«Хасан»-«Мельтем»

Может быть не все знают, но еще в 80-е годы УК «Хасан» из 166 бригады учебных кораблей сокращал численность кораблей стран НАТО.

Дело было так. 25 сентября 1985 г. УК «Хасан» вышел из Севастополя в Кронштадт с курсантами ВМУРЭ им. Попова. Утром корабль подошел к Босфору и начал проход пролива. В это же время из Босфора в Мраморное море двигался ракетный катер типа «Ягуар» ВМС Турции Meltem (Мельтем).

На выходе из Босфора «Хасан», следуя по рекомендованному курсу, стал поворачивать направо, а «Мельтем», намереваясь обогнать наш корабль, начал поворачивать налево. Таким образом «Мельтем» вышел наперерез «Хасану», подставив левый борт.

На «Хасане», несмотря на сильный туман, заметили маневр «Мельтема», отработали задним ходом, но предотвратить столкновение не могли. «Мельтем» получил удар в левый борт. В результате катер разломился по надстройку, носовая часть повернулась вертикально, а остальная часть продолжала некоторое время двигаться.

На «Хасане» отдали якорь, снарядили легко-водолазов и приступили к спасательной операции. Находившиеся в носовом кубрике турецкие моряки были извлечены легко-водолазами. Перед этим они потребовали письменного приказа своего командира. Пришлось передать им приказ, завернутый в целлофан.

Турки в один голос утверждали, что никто из их экипажа не погиб и не пострадал. Турецких моряков разместили в медблоке, переодели в сухую одежду, накормили. Катер восстановлению не подлежал. У «Хасана» практически не было повреждений.

Несколько дней «Хасан» простоял на якоре, а затем вернулся в Севастополь. Через некоторое время «Хасан» в сопровождении БПК прошел Босфор и благополучно прибыл в Кронштадт. В дальнейшем «Хасан» через Босфор не ходил.

Начались разбирательства. Вначале турки заявили, что у них никто не пострадал. Признавалась вина командира турецкого катера. Выдвигалась версия, что во время столкновения большая часть экипажа спала, что в общем-то маловероятно. Вероятнее всего командир турецкого катера хотел проскочить перед «Хасаном», но не рассчитал маневра.

Однако через некоторое время в посольство СССР в Турции поступила нота, в которой указывалось, что во время инцидента погибли пять турецких военнослужащих, приводились их данные (имена, возраст, состав семьи), приводились суммы зарплат, которые они могли бы получить за время службы до пенсии. Приводилась сумма компенсации за уничтоженный катер и погибших моряков.

Советская сторона своей вины не признала и платить отказалась. В те времена СССР мог вести себя так. Кстати, вызов в международный арбитраж советской стороной был проигнорирован. Постепенно шумиха вокруг сошла на нет.

Немного пострадал в этой ситуации командир «Хасана» Командование на год задержало его отправку на учебу в академию.


Алявдин Сергей Евгеньевич