80 лет назад 28 июля 1942 года Народный Комиссар Обороны И.В.Сталин подписал приказ № 227, который требовал «Стоять на смерть! Ни шагу назад».
Он появился в тяжелое для нашей страны и армии время, когда разворачивались кровопролитные бои на дальних подступах к Сталинграду и на Северном Кавказе. Его основные положения были продиктованы лично И. В. Сталиным.
Летом 1942 года немецко-фашистские войска рвались к нефтяным богатствам Кавказа, немцы стремились нарушить связь нашего государства с внешним миром через Иран и втянуть в войну Турцию. По мнению германского руководства в случае достижение этой цели можно было бы радикально изменить стратегическую обстановку в свою пользу. Тем самым поставить Советский Союз на грань катастрофы.
Приказ был подписан в тот момент, когда, когда руководство страны, военное командование, зная о намерениях фашистов прилагали самые отчаянные усилия для достижения решительного перелома на советско-германском фронте.
В приказе была дана реальная оценка сложившегося положения, указано на катастрофические последствия дальнейшего отступления наших войск. «Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется в глубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами…
После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало намного меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 миллионов населения, более 800 миллионов пудов хлеба в год и более 10 миллионов тонн металла в год. У нас нет уже теперь преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину.
Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать, что у нас много территории, страна наша велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке. Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага, ибо, если не прекратим отступление, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог.
Из этого следует, что пора кончить отступление. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв.
Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности.
Наша Родина переживает тяжелые дни. Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам не стоило. Немцы не так сильны, как это кажется паникерам. Они напрягают последние силы. Выдержать их удар сейчас, в ближайшее несколько месяцев – это значить обеспечить за нами победу.
Можем ли выдержать удар, а потом и отбросить врага на запад? Да, можем, ибо наши фабрики и заводы в тылу работают теперь прекрасно, и наш фронт получает все больше и больше самолетов, танков, артиллерии, минометов.
Не хватает порядка и дисциплины в ротах, в батальонах, полках, дивизиях, в танковых частях, в авиаэскадрильях. В этом теперь наш главный недостаток. Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину, если мы хотим спасти положение и отстоять нашу Родину…
Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно являться требование – ни шагу назад без приказа высшего командования…».
Приказ содержал далее ряд практических требований, направленных на укрепление дисциплины. Но и процитированная часть приказа достаточно красноречиво говорит о необычности и важности этого документа, который произвел на всех слушавших или читавших его неизгладимое впечатление.
В книге «Разные дни войны» писатель Константин Симонов приводит письмо к нему сержанта артиллерии военных лет. «На всю жизнь помню смысл приказа Сталина, – говорит в этом письме ветеран войны, – прочитанного вслух перед строем нашей батареи в небольшом перерыве между боями жарким летним днем в начале августа 1942 года где-то между Краснодаром и Армавиром, с решительным «Ни шагу назад!..». Не буква, а дух и содержание этого документа очень сильно способствовали морально-психологическому перелому… в умах и сердцах всех, кому его тогда читали и кто держал в те дни в своих руках оружие, а значит, и судьбу Родины, да и не только Родины – человечества!..
Думаю, главное в том, что народу (приказ зачитывался всем войскам) мужественно сказали прямо в глаза всю страшную и горькую правду о той пропасти, на грань которой мы тогда докатились… Армия (народ) поняла, осознала и по-настоящему оценила правду, ей сказанную в приказе №227, и сделала порой казавшееся тогда невозможным».
Вот что писал Маршал Советского Союза В. И. Чуйков: «Призывы «Ни шагу назад!» раздавались и ранее. Но никогда еще перед всем составом, как перед командным, так и перед рядовым, ни один документ не раскрывал со столь полной откровенностью положение нашей страны. Этот приказ по своему существу был обращением ко всему советскому народу.
Этот документ явился целым этапом в политической работе. Политработники получили возможность откровенно, не приукрашивая действительности, разъяснить рядовым бойцам обстановку и требовали точно выполнять приказы».
А вот другие свидетельства. Генерал армии С. М. Штеменко писал: «Приказ этот, на мой взгляд, – один из наиболее интересных и важных документов войны. Он рисовал точную картину общего положения на фронтах, состояния противника, ставил советским войскам неотложные задачи… Все мощное политическое влияние коммунистов в армии было направлено на безусловное выполнение требования «Ни шагу назад!».
Большинство советских воинов сражались хорошо, но были и паникеры, неустойчивые бойцы, те, кто не верил в возможность остановить врага. Именно для таких и был написан приказ. Главную роль в разгроме врага сыграли военная присяга, данная своей Родине воинами, сознательность бойцов, ненависть к врагу и высокий патриотизм, который был присущ абсолютному большинству советских воинов.
Приказ №227 чрезвычайно благотворно повлиял на боеспособность войск. Каждый боец глубоко проникся мыслью о необходимости стоять насмерть в бою и делал для победы все, что мог. И прежде всего там, где было особенно тяжело – на Сталинградском направлении».
полковник Г. Цобехия
курсант Ф.Закирова
Военный университет Минобороны