250 лет назад 21 июля 1770 года состоялась одна из ключевых битв русско-турецкой войны 1768 – 1774 гг. Русская армия, ведомая генерал-аншефом Петром Александровичем Румянцевым в битве у реки Кагул разбила турецкие войска, которые превосходили по численности русских в несколько раз.
25 сентября 1768 года Турция, поддерживаемая Францией и Австрией, объявила войну России. Для ее ведения Россия выдвинула армию генерала Голицына от Киева на Хотин, 2-ю армию генерала Румянцева для действий в полосе между Днепром и Доном. В июле 1769 года из Балтики в Средиземное море для участия в войне прибыла эскадра адмирала Спиридова.
Войска крымского хана Каплан-Гирея в декабре 1768 года вторглись в украинские земли. Отразив их нападение, 2-я русская армия вышла к Азовскому морю и блокировала Крым. Армия генерала Голицына после двух неудачных штурмов Хотина была вынуждена в июне 1769 года отойти за Днестр. Румянцев, вступивший в командование 1-й русской армией, развернул наступление на Яссы и 26 сентября занял город.
Необходимо сказать, что одной из особенностей русско-турецкой войны 1768 — 1774 гг. было количественное превосходство турок в силах перед русскими войсками, главным образом в лёгкой, иррегулярного типа кавалерии. Поэтому, зачастую основной формой боевого порядка русских войск было каре — четырёхугольное построение, при котором пехота могла вести боевые действия даже при полном окружении и отражать атаки конницы. Другой особенностью конфликта были слаженные и эффективные действия русской артиллерии, которая своим огнём успешно подавляла турецкие батареи и во многом сводила на нет численное превосходство султанских войск перед русскими воинскими частями.
В кампании 1770 года 1-я армия разгромила противника у Рябой Могилы, на реке Ларга. Хотя противник и был разбит на реке Ларга, но он, поспешно отступая, сохранил свою живую силу. Следует сказать, что Визиря не смутили эти поражения, и он оставался в уверенности, что с такими силами непобедим, и что ему лично надо только перейти Дунай, чтобы уничтожить российскую армию. На военном совете его предложение атаковать было принято с восторгом, тем более что считалось, что русские войска нуждаются в продовольствии, а крымский хан обещал атаковать с тыла в то время, как визирь атакует с фронта. Разделив свою армию на три колонны, визирь оставил себе центр, а фланги поручил двум лучшим пашам, и начал движение к озеру Кагул.
Турецкие войска отходили вдоль реки Кагул, а татарская конница – к Измаилу и Килии. Навстречу отступающим из Исакчи начали движение войска великого визиря Халиль-бея. У реки Кагул все эти силы соединились. По данным Румянцева, великий визирь имел 150 тыс. человек при 150 орудиях. Халиль-бей принял решение разбить войска Румянцева в районе озера Кагул.
Высланный Румянцевым авангард Боура доставил сведения о сосредоточении турецких войск у реки Кагул. Румянцев оставил обозы с боеприпасами и продовольствием на реке Салче и выделил для их прикрытия 8-тысячный отряд под командованием Волконского. С оставшимися же 27 тысячами, при 149 орудиях полевой и 106 орудиях полковой артиллерии, он решил нанести удар по главным силам турок.
К 17 часам русские войска подошли к деревне Гричени. К этому времени к Кагулу подошли и турецкие войска Халиль-бея. Занятая турками позиция с севера прикрывалась Трояновым валом, с запада ограждалась рекой Кагул и озером Кагул. Позиция была открыта с востока и юга. Особенностью местности было то, что параллельно реке Кагул шли четыре гребня высот, которые расходились веером от места расположения турецкого лагеря. Турецкий лагерь был расположен в лощине между рекой Кагул и вторым гребнем. С фронта он был укреплен четырьмя ярусами окопов и рвами. Располагая огромными силами, Халиль-бей решил атаковать Румянцева 21 июля. Но Румянцев упредил великого визиря и атаковал его войска раньше. Изучив местность, он принял следующий план: скрытно перейти в ночь с 20 на 21 июля Троянов вал и нанести концентрический удар по левому флангу и центру турецкой позиции. Для атаки было принято боевое построение в 5 каре.
Каждая дивизия составила свое каре, в середине которого располагалась артиллерия. Передовой корпус Боура составил авангард правого крыла, а корпус Репнина – авангард левого крыла. Основные силы были сосредоточены на левом фланге, в связи, с чем сюда были направлены главные силы артиллерии (97 полевых орудий). Ночью войска Румянцева вышли из своего лагеря и в 5 часов утра стали переходить Троянов вал. Здесь они были встречены турецкой конницей, которая атаковала левофланговые каре – Репнина, Брюса и Олица. Однако огнем пехоты и артиллерии она была остановлена, а затем контратакована и отброшена за пределы поля боя. Вновь Румянцев перешел в наступление только в 8 часов утра. Каре Боура, Племянникова, Олица и конница Салтыкова, подойдя к турецкому лагерю, открыли сильный огонь и потеснили турецкий левый фланг. Русская артиллерия заставила замолчать турецкие пушки. Каре Брюса и Репнина совершали в это время обход правого фланга турок. В тот момент, когда Племянников и Олиц собрались атаковать турецкий рентраншемент,[1] из него вышли янычары «с саблями в руках, ударили на правый сего каре фас и в самый угол оного». Боевой порядок был нарушен. Расстроенные войска Племянникова стали мешать каре Олица. Установив это, Румянцев лично встал во главе войск, со словами: «Теперь дело дошло и до нас» бросился в гущу отступавших солдат и скомандовал: «Стой, ребята!» Его появление и призыв в один момент изменили обстановку, и русские, восстановив порядок, устояли, отбили натиск противника и пошли вперед, к победе. Успеху содействовали огонь артиллерии и атака кавалерии. Приведя в порядок войска в центре, Румянцев повел их в атаку.
Одновременно турецкий лагерь был атакован каре Боура, а слева – каре Брюса и Репнина. Одновременный удар с трех сторон расстроил турецкий боевой порядок, они не выдержали и побежали. «Визирь, увидев в сем случае лучших своих янычар, составляющих первую стену, падших, на всю мочь, побежал из лагеря со своим войском…» – доносил в Петербург Румянцев. На этот раз потери турков были значительны – до 20 тыс. человек. Русские войска захватили 140 орудий и 60 знамен. Значительные потери понесли турки во время отступления. Русские войска настигли бегущих турок у Исакчи и у Измаила и нанесли им новое поражение.
Русские войска вышли к Дунаю и в период с августа по ноябрь овладели Измаилом, Килией, Бендерами и Браиловом. На зимние квартиры Румянцев снова пришел к Яссам.
Русские трофеи состояли из ста сорока пушек на лафетах со всеми принадлежностями, всего турецкого багажа, обозов и лагеря. Даже денежная казна визиря была оставлена в ходе битвы, но казаки или арнауты успели разграбить её до того, как об этом узнало начальство. Румянцев велел отыскать захвативших казну, но безуспешно. Потери турок были велики: только на поле перед фортификационным сооружением позади главной оборонительной позиции неприятеля и в лагере было собрано 3 000 убитых. На пути отступления на расстоянии до семи вёрст лежали груды тел. По «умеренному счёту» турки потеряли до 20 000 человек. Российские потери составили: убитыми 353 человека, без вести пропавшими 11, ранеными 550 человек. В донесении о победе, отправленном с бригадиром Озеровым, 1-й гренадерский полк которого решил победу, Румянцев написал: «Да позволено мне будет, всемилостивейшая государыня, настоящее дело уподобить делам древних Римлян, коим ваше величество мне велели подражать: не так ли армия вашего императорского величества теперь поступает, когда не спрашивает, как велик неприятель, а ищет только, где он».
Успех Румянцева вызвал восхищение современников. Екатерина II в своём рескрипте отметила: «Одно ваше слово «стой!» проложило путь новой славе, ибо по сие время едва ли слыхано было, чтоб в каком-либо народе, теми же людьми и на том же месте вновь формировался разорванный однажды каре, в виду неприятеля, и чтоб ещё в тот же час, идучи вперед, имел он участие в победе».
В сражении у Кагула Румянцев показал высокие образцы военного искусства. Победа была достигнута меньшими силами. Имея 25 тыс. человек, Румянцев разбил 150-тысячную турецкую армию. Русские войска, действуя в расчлененном боевом порядке, действовали активно. В сражении успешно сражались все рода войск. В этом сражении окончательно оформился и утвердился разработанный Румянцевым расчлененный боевой порядок. Здесь Румянцев дальше развивает принцип массирования артиллерии на направлении главного удара. Русская артиллерия мастерски маневрировала огнем и колесами на поле боя.
Таким образом, в русско-турецкой войне 1768-1774 годов военное искусство обогатилось опытом стратегического взаимодействия армии и флота, форсирования крупных водных преград, наступления в горах, борьбы за крепости. В ходе войны Румянцевым была создана Дунайская военная флотилия для выполнения боевых задач во взаимодействии с сухопутными войсками. Вместо линейных широко использовались новые расчлененные боевые порядки – дивизионные и полковые каре, а также колонны в сочетании с рассыпным строем стрелков.
Сегодня Кагул – небольшой городок на юге Молдавии. Городом Кагул стал лишь в декабре 1853 года. И получил он свое имя как раз в честь победы русской армии Румянцева.
Георгий Цобехия
Алена Малыгина
Военный университет Минобороны РФ
[1] Вал, окоп для защиты, внутренняя оборонительная ограда.