Николай Олялин в роли командира корабля капитана 2-го ранга Александра Платонова. Эта и другие фотографии взяты их кино-архивов Украины и России, а также личного архива члена экипажа большого противолодочного корабля «Адмирал Нахимов» матроса БЧ-5 Владимира Аникина, снимавшего эпизоды на самом корабле.
В искусстве, как известно, нет однозначности в восприятии того или иного жанра, но, неслучайно классик назвал кино самым доступным из всех видов искусств. Доступным потому, что увиденное и сказанное с экрана становится понятным каждому. Сердцу зрителя одновременно дороги и драмы, и комедии, и триллеры. Но есть среди многообразия фильмов нашего советского прошлого, которые можно назвать однозначно и четко – фильмы за жизнь. Вот об одном из таких фильмов и тайны его появления я бы и хотел рассказать. И не столько о фильме, сколько о замечательном актере, создавшем прекрасный образ моряка – командира и офицера военно-морского флота, имя которому Николай Олялин. А фильм, о котором пойдет речь, имеет самое настоящее флотское название «Океан».
История появления этого фильма, вышедшего на экран в начале 1974 года напрямую связано с одним военно-политическим событием, прошедшим весной 1970-го. Люди старшего поколения помнят, как в преддверии 100-летия вождя мирового пролетариата впервые в своей истории Военно-Морской Флот Союза ССР, в прямом смысле, вышел в океан. А общефлотские учения, ставшие охлаждающим душем для горячих голов инициаторов «холодной войны» показали возросшую мощь ракетно-ядерного флота страны. В тех знаменитых учениях приняли участие корабли, подводные лодки, авиация и береговые войска всех четырех флотов. Атлантика, Тихий и Индийские океаны и Северный Ледовитый вновь почувствовали в своих водах силу русских винтов и изящество корабельных обводов.
Учения «Океан-70» заставили военно-морских экспертов Запада признать, что эра безраздельного господства военно-морских сил НАТО в Мировом океане закончилась, а высшее военно-политическое руководство СССР, после политики «одерживания флота» Сталина и волюнтаризма Хрущева, наконец, согласится с тем, что ВМФ представляет собой важнейший стратегический фактор. Маневры «Океан-70» в Мировом океане весьма впечатлили американских военных моряков, особенно в свете того, что почти все корабли надводного и подводного флота были новейшей постройки.
Также считали эксперты НАТО – крупнейшие военно-морские учения со времен Второй мировой войны, коими и стали «Океан-70», были ни чем иным, как своеобразным отчетом правительству и народу СССР о реальных возможностях советского Военно-Морского Флота.
Вот только как показать этому самому советскому народу силу и мощь новейшего флота, каким образом, не раскрывая тайн и секретов преподнести советскому обществу это военно-морское явление, никто не знал. Да. В кинотеатрах перед началом сеансов (была такая обязательная практика) показывали документальные фильмы о достижениях советского народа, среди которых были и небольшие ролики о маневрах «Океан-70».
И тут на помощь военно-политическому руководству и пришло самое доступное из всех видов искусств.
Первоначальное, т.е. рабочее название фильма так и звучало «Обратный адрес океана», а основным сюжетом должен был стать рассказ о жизни и службе моряков, их сложных взаимоотношениях с сослуживцами, непростых семейных делах, связанных с многомесячными походами и, конечно же, выход эскадры советских кораблей в океан.
Кто видел фильм «Океан», тот сразу вспомнит то созвездие актеров, которое не просто украсило картину, но и сделали ее реальной «на все сто» – Георгий Жженов, Геннадий Юхтин, Владимир Носик, Виктор Речман, Борис Гусаков, Армен Джигарханян, Татьяна Самойлова, Наталья Белохвостикова, Кирилл Лавров и, конечно же, Николай Олялин.
Сюжет фильма достаточно интересен – трое однокурсников Черноморского высшего военно-морского училища имени Нахимова, которых звали «три мушкетера», встретились спустя много лет на Северном флоте. Их судьбы сложились по-разному. Александр Платонов стал командиром ракетного крейсера, капитаном 2-го ранга. На этом же корабле, но в значительно меньшем звании и должности, служит капитан-лейтенант Слава Часовников, сын адмирала, не пожелавший остаться в Севастополе. Из Москвы, как офицер Главного штаба, прибыл Константин Куклин, перспективный офицер, которому нужна должность на корабле для роста и должность – любой ценой. Сначала была радость встречи, но затем – появились обстоятельства, в которых, каждый ведет себя по-разному, раскрываясь, за исключением Платонова, не с самой лучшей стороны. Ну и, конечно же, не остался за кадром «женский вопрос», в котором показаны и проблемы первой любви, и настоящая любовь моряка к своей семье и жене. Для людей от сорока и старше – это фильм о подлинной ценности человеческих отношений, об ответственности друг перед другом.
Рабочий эпизод съемок – командир крейсера Платонов и «московский гость» Куклин
Даже сегодня, спустя сорок лет со дня начала съемок, гуляют по виртуальным страницам тысячи комментариев к «Океану»: «Смотрела фильм только в кино и давненько. Очень хочется увидеть вновь весь шикарный состав актеров. И сам фильм очень удачный». Или: «Фильм Океан на мой взгляд – одна из лучших работ Олялина, такого актера не забыть, хоть фильм показывали в только кинотеатре, а прошло уже столько лет… Фильм очень удачно сочетает романтику морских будней на военном флоте и сложность человеческих отношений».
Роль главного героя (или одного из главных) досталось актеру офицерского типажа Николаю Владимировичу Олялину. И досталась абсолютно, на мой взгляд, справедливо, ведь до «Океана» практически все роли его были офицерские или истинно мужские. Судите сами – летчик лейтенант Николай Болдырев в фильме «Дни летные», майор Топорков в сериале «Обратной дороги нет», Виктор Логинов в потрясающем фильме «Мировой парень», лейтенант милиции Старина в «Ночном мотоциклисте», даже полковник милиции Верченко в «Джентльменах удачи» и, конечно же, капитан Сергей Цветаев в эпопее «Освобождение».
Если бы Николай Олялин был тем мировым парнем в наши дни, то называли бы его, не иначе, как секс-символ. А у меня не поворачивается язык говорить такое о человеке, который был и останется для моей эпохи мировым парнем. Все фильмы с его участием сегодня все также востребованы телеканалами, ведь своими ролями настоящих мужчин – офицеров и мировых парней он зажигал на подвиги мальчишек. Мужественной красотой и обаянием он и тогда сводил с ума женщин, и сегодня все такой же – молодой, смелый, мужественный и настоящий патриот. Он имел две жизни – одну на экране, другую – непосредственно в жизни. И сегодня, говоря о его роли командира боевого корабля, хочу сказать огромное спасибо Николая Владимировичу за роль командира и моряка, ведь это он привел меня, киевского мальчишку и школьника, ставшего со временем капитаном 1-го ранга. А дело, как говаривал один кино-герой, было так…
Когда в 1974-м на экраны вышел фильм «Океан» у нас состоялся культпоход в кинотеатр имени Довженко. Шли классами нашей родной киевской школы № 142, сначала 10-е, затем 9-е, 8-е, 7-е и замыкали мы – 6-е. Фильм потряс всех, как мальчиков, так и девочек, а когда мы узнали, что в нашей школе учится Оля Олялина – это было что-то. Все хотели дружить с ней, ведь его папа – мировой парень. А в нашем 6-А было желание мальчиков стать офицерами флота, обязательно командирами, а девочек – стать нашими женами… И двое – я и Коля Лихогуб, действительно стали офицерами флота, о чем нисколько не жалеем и всегда помним – это Олялин – Платонов сделал нас моряками.
Прошло время и однажды во время моей службы на Тихоокеанском флоте на крейсер, убывающий в дальний поход, доставили много фильмов, среди которых был и «Океан». Несмотря на то, что показана была в основном жизнь и служба офицеров, он был столь популярным, что просмотрели мы его не раз, как со всем экипажем на юте (кормовая часть корабля), так и в кают-компании.
И однажды, после очередного просмотра, я невольно сказал, что знал и дочь Олялина – Олю, и с самим артистом встречались, когда приходил он к нам в школу, и сказал о том, как и каким образом был снят фильм. У экипажа появился неподдельный интерес ко всему, что я рассказал о жизни и творчестве Николая Олялина. Вот и решил поделиться с читателем своими воспоминаниями.
Собрал я в кубрике старшин и матросов, да и мичманы с офицерами подошли и начал свой рассказ. Да, скорее даже, не свой рассказ, а пересказ того, что услышали мы киевские мальчишки девчонки в школьном зале от самого Николая Владимировича Олялина.
Фильм «Океан» снимался вначале на Черноморском флоте в Севастополе, а затем уже на Северном – в Североморске. Вся корабельная часть снималась на новейшем большом противолодочном корабле «Адмирал Макаров». Коллектив актеров подобрался не только знаменитый, но и дружный. На роль командира сразу же был утвержден Николай Олялин. А его корабельным консультантом стал командир того корабля, также капитан 2-го ранга Чкалов Валентин Александрович. Во время съемок они так сдружились, что семья Николая Владимировича была частым гостем в семье командира. Да и много было у них общего – по двое детей, впрочем, как и в фильме, любовь к своим половинкам с первого взгляда.
Уже во время съемок, с подсказки Валентина Чкалова, появились новые эпизоды, ранее не предусмотренные сценарием.
Съемки фильма «Океан». Справа второй – командир корабля Валентин Чкалов, третий актер Николай Олялин.
Много мы узнали от Николая Олялина о силе и мощи современных боевых кораблей, о том, как он сам влюбился в морскую профессию. Интересно было слушать, как Николай Владимирович рассказывал о северном сиянии, о полярной ночи и полярных днях.
Николай Олялин во время съемок фильма «Океан» на борту «Адмирала Макарова».
А еще мы завидовали сыну Олялина – Володе, ведь он вместе с папой и мамой был на самом настоящем боевом корабле!
Уже став офицером и пройдя тернистый путь тихоокеанца и североморца, только со временем я понял, как прекрасно понял Николай Олялин суть профессии офицера-моряка, а главное – как он смог воплотить ее на экране.
Николай Олялин для меня так и остался командиром крейсера
А на борту его встречал настоящий командир корабля – Валентин Чкалов.
Так что, фильм, которому скоро будет четыре десятка лет, стал для многих юношей путевкой во флотскую жизнь, а для девушек, которые стали избранницами молодых лейтенантов – наукой, как надо любить своих мужей, ждать их с моря и понимать, а иногда и прощать за проступки, совершенные на берегу… Все это говорилось при абсолютной тишине, которая только может быть в кубрике боевого корабля.
И еще один интересный факт я привел. Сразу же после окончания съемок «Адмирал Макаров» был направлен на боевую службу (дальний поход, как говорилось в открытых источниках), как раз на Кубу. Так что и в этом была абсолютная реальность событий на экране и в жизни.
Вот он, красавец «Адмирал Макаров»
Уже больше двух лет с нами Николая Владимировича. Но мы, вчерашние мальчишки и девчонки так и не может представить себе голубые экраны без Сергея Цветаева, майора Топоркова и, конечно же, капитана 2-го ранга Александра Платонова.
Нелли Ивановна, Володя и Николай Владимирович Олялины во время пребывания в Североморске. Но на любом флоте, тогда Союза ССР, а сегодня – России, Николая Олялина помнят и любят, как и его фильм «Океан»
Сергей Смолянников
Комментарий НА "Николай Олялин в роли командира корабля"