Ты уже знаешь читатель, что наш курсант под Коломной в учебном центре изучал специальные изделия. Так как изделий то было много разных, бывали в этих местах не раз за годы своего обучения в училище. И вот как-то, году в 1975-м, увидел Саша, будучи в увольнении, объявление о двух вечерних концертах Высоцкого в местном ДК. Это было время, когда ни пластинок, ни аранжировок певца ещё не было, но из каждого открытого окна звучал гитарный перезвон и его хриплый голос, записанный на магнитофонную ленту:
«Вдоль обрыва, по над пропастью, по самому, по краю,
Я коней своих нагайкою стегаю — погоняю…».
Эти, или другие, берущие за душу слова легко запоминались и казалось не было таких профессий и тем, которых бы он не познал и не коснулся в своём творчестве, настолько в них всё было правдиво и настояще. Здесь и шуточная «Утренняя гимнастика» и «Скалолазка» и конечно:
«Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.»
(«Он не вернулся из боя»)
Одна из вершин Владимира Высоцкого это песни о войне, их набралось под 50.
Вплоть до 1981 года ни одно советское издательство не выпустило книгу с его текстами. Высоцкого пытались запрещать, тщётно. Всенародная любовь всё расставила по своим местам. Собрал Саша рубли с желающих повстречаться с живой легендой и помчался за билетами. Повезло, на последний концерт билеты достал. 100 километров от Москвы, артист подрабатывал такими концертами, ведь там в Париже была его любовь — Марина Влади, звонить которой надо было каждый день.
Всё что увидено и услышано в тот вечер осталось с нашим курсантом на всю жизнь. Зал набитый битком встретил Высоцкого на «Ура!», аплодисменты смолкали только для того, чтобы услышать следующую песню. А артист, уже отпевший первый свой концерт, честно отрабатывал на сцене. Давалось это, впрочем уже нелегко и даже пот струился по его лицу. Видно сказывалась и усталость и болезнь не всем известная. Никаких антрактов-перерывов он не делал, а время от времени разговаривал с залом, рассказывал о себе, своей работе в театре на Таганке — образах Гамлета, Хлопуши из спектакля «Пугачёв». Рассказал, что голос его хриплый от того, что мальчишкой ещё пел в войну в метро, надорвал его. Из зала звучали просьбы и какие-то песни он по ним исполнил. Концерт уже заканчивался, но зритель никак не хотел отпускать артиста.
Вот уж он, вконец уставший, попросил пощады и откланялся. А наши курсанты бегом бросились на автобусную остановку, так как увольнение заканчивалось и надо было успеть на последний автобус. Ехать им надобно было за Оку в местечко Щурово. Забрались на первый подошедший, времени в обрез. И вот тут то выяснилось, что автобус прямо не пойдёт, а повернёт направо к цемзаводу. Если выйти на повороте и добежать несколько километров, всё равно к 24.00 успеть не удастся. И тут Сашка вспомнил своего строгого начальника и руководителя практики капитана 1 ранга Ключкина, общие обязанности военнослужащего, Присягу, слова нашего флотоводца адмирала Нахимова: «Для черноморца ничего невозможного нет!» и пошёл к водителю. Давай его уговаривать немного подвезти моряков. Водитель удивился, но всё же в положение опаздывающих вошёл и говорит: «Я не против, а что пассажиры скажут?» Было таких человек 10-12, тоже может на смену ехали, или уж с работы отдыхать. И тут встаёт наш курсант Волошин Андрей по прозвищу «Малыш», загреб училищной шлюпочной команды ростом под 2 метра и спрашивает вкрадчивым голосом: «Товарищи, никто не против, чтобы нас довезли до КПП воинской части?»
И, надо признаться, из чувства уважения к военному ведомству, а может самосохранения, никаких возражений не было. Водитель поддал газу, автобус, во изменение маршрута, сделал крюк и подогнал его к самому КПП. Успели! Довольные ребята высыпали из доброго автобуса, поблагодарив водителя и пассажиров.
От таких историй возникает ничем не прикрытая ностальгия по Стране Советов и какая-никая гордость распирает: за нашего Владимира Семёновича и его талант, людей той поры, да и советских морских курсантов, о которых говорили: дайте курсанту 3 дня и он выучит китайский язык.
Разговор севастопольский о Высоцком был бы не полный, не упомяни автор нечто ещё важное. Дядя автора-исполнителя Алексей Владимирович Высоцкий, так же как отец Владимира Высоцкого воевал, прошёл всю войну и закончил её в Берлине. Подполковник, награждённый шестью орденами, медалями. Уволившись из Вооружённых Сил, окончил в 1961-м году факультет журналистики МГУ. Он в составе Приморской армии, вместе со своей женой Александрой Высоцкой защищал Севастополь. Им написаны повести о защитниках Севастополя и Крыма. Сняты документальные фильмы. Он во многом подпитывал творчество поэта рассказами о войне и стал первым, записавшим концерт Владимира Высоцкого на студийный магнитофон.
Владимир Высоцкий снимался в Крыму и Севастополе в кино. Крымчане могут гордится тем, что первые свои песни Высоцкий, 23-х летний выпускник МХАТа, написал в Севастополе. Съёмки фильма «Увольнение на берег» в 1961 году проходили на крейсере «Михаил Кутузов», того же проекта, на котором и наш Саша позднее оказался.
Со слов самого Высоцкого, узнаём как он вживался в роль матроса БЧ-5 крейсера:
«Мы снимали этот фильм на крейсере «Кутузов», флагмане Черноморского Краснознамённого флота. Я жил там целый месяц, спал в кубрике. Учился драить палубу, потому что мы снимали наказание, – мне нужно было драить палубу и ещё кое-что погрязнее».
Во время съёмок случался и курьёз, когда троих актёров, по словам второго режиссёра И. Кочеряна, забрали в комендатуру:» Наша база была в городском Доме офицеров. Жарко. Трещалов, Прыгунов и Высоцкий вышли попить газировки. Подходит патруль, а они не приветствуют.» Было и запомнившееся актёру событие, когда ему повезло встретится на борту крейсера с первым советским космонавтом Юрием Гагариным.
Примечательно, что крейсер «Михаил Кутузов» сохранён и стал кораблём-музеем.
Другая история связана с увековечением Владимира Высоцкого Севастопольским городским литературным объединением имени А.Н. Озерова. Литераторы выбрали достойное для этого место — Матросский клуб, где Высоцкий выступил с концертом в 1976 году, ныне это драматический театр Черноморского Флота имени Б.А. Лавренёва. Инициаторы, во время проведения Международного фестиваля «Владимир Высоцкий. Сквозь время. Крым. Севастополь», устав от двухлетних согласований с властями, установили 28 января 2017 года мемориальную доску всенародному любимцу на свой страх и риск. Доску со здания, признанного в 2016 году памятником пришлось снять, а затем, дождавшись соблюдения ФЗ 73–м «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», устанавливать повторно.
Автору довелось участвовать в субботнике литераторов у здания театра, где у костерка по его окончании, он и рассказал о своей встрече с Владимиром Высоцким.
Тогда же поэт Константин Свиридов, кавалер Почётного знака «За вклад в культуру Севастополя», — человек известный в Крыму, поведал ему о планах названия спуска к вокзалу именем Высоцкого, но это так и осталось в планах. Ныне обнародован другой проект. В Севастополе может появиться аллея Владимира Высоцкого – в неё превратится нижняя аллея Исторического бульвара. Об этом сообщил председатель оргкомитета фестиваля «Высоцкий. Сквозь время. Крым. Севастополь» Валентин Корниенко.
Долгая история увековечения всенародного любимца в Симферополе, где Высоцкий не раз бывал и выступал. Закладной камень будущего памятника появился на набережной Салгира в 2009 году, но нужных средств не хватало. Автор присутствовал при историческом событии, когда в день памяти Высоцкого — 25 июля 2014 года, в Симферополе на ул. Набережная, рядом с Суворовским спуском, при большом стечении народа прошла церемония открытия памятника известному поэту, барду Владимиру Семеновичу Высоцкому, превратившаяся в настоящий концерт. Памятник был изготовлен руководителем патриотического проекта «Аллея российской славы» Михаилом Сердюковым, выступившим при его открытии.
Больше всего поразили тогда не слова, сказанные, при открытии и стихи, а пронзительное исполнение маленькой девочкой-подростком в солдатской гимнастёрке гениальной по своей философской остроте песни-шедевра поэта «Парус».
«А у дельфина взрезано брюхо винтом!
Выстрела в спину не ожидает никто.
На батарее нету снарядов уже.
И надо быстрее на вираже!
Парус! Порвали парус!
Каюсь, каюсь, каюсь…»
Спросил симферопольца Бобашёва, пожертвовавшего на памятник и сквер сумму на которую можно было приобрести квартиру: «Леонид Иванович, что для Вас Высоцкий, Вы что знакомы были с ним, или что?» В ответ услышал:» Это кумир, выросли на его песнях, почитании. Теперь есть сквер Высоцкого, Вы видите, что получилось хорошо.»
Облагороженный сквер у памятника отныне носит имя Высоцкого и к нему не зарастёт народная тропа.