Замыслы неприятеля были сорваны

Сражение при Курюк-Дара (худ. Б. П. Виллевальде)Сражение при Курюк-Дара (худ. Б. П. Виллевальде)

170 лет назад, 24 июля (5 августа) 1854 года, во время Крымской войны русские войска под командованием генерал-лейтенанта В.О. Бебутова разгромили турецкую армию при селении Кюрюк-Дара в Закавказье.

  В 1854 году в Закавказье турецкая армия под командованием Мустафы-Зариф-паши была усилена до 120 тыс. человек и в мае перешла в наступление против 40-тыс. русского корпуса В.О.Бебутова. 4 (16) июня Батумский турецкий отряд был разгромлен в бою на реке Чорох трижды уступавшим в численности отрядом генерал-лейтенанта И.М.Анроникова. Затем русские войска 17 (29) июля во встречном бою на Чингильском перевале разбили 20-тысячный Баязетский отряд и заняли Баязет. Главные силы Бебутова были задержаны вторжением в Восточную Грузию отрядов Шамиля и перешли в наступление только в июле. 

Прежде чем перейти непосредственно к сражению при Кюрюк-Дара ознакомимся общей ситуацией на Кавказском фронте.

Зима 1853 — 1854 гг. прошла спокойно, если не считать набегов небольших турецких отрядов на пограничные посты и селения. Однако зимой при помощи британских и французских советников Турция восстановила и реорганизовала свою армию.

Для Запада главным театром войны стал Крым, но Турция собиралась вести главные боевые действия на Кавказе.

Турецкая Анатолийская армия была доведена до 120 тыс. человек. Её новым главнокомандующим был назначен Зариф Мустафа-паша, опытный и жестокий командир. Начальником штаба был французский генерал Р. Гюйон. Необходимо сказать, что турецкая армия опиралась на мощные базы в Карсе и Эрзеруме, имела постоянные и удобные морские коммуникации через Батум со всем побережьем Черного моря и Стамбулом.

Следует сказать, что Турецкое верховное командование не отказалось от планов прорыва к Кутаиси и Тифлису, и дальше на Северный Кавказ. Для захвата столицы русского Кавказа выделялся 50-тысячный Батумский корпус под началом Магомета Селим-паши. Удар наметили через Гурию, а на приморском фланге османов должен был поддержать англо-французский флот, который теперь господствовал на Чёрном море. Русский флот был блокирован в Севастополе.

Ситуация осложнялась тем, что Россия имела плохую связь со своими владениями в Закавказье. Сообщение морем с Абхазией и Редут-Кале было прервано появлением западного флота в Чёрном море. Военно-грузинская дорога была ненадежна и опасна из-за природных условий (снежные завалы, горные обвалы и пр.), и нападений горцев. Третий путь по берегу Каспийского моря давал сообщение только с Дагестаном, и также находился под угрозой нападения горских племен. Оставался только четвертый путь — по Каспию в Дербент, Баку и устье р. Куры.

С появлением англо-французского флота в Чёрном море пришлось бросить укрепления Черноморской береговой линии (они были слишком малы и плохо вооружены, чтобы противостоять нападению вражеского флота). Только Анапу и Новороссийск решили защищать, усилив их оборону. Однако сделать успели мало.

А теперь перейдем непосредственно к баталии. Сражение при Кюрюк-дара, стало крупнейшим сражение на Кавказе в кампанию 1854 года, и после него боевые действия практически прекратились.

В данном сражении сошлись русский Александропольский корпус под командованием князя Бебутова и основная часть османской Анатолийской армии (Карский корпус), которым командовал Мустафа Зариф-паша. Бебутов имел под началом 18 тыс. человек при 72 орудиях, турки примерно втрое больше – до 60 тыс. человек с 64 орудиями; при этом 14 тысяч турецких солдат были вооружены нарезными ружьями и штуцерами, значительно превосходя русский отряд по огневой мощи. Однако, зная нелюбовь турок к полевым сражениям, генерал-лейтенант Бебутов не рассчитывал на долгий бой, полагая, что противник при первом же натиске отступит к Карсу.

Сражение при селении Кюрюк-Дара в окрестностях крепости Карс 24 июля 1854 года. Ф.И. Байков (1818-1890). Холст, масло.

Но турецкий командующий Мустафа Зариф-паша и бывший при нем французский советник Р. Гюйон (он же Куршид-паша) разработали план полного уничтожения русского корпуса. Используя превосходство сил, турки намеревались окружить отряд Бебутова и атаковать его сразу во фронт и с флангов. Решиться на атаку русского отряда побудили Куршид-пашу малая активность русских из-за недостаточной численности войск и затруднения с поставкой фуража. Турецкие войска растянулись широкой подковой.  С первых же атак противника Бебутов разгадал замысел турок и быстро развернул армию, выставив против неприятельского левого крыла небольшой заслон кавалерии генерл-майора А.Ф. Багговута, а основные силы сосредоточив против правого фланга турок. Во многом благодаря эффективному действию артиллерии, русским войскам удалось остановить натиск турок, измотать их, а потом прейти в контрнаступление.

После поражения первым вступившего в бой турецкого правого фланга, артиллеристы генерал-лейтенанта Э.В. Бриммера поддерживая атакующую пехоту подъехали на позицию 60 саженей от турок и открыли огонь картечью, а во фланг неприятелю ударил отряд генерала Белявского. Последним был разгромлен левый фланг турок, до последнего пытавшийся раздавить отряд Багговута, вовремя подкрепленный резервом.

Эпизод из битвы при Кюрюк-Дара. (худ. Ф. А. Рубо; 1900)

Вот как описывает в своей книге «Восточная война 1853-1856 гг.» известный историк, генерал от инфантерии А.Н. Зайончковский ход этого сражения:

«… Князь Бебутов, видя, что центр турок прорван, что князь Барятинский с отрядом генерала Бриммера зашел уже правым плечом вперед и стал в тылу запоздавшей с отступлением левой колонны турок, решил ввести в дело последний резерв.… Став во главе этого отряда, маститый воин князь Бебутов лично повел его против сопротивлявшегося еще противника и довершил полное поражение армии Мустафы Зариф-паши».

Потери турок убитыми составили 8 тысяч человек, в плен взято 2018 человек с 26 знаменами и значками — и 15 орудий. Потери русских войск составили 3054 человека: 599 убитых, 2455 раненых и контуженых.

Разбитая турецкая армия была вынуждена отступить на Карс, однако генерал Бебутов, верно оценив соотношение своих сил и неприятеля, не рискнул пойти на штурм закавказской твердыни. Неравенство сил, несмотря на блестяще одержанную при Кюрюк-Даре победу, было всё же слишком значительно — турки втрое превосходили численностью русские войска, которые к тому же не располагали осадной артиллерией.

Победа в этом сражении позволила русским войскам развернуть наступление на главном направлении Кавказского театра военных действий и овладеть Карсом, поскольку турецкая армия в Закавказье как боевая сила потеряла своё значение.

Необходимо сказать, что после данного сражения русские окончательно завладели инициативой на Закавказском театре. Русская армия снова сорвала замыслы Стамбула по захвату Кавказа.

 Император Николай, получив донесение о победе, сказал: «Князь Бебутов хотел удивить меня победою, а я удивлю его наградою», и Бебутов получил орден св. Андрея Первозванного в чине генерал-лейтенанта, минуя Владимира 1-й степени, которого он не имел.

Полковник Г.Цобехия

Старший лейтенант Н. Чижов

Военный университет Минобороны РФ.