Главнокомандующий Кавказской армии, ссылаясь на телеграмму министра иностранных дел России о необходимости усиления Казвинского отряда, донес, что им было сделано распоряжение о командировании в Персию экспедиционного корпуса. Во главе этого корпуса был поставлен генерал-лейтенант Н.Н.Баратов в лице, которого намечалось объединить все русские войска, действовавшие в названном государстве.
Осенью 1915 в результате подрывной деятельности германо-турецких агентов и действий, сформированных ими диверсионных отрядов Иран оказался на грани гражданской войны. Прогерманские силы в Иране, пользуясь юностью шаха и шаткостью его власти, действовали активно и интенсивно. В то время как русские и англичане теряли время в бесплодных расчетах, немцы и турки, подкупая нужных лиц, переводили на свою сторону все больше высших чиновников различных рангов. Дело дошло до того, что большая часть членов правительства и премьер-министр встали на сторону немцев. Миссии союзников по Антанте в Иране подвергались разгрому, имущество — разграблению, а люди скрывались в миссиях нейтральных государств. Разумеется, что все эти выступления, имевшие статус неофициальных, поддерживались персидским правительством, за спиной которого стояли немцы. Возникла также опасность выступления Афганистана против России и Англии. Не было другого выхода из создавшегося положения, как применение открытой силы путем посылки в Персию известного количества войск. Присутствие войск в стране могло бы прекратить широко развернувшуюся агитацию и удержать враждебные России круги населения от выступления против русских. Дело в том, что борьба за Иран не прекращалась на протяжении всей войны, поэтому русские и действовали там с севера, а англичане — с юга. Потеря Ирана предполагала образование единой базы Центральных держав на Ближнем Востоке, что ставило новые ресурсы на обеспечение потребностей Германии и ее союзников. Следует сказать, что оба соперника – Россия и Германия в преддверии будущего столкновения заблаговременно готовили в Персии вооруженные кадры защитников своих интересов. Российское правительство еще в XIX веке по соглашению с шахским правительством создало персидскую «казачью» бригаду из местных жителей с русским командным составом.
Командующий русской Кавказской армией Николай Николаевич Юденич послал в Иран через Баку (по Каспийскому морю) Экспедиционный кавалерийский корпус генерала Николая Николаевича Баратова. Несколько слов о Баратове. Он родился в 1865 году в семье сотника Терского казачьего войска, ведя родословную от знатных грузинских князей Бараташвили. Это был военачальник суворовского типа: смелый до дерзости и предельно расчётливый, делавший ставку на быстроту и скрытность манёвра, своей удачливостью, простотой обращения и заботливостью покорявший сердца бойцов. Терские и кубанские казаки распевали песню с таким куплетом:
«Наш Баратов бодр и весел,
Всех к победе он ведёт.
Что ж, казак, ты нос повесил?
Веселей гляди вперёд!»
Начальник штаба Кавказской армии Николай Юденич ценил в Баратове и то, что генерал, умея блестяще исполнить замысел старших чинов, не страдал свойственным доброй половине русского генералитета раболепием перед высочайшими особами.
17 октября корпус высадился в порту Энзели, а 29 октября сосредоточился в Казвине, ранее занятом русскими войсками. Высадка русских войск в Энзели вызвала панику среди прогерманской элиты Ирана. Мало кто мог ожидать, что союзники открыто, вмешаются в борьбу за центр Азии. Экспедиционный корпус был разделен на две главные группировки. Одна из них (основная), во главе с полковником Фисенко, двигалась прямо на Тегеран. Другая, под командованием полковника Колесникова, наступала на Кум, служивший центром прогерманских сил. Корпусу генерала Баратова была поставлена задача «до объявления войны Персией России поднять престиж русского имени, а с момента объявления войны занять Тегеран с целью закрепления политического положения России в Персии».
Корпус генерала Баратова начал наступление на города Хамадан и Кум, являвшиеся главными опорными пунктами германо-турецкой агентуры и её вооруженных отрядов. Превосходство регулярных подразделений над малоорганизованными отрядами отважных всадников кочевых племен Ирана позволило русским добиться успехов абсолютно на всех участках. Горные перевалы преодолевались при поддержке артиллерии, немногочисленные германские и турецкие инструкторы уничтожались, отряды неприятеля рассеивались, разбегаясь по укромным местам.
3 декабря русские войска заняли Хамадан, затем они разгромили германо-турецкие диверсионные отряды в районе Боруджерд, Доулетабад, юго-западный Лалекян, Кум. Последний был занят 9 декабря. К этому времени войска корпуса частью сил вышли на северо-западные, а несколько позже и на южные подступы к Тегерану. Выдвинутый в декабре из Туркестанского военного округа русский Хорасанский отряд (1000 человек, 4 орудия) обезвредил германо-турецкие группы, следовавшие через Южный Иран к афгано-иранской границе. Хорасанский отряд совместно с английским отрядом в Систане установил подвижную завесу на фронте Бирджент, Сис тан, Оманский залив, не допуская проникновения германо-турецких агентов в Афганистан. В итоге Xамаданской операции удалось обезопасить левый фланг Кавказской армии от действий германо-турецких отрядов в этом регионе. Главным результатом операции стала ликвидация попытки организации восстания в Персии против Антанты.
Цель операции была достигнута, однако в начале февраля 1916 года в Эль-Куте (Месопотамия) турками была блокирована десятитысячная группировка британских войск под командованием генерала Таунсенда, и корпус Николая Баратова по просьбе англичан продолжил наступление. 16 февраля русские вошли в Керманшах, а в конце апреля — в Ханкин, в Месопотамии (150 километров от Багдада). Однако помочь Таунсенду генерал Баратов уже не успевал — 29 апреля британские войска в Эль-Куте сдались. В мае Персия была полностью очищена от пронемецких отрядов жандармерии, их участники были вынуждены уйти в Османскую империю.
В июле 1916 г. против корпуса Баратова пошла в наступление 6-я турецкая армия, освободившаяся после взятия Эль-Кута. Русский корпус, хоть и был к тому времени усилен (13 батальонов, 65 эскадронов и 35 орудий), пришлось отступить на 300 километров, оставив Керманшах, Кум и Хамадан. В ноябре в Тегеране произошла попытка государственного переворота, однако Султан-Ахмад-Шах укрылся в русском посольстве, а войска генерала Баратова подавили восстание. Члены Меджлиса, участвовавшие в перевороте, беспрепятственно бежали на запад. В декабре Баратов вновь очистил от пронемецких сил Кум и Хамадан, в марте 1917 г. — Керманшах, а 4 апреля снова взял Ханкин. В кампанию 1917 года планировалось совместное наступление русского корпуса с англичанами через Багдад на Мосул. Однако на этот раз планы нарушил нездоровый климат Месопотамии, вынудивший Баратова вернуть свой корпус в Персию, чтобы провести там лето.
Рейд русского корпуса по Персии – это классический образец спецоперации по очистке важной в геополитическом отношении территории от многочисленных вооруженных формирований, от террористов и диверсантов. Проведенная операция на территории иностранного государства является образцом примера как за короткий срок мирными и военными средствами склонить на свою сторону население и политиков оказавшимся под влиянием враждебных России сил.
Литература:
- И.И.Ростунов История Первой мировой войны 1914-1918 гг. «Наука» М.: 1975.
- Первая мировая война на Кавказском фронте. «Воениздат» М.: 1946.
- А.Пронин Поход на Хамадан. Экспедиционный корпус генерала Баратова на персидском фронте // Родина 2002. №5.
- В.И.Шеремет Босфор: Россия и Турция в эпоху Первой мировой войны по материалам русской военной разведки. М.: 1995.
Габриэль Цобехия.
Комментарий НА "СПЕЦИАЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ РУССКОГО КОРПУСА В ПЕРСИИ"