледоколы, транспортные и пассажирские суда.

Объемы строительства будут только расти. На той же «Звезде» сейчас трудятся 2500 человек, их число должно вырасти до 7 тысяч. И возникает вопрос: откуда взять специалистов? Где подготовить? Как стимулировать школьников к выбору профессий, связанных с судостроением и работой на морских и речных судах? Именно этот вопрос и стал основным в работе правления ДПФ.

Не только хорошая зарплата

Долгое время считалось, что главное для рабочего и инженера – хорошая зарплата. Этого в ряде мест добились. И выяснилась интересная вещь. Вышел он с этой зарплатой за ворота верфи в каком-либо из небольших городов и видит, что нет достойной социальной среды, учреждений культуры. И зачем тогда эти деньги? Складывать разве что на отпуск?

Поработает он еще и видит, что в городе негде лечиться, детям непросто получить качественное образование. Подумает-подумает и решает переехать в один из культурных центров страны. Ведь у него уже есть и опыт, и квалификация – без работы и зарплаты не останется.

Вот и возникает новая проблема. Поэтому в легендарные питерские морские конструкторские бюро «Малахит» и «Рубин» сегодня – очередь выпускников. В провинции же вынуждены думать, как удержать на производстве молодежь, убедить школьников не покидать родного края, не уезжать учиться в столицы, а получать образование на месте и потом работать на местных заводах.

Об этом говорил член правления ДПФ, первый ректор Севастопольского госуниверситета, а ныне ректор Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П.А. Соловьева профессор Валерий Кошкин.

Из 84-х выпустившихся из рыбинских школ медалистов в городе остались лишь пятеро. Остальные уехали в Ярославль, Москву, Санкт-Петербург. Из 900 школьников физику по ЕГЭ сдавали 159. Иные и рады бы выбрать точные науки, но в их школах учителей физики просто нет, и это при том, что и количество отпущенных на нее часов в программе минимально.

С той же проблемой сталкиваются и на Севере. Директор департамента управления персоналом ОСК Эдуард Бобрицкий сообщил, что Севмаш и «Звездочка», заботясь о подготовке кадров, договариваются о проведении уроков физики онлайн, а вживую проводят социальные уроки, на которые приходят мастера и инженеры из цехов завода.

Несколько часов теории, и класс в полном составе отправляется на верфь. Школьники видят, как строят корабли, общаются с рабочими и инженерами. Понравилось – прямая дорога в один из специализированных судостроительных классов, в которых лекции читают преподаватели вузов.

Получается, что все складывается замечательно? Вовсе нет. Инженеру и технологу часто трудно даже войти в школу. На словах все «за», а начинаешь обговаривать выделение конкретных часов, согласовывать день визита, и появляются сложности.

Из соображений безопасности, чтобы пройти за ворота школы, нужно получать специальное разрешение. Парадокс: проще попасть на верфь, на которой строят корабли для ВМФ, чем в среднюю школу!

От судостроителей прозвучала просьба к региональным отделениям ДПФ о содействии в этом вопросе. И на заседании правления было принято решение о начале сотрудничества ДПФ, заводов и школ, управлений образования в данном направлении.

Судостроительные классы находятся в городах, где есть верфи. Другим же школьникам страны, как доложил на заседании правления ДПФ представитель Объединенной судостроительной корпорации, предлагается участвовать в многочисленных онлайн-конкурсах на морскую тему с реальными призами, возможностью поехать в «Артек», «Орленок» и даже получить главный приз – участие в походе на паруснике.

Ну а что же те, кто уже учится в колледжах? Профориентация не обошла и их, только здесь уже речь не о выборе профессии, а о совершенствовании мастерства, выявлении лучших. Говоря проще – под новыми вывесками, чаще всего импортными, проходит старый известный конкурс «Лучший по профессии».

Есть важная особенность: каждый год конкурс проводится в новом колледже, и перед этим в нем обязательно обновляется его материально-техническая база. 20 миллионов рублей, потраченных на это, дают студентам возможность показать мастерство на новейшем оборудовании.

Своим опытом в профориентации будущих моряков поделился и начальник отдела конвенционной подготовки, дипломирования и учебных заведений Федерального агентства морского и речного транспорта Андрей Сюткин.

Работа по профориентации отделом ведется с 2016 года. Морской координационный центр создан на базе Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Центр охватывает не только вузы, но и клубы юных моряков, морские классы в школах. На базе вузов создаются «навигацкие школы» – уже после седьмого класса дети занимаются в них в стенах университета, врастают в его обстановку. Ну и дальше учиться будут, несомненно, здесь.

Воспитать моряка

Программы профориентации рассчитаны на годы, но всегда ли выпускник колледжа или вуза будет работать по полученной специальности? А есть ведь недельные или месячные программы с должным эффектом. Ты победил в морском конкурсе? Показал хорошие знания, успехи в учебе? Тогда ты заработал право пройти на яхте от Севастополя до Новороссийска. Причем не пассажиром, а матросом, несущим вахту наравне со всеми.

На второй день ты уже знаешь названия парусов, работаешь с такелажем, на третий – забыл про ставшие бесполезными гаджеты, на четвертый – яхту потрепало штормом, а к концу недели ты уже не представляешь себе жизни без профессии моряка.

Такая возможность выйти в море под парусом должна быть у ребят во всех регионах. Клуб «Семь океанов» из Приморского края обратился к Президенту России с просьбой помочь с прохождением парусной практики. Просьбу услышали. Первая шхуна для этих целей приобретена Росморпортом и вскоре придет во Владивосток.

Такой вот пример краткой, но очень эффективной ориентации для молодежи.

Не падать на колени перед живыми и мертвыми врагами

К сожалению, пример может быть не только положительным. Иногда одним действием можно перечеркнуть годы работы по патриотическому воспитанию.

Школьнику или курсанту рассказывают про подвиг тех, кто защищал нашу землю. Перед ним выступают ветераны, его возят на места боев, к братским могилам, на которые он возлагает цветы. На Пискаревское кладбище в Санкт-Петербурге или на Сапун-гору в Севастополе. А потом он видит, как на стене дома в Северной столице появляется памятная доска финскому маршалу Маннергейму. Он был участником блокады Ленинграда – только со стороны фашистских захватчиков. Или наблюдает, как в Севастополе нынешний губернатор города русской морской славы преклоняет колено при проведении пышной церемонии перезахоронения останков напавших в 1854 году на нашу Родину французских захватчиков!

Между тем, согласно законодательству России иностранные военнослужащие подлежат захоронению без воинских почестей: почетный караул и салют не предусмотрены, Гимн России не исполняется. Песня «Заветный камень», посвященная героям второй обороны Севастополя, также не к месту.

И некому ведь объяснить должностному лицу, что если бухаться на колени перед всеми, кто к нам с мечом приходил, то никаких колен не хватит. Это неприемлемо. За такое поведение надо отвечать. Тем более, что в Европе потерявшие совесть потомки спасенных от уничтожения фашистами сносят памятники советским освободителям.

Искреннее уважение к нашим героическим предкам, проявляемое в общественной, государственной жизни страны, действительно формирует умы и сердца нынешней молодежи. Только надо работать так, как это необходимо для полноценного развития России. И в этом направлении с действительной заинтересованностью, как и по другим важнейшим сферам, будет осуществляться работа ДПФ во взаимодействии со всеми, кто хочет и может быть полезным нашему Отечеству.

Во благо Российского Флота

2021 год в деятельности Общероссийского Движения поддержки Флота особенный: 10 сентября исполнится 30 лет со дня создания организации. Запланировано много позитивной работы. В этом суть ДПФ, иначе оно не просуществовало бы три десятка лет.

Из многочисленных общественных организаций, связывавших себя с флотом в 1991 году, осталась одна. И ДПФ не только сохранилось, движение работает активно и масштабно, став влиятельным общественным объединением страны с отделениями в 63-х регионах России.

ДПФ способно работать в интересах флота, поддерживать его, представлять запросы в любых кабинетах. Оказать помощь всем – от матроса до адмирала.

То, что не было сделано в 2020 году из-за пандемии, ДПФ планирует реализовать в текущем году. У движения большие планы конкретной работы во благо Российского Флота.