История этого необычного корабля, ранее носившего наименование «Океан», началась 28 мая 1901 года, когда на стапелях судостроительной фирмы «Ховальдтсверке» в Киле состоялась его закладка. 8 февраля 1902 года корабль был спущен на воду и в том же году вступил в строй. Спроектированный и построенный специально для обучения личного состава, «Океан» в те годы был крупнейшим представителем своего класса.
Уже в 1903 году «Океан» выдержал первое серьезное испытание, совершив дальнее учебное плавание из Балтийского моря в Порт-Артур и обратно. В первом походе нового корабля принял участие видный ученый-кораблестроитель профессор Морской академии А. Н. Крылов.
В первые годы плаваний на корабле создавалась нелегальная большевистская организация. В июне 1910 года на «Океане» вспыхнуло революционное выступление, поддержанное частью экипажей крейсера «Громобой» и учебного артиллерийского корабля «Петр Великий». Однако оно было жестоко подавлено. Летом 1916 года, окончив машинную школу, на корабль прибыл служить кочегаром матрос Анатолий Железняков, ставший потом легендарным героем гражданской войны. В дни Февральской буржуазно-демократической революции экипаж «Океана» одним из первых присоединился к восставшим. А когда пришел Великий Октябрь, двести пятьдесят вооруженных океанцев влились в сводный отряд балтийских моряков для участия в штурме Зимнего.
«Океан» явился первым
советским кораблем, совершившим поход за границу, чтобы вывезти русских раненых
военнопленных, находившихся в иностранных госпиталях и желавших возвратиться на
Родину. Германия должна была вернуть их Советской России согласно условиям
Брестского мирного договора. Первую годовщину Великого Октября экипаж судна
встретил в Штеттинском порту, подняв красный флаг Страны Советов.
Осенью 1922 года корабль вышел в первое мирное плавание. В море экипаж встретил
радостную весть. Отмечая большие заслуги красных военных моряков по
восстановлению корабля и в связи с решением V съезда РКСМ о принятии комсомолом
шефства над флотом, Реввоенсовет Республики переименовал корабль в
«Комсомолец».
Настало лето 1924 года. Для обеспечения практики курсантов училища комсостава в Кронштадте был сформирован Особый практический отряд, в который вошли легендарный крейсер «Аврора» и «Комсомолец». Выйдя 10 июля в открытое море и пройдя тысячи миль, советские корабли вновь пронесли Военно-морской флаг СССР по зарубежным водам.
Младший брат Виктор Григорьевич Железняков в числе курсантов первых выпусков окончил в Ленинграде Военно-Морское училище, носящее с 1926 года имя М.В.Фрунзе. В.Г.Железняков в 1928 году был Командир канонерской лодки «Красное знамя» на ЧФ. В дальнейшем В.Г.Железняков служил командиром корабля на Балтийском флоте. Однажды во время учебного плавания в штормовых условиях произошло чрезвычайное происшествие: сильной морской волной смыло за борт матроса. Для спасения моряка в море бросился сам командир корабля Виктор Железняков. Принятыми срочными мерами матрос был поднят на борт корабля и остался жив. Однако от переохлаждения и возникшего воспаления Виктора Григорьевича Железнякова, к великому сожалению, спасти не удалось.
Летом 1933 года во время очередного плавания в Заполярье «Комсомолец» прибыл в Мурманск, где по просьбе командования создаваемой Северной военной флотилии был оставлен на год и превращен в штабной корабль, а в конце 1934 года, вернувшись на Балтику, опять стал обеспечивать практику курсантов военно-морских училищ.
В июне 1941 года корабль находился в учебном плавании недалеко от Ханко. Здесь его застала Великая Отечественная война. Возвратившись в Ленинград, «Комсомолец» на многие месяцы застыл у причала. Как и в годы гражданской войны, почти весь его экипаж сошел на берег защищать колыбель Октября, а на борту корабля в годы суровой блокады разместилась школа боцманов Краснознаменного Балтийского флота.
В конце 1944 года поступил
приказ ввести корабль в строй, и снова ожили палубы «Комсомольца». Уже к 1 мая
победного, 1945 года корабль, залечив фронтовые раны (в его палубах и
надстройках разорвалось двенадцать фашистских снарядов), смог приступить к
ходовым испытаниям.
Началась хлопотливая, насыщенная многочисленными плаваниями мирная жизнь
«Комсомольца», ежегодно на его палубу поднимались будущие офицеры советского
флота, чтобы пройти все азы морских наук.
В ноябре 1956 году корабль был превращен в плавучую казарму и переименован в «ПКЗ-72», а в феврале 1961 года окончательно исключен из списков флота.
Старый корабль ушел в историю, но имя «Комсомолец» еще многие годы оставалось в строю: его унаследовал один из легких крейсеров дважды Краснознаменного Балтийского флота.
Водоизмещение полное 11 897 т, нормальное — 11675 т; длина 149,4 м, ширина 17,4
м, осадка 8,4 м; мощность главных механизмов 11 064 л. с.; скорость хода
максимальная 18 уз, экономическая — 11 уз; дальность плавания 7000 миль.
Вооружение: 4 75-мм и 2 47-мм орудия, 4 7,62-мм пулемета. Экипаж 180 человек.
В подготовке статьи использованы материалы:
1. Российский государственный архив ВМФ. Справочник по фондам. Корабли и суда (1917-1940). Часть II. 1995
2.»Героические корабли Российского и Советского Военно-морского флота»
3. Контр-адмирал Наумов Владлен Васильевич. Учебный корабль «Океан» («Комсомолец»). Часть 3.