Год тысяча девятьсот двадцать второй. Закончилась гражданская война. Республика Советов принялась за преодоление голода и разрухи, строительство нового, социалистического общества. Но в окружении враждебного капиталистического мира без крепкой армии и флота, способных защитить завоевания Октября, делать это было невозможно. Флот же находился в особенно тяжелом состоянии. В ходе революции и гражданской войны он потерял опытных, знающих командиров, лишился основного ядра рядового состава. Это означало, что флота у республики нет.
Сознавая значение флота для защиты морских рубежей, руководители государства призвали страну, народ сделать все возможное для возрождения в кратчайший срок военно-морских сил. Чтобы быстрее пополнить флот надежными, верными революции кадрами, В. И. Ленин посоветовал комсомолу взять шефство над Красным флотом. 16 октября 1922 г. V Всероссийский съезд РКСМ принял такое решение. – это ниже повторяется в лучшем исполнении.
Ровесник Вооруженных Сил — комсомол с первых дней своего существования стал надежным помощником партии в деле организации защиты социалистического Отечества. Еще в феврале 1922 г. ЦК РКСМ обратился к комсомольцам с призывом идти служить на флот. И тогда же 2000 лучших представителей молодежи были направлены на корабли, 300 наиболее подготовленных комсомольцев — в военно-морские училища. Однако одной, частичной мобилизации оказалось явно недостаточно, флот нуждался в постоянной помощи, в постоянном притоке молодых сип. В то время со всей остротой стоял вопрос: флоту нужны кадры. И когда Владимир Ильич Ленин с мудрой прозорливостью дал РКСМ совет взять над флотом шефство, молодые соратники большевиков горячо откликнулись на призыв вождя. Такое решение было единогласно принято на проходившем в Москве, в Большом театре, торжественном заседании V съезда. Тогда же представителям флота было вручено знамя с вышитыми золотом словами: «Орлам революции — морякам Красного военного флота» и датой — 16 октября 1922 г. Особым приказом Реввоенсовета от 19 октября было объявлено: «В согласии с постановлением V Всероссийского съезде РКСМ полагать Российский Коммунистический Союз Молодежи шефом рабоче-крестьянского Красного флота».
С этого момента, именно благодаря установлению шефства, судьбы флота и комсомола стали неразделимы в истории советского государства. И самым замечательным явлением стало присвоение боевым кораблям комсомольских имен. Этих кораблей в истории флота было больше ста единиц. Десятки тысяч моряков имели честь служить на них. И сегодня многие флотские ветераны помнят и гордятся службой на кораблях с комсомольскими именами.
Учитывая все это, захотелось немного заглянуть в нашу историю и проследить за «комсомольской эскадрой».
Первым в этом списке стоит сторожевик «Ястреб», принимавший участие в Великой Октябрьской социалистической революции. Правда, новое имя корабля стало не совсем в привычном нам смысле комсомольским. Оно увековечило сам факт начала новой, комсомольской страницы в истории флота, а именно решение пятого съезде РКСМ об установлении шефства Ленинского комсомола над Военно-Морским Флотом, принятое 16 октября 1922 года.
И 31 декабря 1922 года сторожевик «Ястреб» получил имя «16-е октября».
Корабль был построен в 1900 году в Дании под названием » BORE-II «, приспособлен для плавания во льдах. С постройки работал в Финляндии у частного владельца. В октябре 1915 года куплен «Финским пароходным обществом» и частично перестроен. Осуществлял перевозки пассажиров на линии Турку – Стокгольм.
Шла Первая Мировая война, и 15 февраля 1916 года корабль был зачислен в состав Российского императорского флота в качестве военного транспорта Балтфлота. На носовой палубе корабля была установлена 105-миллиметровая пушка.
Накануне Октябрьского вооруженного восстания, 24 октября 1917 капитан «Ястреб», находившегося в финском порту Хамина (Финляндия была тогда в составе России), получил приказ примкнуть к возглавляемому «Авророй» отряду из 9 кораблей Балтфлота и войти в Неву. По прибытии к Николаевскому мосту в Петрограде значительная часть экипажа «Ястреба» приняла участие в штурме Зимнего дворца.
В годы Гражданской войны «Ястреб» базировался в Кронштадте и нес службу в Балтийском флоте в качестве подвижной базы подводных лодок. Позже «Ястреб» передали Балтийскому пароходству.
В 1924 году первым из советских судов он перешел на Черное море вокруг Европы, выполнял рейсы на Крымско-Кавказской грузопассажирской линии.
В июле 1929 года вошел в состав АО «Совторгфлот» и стал гражданским товаро-пассажирским судном. С этого же года – в составе Северного морского пароходства. 1 сентября 1930 года затонул в губе Ковда Белого моря, 7 июля 1931 года поднят Беломорской партией ЭПРОНа.
В 1940 году передан Мурманскому морскому пароходству, в годы Великой Отечественной войны – Северному флоту, участвовал в боевых действиях как посыльное судно и минный заградитель № 49. В ноябре 1941 года подвергся атаке немецких бомбардировщиков и затонул. Поднят в 1944 году, отремонтирован и использовался как судно обеспечения спасательной службы.
В 1946 году демобилизован и восстановлен в классе грузопассажирского судна в составе Северного морского пароходства, а с 10 марта 1947 года – Мурманского морского пароходства. В 1947-1959 годах работал на местных линиях побережья Баренцева моря.
В 1963 году поднят и отправлен на слом.