В наше время часто задают вопрос: Чем объяснить сравнительно высокую боевую готовность военно-морского флота в начальном периоде войны? Давно известно, что 18 декабря 1940 года Гитлер утвердил план нападения на СССР, получивший кодовое название «Барбаросса» (директива №21). Немецко-фашистское военное руководство в этом плане исходило из чисто сухопутной концепции борьбы с Советским ВМФ. Упор делался на захват с суши военно-морских баз на всех театрах военных действий, что демонстрировало явную недооценку мощи нашего флота. Первое сообщение разведки о готовящемся нападении фашистской Германии на Советский Союз поступило в Москву уже 29 декабря 1940 года. Весной 1941 года командование Военно-Морским флотом с большим беспокойством следило за нарастанием угрозы на морских театрах. Особенно сложной была обстановка на Балтике, где находились основные группировки военно-морских сил фашистской Германии и Советского Союза. В соответствии с планом прикрытия государственной границы военным округам и флотам в начале мая 1941 года были доведены уточненные задачи.
На Северный флот возлагалось: уничтожить флот противника при его появлении в Баренцевом и Белом морях; содействовать 14-й армии в обороне полуостровов Средний, Рыбачий, Кольский и занятии Петсамо; закрыть проход судам противника в Белое море; совместно с частями Архангельского военного округа оборонять побережье Белого моря; проводить крейсерские действия подводными лодками на морских сообщениях у западного побережья Норвегии и пролива Скагеррак.
Наиболее напряженные боевые действия ожидались на Балтийском море. Поэтому краснознаменный Балтийский флот должен был не допустить высадки морских десантов на побережье Прибалтики и на острова Эзель и Даго; совместно с Военно-Воздушными Силами нанести поражение германскому флоту при его попытках пройти в Финский и Рижский заливы. В случае вступления в войну Финляндии флот должен был уничтожить ее Военно-Морские силы, содействовать сухопутным войскам на побережье Финского залива и на полуострове Ханко, активные действия флота предусматривались в собственно Балтийском море в целях нарушения морских коммуникаций противника и содействия сухопутным войскам при их продвижении на приморском направлении.
Преимущество советского флота на Черном море позволяло применить его более активно. На Черноморский флот возлагались задачи: обеспечить господство на море; активными минными постановками и действиями подводных лодок не допустить прохода кораблей вражеской коалиции через проливы в Черное море, подвоза морем войск и боевого снаряжения в порты Румынии, Болгарии и Турции, высадки морских десантов на советское побережье Черного моря. В случае вступления в войну Румынии уничтожить ее флот, прервать морские коммуникации и блокировать побережье, включая устье Дуная, содействовать приморскому флангу сухопутных войск.
Пинской военной флотилии были поставлены следующие задачи: содействовать войскам 4-й армии в ходе оборонительных и наступательных операций вдоль рек Западный Буг и Висла.
Военно-морские силы фашистской Германии боевые действия на море против Советского Военно-морского Флота фактически начали за неделю до начала Великой Отечественной войны. 15 июня 1941 года главное командование военно-морских сил Германии приказало уничтожить советские подводные лодки при их обнаружении в Балтийском море к югу от линии Клайпеда – южная оконечность остров Эланд. Немецкий военно-морской флот начал ставить по этой линии минное заграждение «Вартбург» из 3300 мин. Накануне войны были выставлены минные заграждения у Кольберга, в Данцигской бухте, на подходах к Талину, Лиепае (Либаве) и Вентспилсу (Виндаве), в устье Финского залива и в Ирбенском проливе.
Нарастание угрозы нападения со стороны фашистской Германии вызвало ряд своевременных указаний нашего командования. На всех флотах были усилены разведка и дозорная служба. По мере нарастания угрозы нападения агрессора боеготовность флота к отражению ударов противника повышалась от степени к степени в соответствии с директивой наркома ВМФ 9760с от 23 июня 1939 года «Об установлении для флота трех степеней оперативной готовности». На основе директивы на флотах были разработаны и утверждены военными советами в январе 1941 года «Инструкции по оперативным готовностям флота на мирное время».
На повышение уровня боевой готовности повлияли качественные изменения в системе боевой подготовки Военно-Морского Флота, связанные с переходом от сезонной к круглосуточной боевой подготовке. Произведенная накануне войны проверки боевой готовности соединений, частей и кораблей показала высокую эффективность введенных на флоте оперативных готовностей. В связи с возрастающей угрозой нападения агрессора Северный и Краснознаменный Балтийский флоты 19 июня 1941 года по приказу наркома ВМФ были приведены в повышенную боевую готовность, базы и соединения получили приказ рассредоточить силы и усилить наблюдение за водой и воздухом. В 3 часа 15 минут 22 июня 1941 года фашистская авиация произвела налеты на Севастополь и Измаил, в 4 часа – на Кронштадт. Именно из Севастополя в Москву поступили первые сведения о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Благодаря высокой боевой готовности действующие флоты в первый день войны не потеряли ни одного боевого корабля. Противник не смог добиться внезапности, на которую возлагал большие надежды.
Литература:
- Великая отечественная война М.: 2001.
- 65 лет великой победы М.: 2010.
- Военная история «Воениздат» М.: 1992 .
- боевая летопись Военно-Морского флота «Воениздат» 1983.
- ЦВМА, ф.11,д. 17814/1, л. 3,21. ЦВМА,ф.2, д. 20600,л. 120, 127.
Габриэль Цобехия
Комментарий НА "ФЛОТ ВСТРЕТИЛ ВРАГА ДОСТОЙНО"