28 июля 1904 года, в последнее воскресенье (по старому стилю) июля, состоялось одно из самых грандиозных военно-морских сражений истории- между 1-й Тихоокеанской эскадрой Русского императорского флота (контр-адмирал В.К. Витгефт) и Соединённым флотом Японской империи (вице-адмирал Х. Того). Специалистам оно известно как «сражение 28 июля» или «бой в Жёлтом море».
С русской стороне в бою участвовали эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан», «Пересвет», «Полтава», «Севастополь», «Победа» и бронепалубные крейсера «Аскольд», «Новик», «Паллада», «Диана», семь эскадренных миноносцев и госпитальное судно «Монголия».
Эти броненосцы были самыми большими военными кораблями, которые когда-либо до этого бороздили моря. Их водоизмещение достигало 13000 тонн, толщина брони- 15 дюймов, в двух вращающихся башнях размещались спаренные 305- мм орудия, в казематах по бортам- по 6152-мм орудий противоминной артиллерии. 18 паровых котлов могли позволить развить скорость до 18-19 узлов, дальность плавания достигала 3000-5000 морских миль. Численность команды составляла 700 и более матросов и офицеров. Более внушительного зрелища, чем застилающий небо дымами из труб бронированный гигант, глубоко сидящий в воде и ворочающий туда-сюда страшными стволами обуховских пушек, с золочёным двуглавым орлом на носу, под Андреевским флагом, трудно представить себе даже 100 лет спустя. Это были очень красивые корабли, но век их оказался страшно короток, а число сражений- ничтожно мало.
Хоть 1-я Тихоокеанская эскадра была лишь малой частью морских сил России, она была самой большой и мощной армадой, какую Русский флот выставлял на битву за всю свою предшествующую историю.
Пусть на «Севастополе» не действовало носовое 305- мм орудие, на «Пересвете» и «Победе» вместо 305-мм орудий стояли 254- миллиметровые, часть малокалиберных пушек была свезена на берег, а лучший броненосный крейсер «Баян» с 2-мя 203-мм пушками не смог участвовать в битве из-за подрыва на мине. Пусть! Ведь русской армаде противостояли всего 4 японских броненосца с аналогичными технико-техническими характеристиками и три броненосных крейсера с более тонкой бронёй и слабыми орудиями. Перевес по числу орудий крупного и среднего калибра (38 против 28) был у русских, удельный вес бортового залпа 8147 кг против 7354- тоже.
Это был первый эскадренный бой в ХХ веке и первый эскадренный бой современных броненосцев. Это был первый бой русского флота в открытом море, вне видимости берега. Это был бой с одним из сильнейших флотов планеты.
Хотя задачей флота адм. Витгефта значилась «прорыв во Владивосток из осаждённого Порт-Артура», фактически русский адмирал давал флоту японскому генеральное сражение. Разумеется, адм. Того не позволил бы русской эскадре перейти в новую базу и «постарался изо всех сил», чтобы этого не случилось. С его стороны сражение тоже носило характер генерального. Оно должно было завершить затянувшееся 170- дневное противостояние обеих флотов.
28 июля 1904 года решался жизненно важный вопрос: кто же будет владеть Жёлтым морем. Решение вопроса в пользу русских обрекало четыре японские армии на изоляцию в Манчжурии и позорную сдачу; победа японского флота означала успешное продолжение сухопутных операций, падение Ляояна, Порт-Артура, Мукдена, вытеснение русской армии из Южной Манчжурии и победу в войне. Само существование и России, и Японии решалось в последнее воскресенье июля 1904 года, в этом морском бою на карту были поставлены обе империи.
За всю свою 300- летнюю историю Русский флот ещё ни разу не пытался решить более важной задачи. Ещё ни одно сражение не играло для Родины такого значения, как это, ещё ни разу флот не выступал в роли спасителя России.
Почему же бой 28 июля (10 августа) никогда не называют в качестве причины Дня ВМФ? Ведь порт-артурская эскадра тогда на равных противостояла одному из лучших флотов мира и сделала исход боя нерешительным. Ни один русский корабль не был потоплен или так серьёзно повреждён, чтобы не суметь продолжить сражение, чего нельзя сказать об японских кораблях.
На «Микасе» были выведены из строя все орудия главного калибра и убиты два капитана подряд, русский снаряд почти насквозь прошёл через броненосец «Асахи», на крейсерах «Касуге», «Ниссине» и «Якумо» были сильные разрушения. Наконец, наши потеряли 168 моряков убитыми и ранеными, убив и ранив 208 японцев. Русские могли ещё стрелять и стрелять, а японцы прекращали сражение из-за нехватки снарядов и разрушения большинства орудий.
Лучшей оценкой «сражения 28 июля» стало решение комиссии Наркомата ВМФ (адм. Кузнецов, Галлер, Исаков и комиссар Рогов) о праздновании дня ВМФ в последнее воскресенье июля. И 23 июня 1939 г. на заседании СНК СССР «День Военно-морского флота» получил всесоюзную «календарную прописку».
Хоть после того воскресенья было много событий- Цусима, Первая мировая, Гражданская, Польская, Финская, Вторая мировая, Вторая русско-японская…
Пусть в день Военно-морского флота всё будет, как тогда, в 1904- утро, погожий воскресный денёк, и бородатый контр-адмирал поведёт свои броненосцы в сражение. Очень скоро тишину разорвёт грохот 12- дюймовых орудий и орудийный дым заволокёт то место между Ляодунским и Корейским полуостровами, где в последнее воскресенье июля 1904 года Русский флот так гордо держал флаг Андреевский.
Соколов Дмитрий Борисович
Читать полностью: http://morpolitcom.narod.ru/article8.html
Комментарий НА "Последнее воскресенье июля"