90-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО ИСХОДА ПОСВЯЩАЕТСЯ…
В период с 14 по 20 ноября с.г. в славном граде Севастополе, прошло мероприятие, поистине всемирного масштаба, которое, по определенным меркам, осталось без «особого внимания» со стороны украинской общественности, ибо имя ему «Русский исход»… Хотя, как посмотреть на это историческое словосочетание, ведь речь идет о событиях ноября 1920-го, когда понятия украинское, впрочем, как и белорусское, не употреблялись в обиходе страшного лихолетья, имя которому ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА.
Не случайно это трагическое понятие «вынесено» за рамки украинской политики, ибо совсем недавно, каких-то шесть лет назад, из-за бездарности одних политиканов и амбиций других, Украина уже стояла на пороге гражданской войны, именно в это время, в конце ноября 2004-го. Вы, помните это время? Я, да. Причем помню, как и в период новейшей истории, так и в период истории государства, под именем Российское, потому, что это наша история. От этого времени и этих деяний надо отсчитывать начало гражданской смуты. Которая и привела к «Великому исходу» А с ним и к тому, что сегодня называется «Зарубежной Россией». Хотя и Россия, понятие относительное, ибо в «исходе» том, были все – и русские, и украинцы, и белорусы, и евреи, и армяне, и грузины, и татары и…
Видимо и настало время вспомнить о тех, кто был вынужден покинуть Родину в ноябре 1920-го. Севастополь… Сколько довелось увидеть ему за свою чуть более двухвековую историю, ведь далеко не каждый европейский город видел такое за тысячелетия. Оставление города в 1855-м было вынужденным, но вошло оно в историю, как Первая оборона Севастополя, вписавшая себя золотыми буквами во всемирную летопись. Вторая оборона периода Великой Отечественной, также нашла свое отражение в истории мировых народных подвигов.
А события конца ноября 1920-го известны, да и то, скорее сказать были известны, как несокрушимая мощь красноармейцев, штурмующих Перекоп и преодолевающих Сиваш, да паническое бегство «врангелевской сволочи» из Севастополя… Это не мои слова, ибо недопустимы они в контексте всенародной трагедии в гражданских войнах (а это уже доказано), когда нет победителей и проигравших, есть только одна категория – побежденные все. А слова эти из Краткого курса истории ВКП (б). Вот только все эти годы никто не сказал, что под определением «врангелевской сволочи» скрывалось более ста тысяч гражданских беженцев и членов семей офицеров. И только порядка тридцати тысяч и были непосредственно теми, кого называли «человеком с ружьем».
Улочки Севастополя видели то, что сегодня называется «исходом». Именно улочки, ибо домов, которые бы помнили ноябрь 1920-го в «черноморской твердыне» не сохранилось. Но память об этом сохранила севастопольская земля, по которой и прошел крестный ход. Этими улочками в ноябре, девяносто лет назад шли те, кто мечтал вернуться в Севастополь, мечтал, но так и не вернулся. Зато это удалось сделать их внукам и правнукам. И они прошли тот же путь к «славянской Голгофе», которые проделали их предки, путь, завершившийся во Владимирском соборе, усыпальнице адмиралов.
Ведь все, собравшиеся в эти дни в Севастополе, привезли с собой не только дух памяти, но частичку тех (пусть даже духовную), кто ушел в том «исходе» со словами «Слава тебе, Севастополь». Историки, писатели, исследователи и представители семей тех, кого Роберт Рождественский назвал «Бывшие, бывшие, бывшие, те, кто на Сен-Женевьев-де-Буа», пришли во Владимирский собор с памятью и даже не своей, а своих предков…
Как с памятью о прославленном командире «Окуня» Меркушове и экипаже прославленной подводной лодки. Можно ли вычеркнуть их из истории? Однозначно НЕТ.
Логическим продолжением были мероприятия на Графской пристани, которая стала последней пристанью их России, откуда они уходили в Бизерту, Галлиполи, Лемнос…
Несмотря на некоторое недопонимание со стороны «зарубежных соотечественников», руководство города-героя Севастополя и общественных организаций, осуществивших даны проект, вынесло его в рамки исторической эпохи, ведь речь шла не только и не столько об исходе, сколько об ужасах Гражданской войны, история которой, написана кровью.
И, видимо очень правильным было решение о совместном возложении венков к памятным местам, связанным с той историей, как к братской могиле жертв белогвардейского террора…
Но главной целью памятных мероприятий было проведение исторических чтений, посвященных 90-летию «Великого исхода», ведь ради этого и собрались ученые-историки и наследники ушедших в Севастополе. А место для ее проведения было выбрано настолько удачно, что слов нет, ведь проходила она в стенах Михайловского равелина, видевшего всю историю Севастополя.
А к моменту начала конференции к его стенам прибило венки, которые были опущены на воду Севастопольской бухты. Природа помогла истории вспомнить все…
Михайловский равелин сегодня это уникальный музей истории города и Черноморского флота. Его стены хранят в себе события каждого дня, со времен основания твердыни до последних дней. И проведение исторических чтений в этом месте наложило отпечаток и на выступающих, и на их выступления. Когда такие форумы проходят в зданиях с исторической аурой, слукавить или обмануть невозможно. Поэтому, каждый доклад, каждое выступление или видео-обращение отличались высочайшим уровнем откровенностью.
Сложно дать отчет всей конференции и охарактеризовать выступления и доклады. Да и стоит ли это делать, если со временем должен выйти сборник по результатам проведения исторических чтений. А вот сказать о тех, кто прибыл на святую для себя землю, стоит.
Среди множества участников чтений (как россиян, так и украинцев) выделялись прибывшие наследники «ушедших в бессмертие» из Франции, Германии, Швейцарии, Чехии, Греции, Сербии, Туниса. Но, несмотря на наличие у каждого их них паспорта своей державы, их объединяло одно – «только имя забытой страны», ведь все они и сегодня, стоя на берегах Севастопольской бухты, со слезами на глазах говорили, мы же все русские…
Или как представители династий Вербицких, Жеваховых, Сапуновых, Голубиновых, Терещенко, Бобровских, Ергомышевых, говорящих, хоть и с акцентом, но на родном для них, русском языке. Именно поэтому дух памяти витал всю неделю в Севастополе, пропитав, таким образом, и стены неприступной крепости.
Сам ход проведения исторических чтений сопровождался не только научными докладами и сообщениями, но и целым рядом видео-обращений, которые успели передать те, кто в ноябре 1920-го покидал Севастополь… Уже нет среди нас хранительницы Черноморской эскадры в Бизерте Анастасии Ширинской, но ее голос звучал в казематах и потернах Михайловской крепости. Не смог прибыть (по состоянию здоровья и «возрастным параметрам») Александр Владимирович Плотто, но его обращение также было услышано всеми участниками. И, поверьте, пройдет время, пусть еще лет десять, но к 100-летию «Великого исхода» их голоса будут услышаны всеми. Да и к трагедии Гражданской войны может мы будем относиться иначе…
В заключении конференции всем участникам была вручена книга украинских писателей-маринистов Виктора Михайлова и Сергея Смолянникова «Дорога в бессмертие. Путь к последнему причалу». А организаторами конференции был сделан уникальнейший подарок – значки, изготовленные из металла кораблей черноморской эскадры, оставшихся в Бизерте…
А Севастополь, ставший своеобразной столицей этих памятных мероприятий, призвал к восстановлению исторической правды и поклониться примирению.
Что и было сделано во время освящения мемориала «Максимова дача», в месте, где происходили массовые расстрелы офицеров, тех, кто не принял свой «Великий исход» на севастопольской земле.
Да и для известного режиссера и актера Никиты Михалкова эта тема стала отправной точкой для создания нового кинофильма, о чем он и сказал во время проведения памятных мероприятий, которые, кстати, проходили не только в Севастополе, но и в Ялте, Керчи, Феодосии, Новороссийске, Таганроге и Ейске. Россия и Украина помнят свою историю, хотя отношение к ней, по-прежнему, неоднозначное.
Сергей Смолянников
Комментарий НА "Покаяние историей"