В новой книге воспоминаний «Киевское море…» описываются наиболее памятные и знаковые события в моей жизни, произошедшие с октября 1969 по май 1985 года… Все они в той или иной мере связаны со службой в Киевском высшем военно-морском политическом училище (КВВМПУ) в должности преподавателя (позднее — старшего преподавателя) на кафедре «Теория, устройство, живучесть и электрооборудование корабля» (ТУЖЭК).
В предыдущей книге «С Запада – на Дальний восток…» я рассказываю о моей службе на Тихоокеанском флоте. Могло получиться, как поётся в известной советской песне «По долинам и по взгорьям…» — «…и на Тихом океане свой закончили поход…», но судьба распорядилась иначе. Свой 35-летний «военно-морской поход» я закончил… «на Киевском море…», в Киеве, откуда всё начиналось, когда я после окончания школы в 1950 году подал документы для поступления в Высшее военно-морское инженерное училище имени Дзержинского в Ленинграде (книга воспоминаний «Шесть лет под Шпилем…»).
В книге «Киевское море…» мне хотелось поделиться воспоминаниями о новых товарищах, коллегах, сослуживцах… Светлая память тем, кого уже нет с нами… Новая книга – это рассказ об особенностях службы в КВВМПУ, событиях и историях, связанных с ней, непростых этапах моей научно-педагогической деятельности, потерях близких родных людей, попытке найти своё счастье в новой семейной жизни. Всё это происходило на фоне исторических процессов в стране «развитого социализма» на завершающем этапе её существования: я закончил службу в мае 1985 года, в начале т.н. «перестройки», а, как оказалось через некоторое время, в 1991 году произошёл «развал» Советского Союза. В 1995 году, через 28 лет после его открытия, Киевское высшее военно-морское политическое училище прекратило своё существование.
Как и в предыдущих моих книгах, я использую письма, материалы и фотографии из моего архива, делаю уточнения и дополнения (они выделены курсивом), взятые из публикаций в Интернете, воспоминаний выпускников КВВМПУ разных лет. Некоторые оценки событий, описываемых в этой книге, даются с позиции моих взглядов и представлений, появившихся в результате тех огромных перемен, которые произошли во всех сферах жизни моего Отечества после 1991 года и в Украине (и вокруг Украины) в последние годы. И какими бы они ни были сегодня, хочу заметить, что годы моей службы в КВВМПУ – это время честного и добросовестного служения Родине.
В октябре 1969 года я из Владивостока прибыл в Киев, в Киевское высшее военно-морское политическое училище (КВВМПУ) для дальнейшего прохождения службы в качестве преподавателя кафедры теории, устройства, живучести и электрооборудования корабля (ТУЖЭК). (О перепитиях моего назначения я рассказал в книге воспоминаний «С Запада – на Дальний Восток…»).
…Киевское Высшее военно-морское политическое училище было создано в 1967 году в соответствии с постановлением Центрального Комитета КПСС «О мерах по улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте». Это было единственное в стране училище, готовящее политработников для кораблей и частей Военно-Морского Флота СССР… Училище размещалось на Подоле, в комплексе зданий Киево-Могилянской академии – первом православном высшем учебном заведении в Восточной Европе, основанном в 1632 году митрополитом Петром Могилой и известным церковным деятелем Феофаном Прокоповичем.
У входа в одно из зданий Киево-Могилянской академии, где располагалась уникальная историческая библиотека, были установлены две мемориальные мраморные доски с именами знаменитого украинского философа Г.С. Сковороды и не менее знаменитого российского учёного М.В. Ломоносова, которые в 30-х годах ХVIII столетия учились в Академии. Какое-то время руководство библиотекой (а, возможно, и более высокое начальство) никак не могло определиться с приоритетом расположения памятных досок. Вначале доска с именем Г.С. Сковороды была расположена над доской с именем М.В. Ломоносова. Через некоторое время доски поменяли местами. Теперь уже доска с именем М.В. Ломоносова была помещена выше доски с именем Г.С. Сковороды. Но и это, оказывается, был ещё не окончательный вариант. Наконец кто-то догадался разместить памятные доски в один ряд, причём слева (если мне не изменяет память) всё-таки поместили доску с именем Г.С. Сковороды, а затем уже – доску с именем М.В. Ломоносова. (Думаю, что вся эта чехарда с расположением досок была вызвана не идеологическими соображениями, а путаницей в точном определении времени учёбы в Киево-Могилянской академии Г.С. Сковороды: по одним источникам, он учился в те же годы, что и М.В. Ломоносов, а по другим – позднее).
По прибытии в училище, как это было положено, я представился начальнику училища капитану 1 ранга Ф.Ф. Турчину (в этой должности он прослужил с 1967 по 1972 год, после него начальником училища стал капитан 1 ранга Н.С. Каплунов) и начальнику политотдела капитану 1 ранга В.С. Манькову. Меня спросили о моём семейном положении. Доложил, что разведён, детей нет, живу в семье моей мамы. Видимо, мой ответ их удовлетворил, т.к. я не был «офицером, прибывшим с семьёй и остронуждающимся в жилье» (решение «квартирного вопроса» в то время являлось одной из сложных проблем для командования). Позднее меня представили первому заместителю начальника училища контр-адмиралу А.Я. Стерлядкину и заместителю начальника училища по учебной работе капитану 1 ранга А.А. Данилко. Командование училища произвело на меня приятное впечатление, которое сохранилось на всё время совместной службы.
Кафедра ТУЖЭК была единственной инженерной кафедрой в КВВМПУ, на которой преподавались такие дисциплины как «Теория и устройство корабля», «Живучесть корабля», «Электротехника и электрооборудование корабля», «Легководолазная подготовка». К моменту моего назначения на кафедре сложился дружный коллектив офицеров-преподавателей и мичманов сверхсрочной службы-лаборантов, который принял меня в свою флотскую семью. Безусловно, это была заслуга начальника кафедры инженер-капитана 2 ранга Филимонова Виктора Яковлевича, золотого медалиста ВВМИОЛУ им. Дзержинского 1948 года выпуска, кандидата технических наук, доцента (до назначения в КВВМПУ он служил в Севастопольском высшем военно-морском инженерном училище). Коллегами по кафедре, с которыми мне довелось служить в первые годы пребывания в училище(называю их воинские звания к моменту моего назначения на кафедру, в дальнейшем и у начальника кафедры, и у некоторых моих коллег они изменились), были: Вячеслав Лучников и Леонид Григорьев – инженер-капитаны 2 ранга, до училища – члены экипажей первых советских атомных подводных лодок, награждённые высокими правительственными наградами; Владимир Снежин, инженер-капитан 3 ранга;Виталий Дирин, инженер-капитан 3 ранга; Геннадий Мухин, инженер-капитан-лейтенант, мой однокурсник по «Дзержинке» с паросилового факультета; Виктор Алексеев, инженер-капитан-лейтенант (начальник лаборатории до 1972 года), Павел Козюпа, инженер-капитан 3 ранга (начальник лаборатории после 1972 года);Вячеслав Конфорович, старший лейтенант медицинской службы, врач-физиолог (на кафедре на занятиях по легководолазной подготовке проводились учебные подводные спуски курсантов)…
Со всеми у меня сложились нормальные товарищеские отношения. До сих пор с удовольствием вспоминаю добрую кафедральную традицию: каждый значимый праздник офицеры кафедры отмечали все вместе в одном из киевских ресторанов или у кого-то из преподавателей на квартире (семейные преподаватели были с жёнами). Со временем на кафедру назначались новые преподаватели, которые уже не так часто поддерживали эту традицию: Николай Михайловский, инженер-капитан 1 ранга, кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры с 1976 года, иЯков Лемищенко, инженер-капитан 2 ранга, старший преподаватель, – офицеры, прошедшие службу на атомных подводных лодках; Николай Межерицкий, капитан медицинской службы; Никодим Горбатюк, инженер-капитан 3 ранга, преподаватель. (К сожалению, не помню имена всех мичманов-лаборантов нашей кафедры – трудолюбивых, порядочных, грамотных специалистов, вносивших свою лепту в обучение курсантов)…
Прошли годы… Ушли из жизни Виктор Яковлевич Филимонов, Слава Лучников, Яша Лемищенко, Виталий Дирин… Светлая им память..
Постепенно я знакомился с преподавателями других кафедр «политического» и «военно-морского цикла» (в дипломах выпускников КВВМПУ тех лет было записано, что они являются «офицерами-политработниками по специальности военно-морская штурманская»), командирами курсантских подразделений. Мы вместе несли службы училищных и гарнизонных нарядов, участвовали в различных училищных мероприятиях, конференциях, собраниях, спортивных состязаниях, посещали открытые лекции, проводили занятия с курсантами нового набора в летнем училищном лагере в посёлке Лютеж, руководили корабельной практикой курсантов на разных флотах страны.
Не помню о каких-то конфликтных ситуациях с моими коллегами по службе в училище, обо всех вспоминаю с теплотой и благодарностью… (Через несколько лет на Учёном Совете училища обсуждался вопрос о присвоении мне учёного звания «доцент». Среди документов, которые в соответствии с существующей процедурой нужно посылать в Высшую аттестационную комиссию (ВАК) СССР, был протокол заседания Совета с результатами тайного голосования. Из него я узнал, что все члены Советы подали свои голоса «за», кроме одного. Меня это несколько удивило, т.к. считал, что у меня нет недругов в училище, но…).
На кафедре мне предстояло проводить занятия с курсантами 2-го курса по дисциплине «Электротехника и электрооборудование корабля» («ЭЛТ И ЭОК»), рассчитанной на 100 учебных часов лекционных (60%) и практических занятий (впоследствии примерно половина занятий по этой дисциплине стала проводиться для курсантов 1-го курса во втором семестре учебного года и для курсантов 2-го курса – в первом семестре).
Начальник кафедры поставил передо мной задачу – подготовиться для проведения занятий (лекционных и практических) с курсантами по всей дисциплине. Это означало, что я, помимо участия в проведении практических занятий (обычно роль преподавателей в вузе в основном к этому и сводилась – лекции читали старшие преподаватели), должен был разработать самостоятельно примерно 30 тем лекций.
Моими коллегами по нашей методической комиссии были старшие преподаватели инженер — капитан 2 ранга Вячеслав Лучников и инженер-капитан-лейтенант Геннадий Мухин (они служили в училище с момента его основания, и опыт их работы на кафедре мне очень помог). Лекции мне было поручено читать в одном из «учебных потоков», в который входили классы курсантов 2-го курса 2-го батальона (курсантские подразделения в училище входили в состав двух батальонов). Чтобы стимулировать мою работу по подготовке лекций, я был включён в учебный процесс с первых же дней моего пребывания в училище.
Для меня началась новая напряжённая жизнь: днём – проведение занятий и участие во всевозможных училищных и кафедральных мероприятиях, вечерами – работа в Публичной научной библиотеке при Академии наук УССР по подготовке очередной лекции (начальнику кафедры я должен был представлять на утверждение текст каждой лекции, предварительно обсудив его на методической комиссии). Кроме этого, как я уже говорил, обязательным для всех офицеров было выполнение самых разнообразных поручений, в том числе ежемесячное несение службы училищных и гарнизонных нарядов (как правило, преподаватели назначались старшими помощниками дежурного по училищу и начальниками патрулей).
Помимо подготовки текстов лекций, по заданию начальника кафедры наша методическая комиссия разрабатывала различные учебно-методические пособия по дисциплине «ЭЛТ и ЭОК».
(Много лет спустя я уже в качестве профессора стал автором более 200 книг, учебных пособий, статей по разным проблемам психологии, которой я после окончания аспирантуры при НИИ психологии Украины посвятил более тридцати лет своей научно-педагогической деятельности, но тогда это были первые публикации, на которых среди других авторов мне было приятно увидеть и своё имя).
Изучение дисциплины «ЭЛТ и ЭОК» для курсантов 2-го курса завершалось экзаменом. Не могу сказать, что наша инженерная дисциплина для многих будущих политработников была легко усваеваемой (особенно в первой её части – «Теоретические основы электротехники») – всё-таки они были «гуманитариями». Я прекрасно понимал, что их деятельность будет связана не с техникой, а с людьми, обслуживающими эту технику, с практическими проблемами, требующих понимания устройства и особенностей эксплуатации электрооборудования корабля. Поэтому, оценивая ответы курсантов на экзаменах по нашей дисциплине в вопросах, касающихся теоретических проблем, я старался быть снисходительным (мягко говоря). Могу заметить, что за все 16 лет преподавания в КВВМПУ я на экзаменах не поставил ни одной двойки, полагая, что если я в течение учебного года по своей дисциплине «ЭЛТ И ЭОК» (непрофильной для офицера-политработника) ничему не научил «плавающего на экзамене курсанта», то, наверное, в этом есть в чём-то и моя недоработка (между прочим, Геннадий Мухин был в этих вопросах более жёстким). Этот мой принцип помогал в случаях, когда ко мне обращались с «протекционными просьбами» коллеги по училищу (разного уровня).
Приятно, что журнал «Морполит» объединяет разные поколения и выпуски. Творческих успехов членам редакции, здоровья и благополучия.
Капитан 1 ранга Вениамин Левицкий.
P.S. Надеюсь, что и другие главы из моей книги воспоминаний «Киевское море» вас заинтересуют.
Спасибо Вам большое! Прекрасные и яркие воспоминания! С Праздником Вас!
В День ВМФ приятно было увидеть фрагмент моих воспоминаний на сайте Литературного журнала «Морполит». Спасибо за сюрприз. Благополучия, успехов, удачи редакции. Мои поздравления с нашим праздником и самые добрые пожелания всем выпускникам КВВМПУ. Капитан 1 ранга Вениамин Левицкий