В СОЛДАТЕ ВИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА

«Офицеры суть солдатам яко отцы детям,

 того ради надлежит их равным образом

 отечески содержать». «Капитан должен

 вести себя с солдатами яко отец с детьми,

 увещевая непорядочных; поправляя их

советами и наказывать милости недостойных,

 отличать и любить добрых». «Прапорщику

подобает во все дни немощных посещать и

смотреть, нет ли в чем-либо недостатка.

 Ему подобает великую любовь к солдатам

иметь, и когда они в наказание впадут,

тогда ему об них быть челом вольно».

 

ПЕТР I

 

Постепенно от устрашения и жестокости, которые долгое время лежали в основе воинской дисциплины многих армий, в русскую армию все более проникали военно-педагогические мысли и правовые взгляды на дисциплину, на обращение с солдатом как с человеком, разуму и воле которого отводилась решающая роль в обеспечении конечного успеха в бою, сражении, битве.

Особое место в развитии прогрессивных взглядов на воинскую дисциплину занимает вторая половина XIX – начала XX века. Этому способствовали поражение Российской империи в Крымской войне 1853 – 1856 гг., отмена крепостного права, военные реформы 60 – 70-х годов, развитие капитализма и капиталистических отношении в стране, переход к комплектованию армии на основе всеобщей воинской повинности (с января 1874 года). В понимании воинской дисциплины в это время В.И.Драгомиров – военный и государственный деятель России – включал: подчинение и преданность начальнику, службе, государю, Отечеству, исполнительность, субординацию, чинопочитание (воинскую вежливость). В его взглядах на процесс укрепления воинской дисциплины можно найти немало такого, что актуально для наших дней. Он, например, говорил, что дисциплина в солдате воспитывается заботой о нем, правильным, законным к нему отношением, а офицеру необходимо уметь осуществить дисциплинарную практику и личным примером и точностью воспитывать солдат.

Поучительным для офицера звучат и сегодня слова, которые можно прочитать в его «Армейских записках»: «Велика и почтенна роль офицера… и тягость ее не всякому под силу. Много души нужно положить в свое дело для того, чтобы с чистой совестью сказать: много людей прошло через мои руки, и весьма мало было между ними таких, которые того не стали лучше, развитее, пригоднее для всякого дела. Ни одного я не сделал негодяем; ни одного я не заморил бестолковой работой или невниманием к его нуждам; ни в одном не подорвал доверия к собственным силам. Все привыкли подчинять свою волю достижению одной общей цели по сознанию долга, а не из-под палки».

Полезно видимо будет обратить внимание еще на один документ – «Записки военной администрации для военных и юнкерских училищ», составленные во второй половине IX века офицером Генерального штаба Лобко. Там, в частности, записано: «Обращение офицеров с нижними чинами должно быть кроткое, правдивое, человечное. Высказывая доброжелательство и внимание к нуждам солдата, офицер ничего не теряет, напротив, он приобретает любовь и преданность подчиненного. С другой стороны, дух общества офицеров, их нравственное поведение и степень усердия по службе всегда имеют неотразимое на дух целой части войск». Примечательно, что офицеру рекомендовалось при наложении взыскания хорошо знать подчиненных ему солдат, всегда соизмерять взыскание с нравственными мотивами проступка и с личными свойствами каждого. Всегда одобрять и поддерживать людей слабых, но с хорошими наклонностями и самым энергичным образом противодействовать влиянию людей порочных, доводя их по возможности до раскаяния и осознания своих проступков.

А вот как рекомендовалось обращаться с новобранцами: «Строгость должна быть направлена против лености, упрямства и малодушия – в случае же неповоротливости, тугого понимания или утомления она неуместна, потому что одних раздражает, других притупляет и у всех вообще отбивает всякое рвение к службе. Праздность между новобранцами отнюдь не должна быть допускаема, но, с другой стороны, сами занятия следует, как можно более разнообразить, приучая к трудам лишь постепенно».

Как видим, в прошлом много внимания уделялось офицеру как воспитателю солдат, подчеркивались большая трудность и высокая ценность труда воспитателя.

Думается вполне оправданно и последовательно обращение к вековым военным традициям России. Накопленный опыт можно использовать ныне, когда в новых, принципиально иных условиях ставятся вопросы о защите Отечества, о воинском долге, воспитании воинов, офицерской чести, укреплении воинской дисциплины.

 Георгий Цобехия

Военный университет МО РФ