В Московском издательстве «Грифон» вышла книга стихотворений Владимира Силкина «Берег осиянный».
И в который раз её действующим лицом стала «малая родина» поэта. Притянула она к себе поэта надолго и всерьёз. И осыпает «серебром и златом» русского языка: образами, сравнениями, эпитетами. Тут и гиперболы, и аллитерации, и краты, и прочие элементы группы стиха.
Но внимательный читатель отыщет и автологию. Да, некоторые строки предстают перед ним без опоры на метафоры. Но не становятся от этого бледнее.
А вот и сами россыпи того, чем богат автор:
И закат, словно ситец,
На окошке дрожит.
(Встреча с земляком);
Кукушек назойливый трёп
И всхлипы обиженной пташки.
(Наследство);
Ветерок протирает глаза.
(Утро раннее);
Но греют затылки под небом грибы
В районе аэродрома.
(Ностальгия по Астахову);
Седоволосая луна
Купается в дорожных лужах.
(В канун дня рожденья).
Можно бесконечно приводить такие строчки, явственные, спелые, сочные. В каждой из них кроется неповторимая «силкинская» тональность, умение в самом обычном увидеть неповторимое. Поэт настолько сжился с природой, что его невозможно оторвать от поля, леса и реки, небес, дождей и снегопадов.
Всё дорого поэту в глубинной России, и она, как щедрая мать делится своей болью, своими мыслями насчёт себя самой. Не всё в стране гладко, не везде дороги, не везде газ… Всё в обход её. И потому с такой печалью вздыхает русский поэт, офицер о том, что наболело:
Я за Россию постою,
Она б за русских постояла.
(Мне в схватках быть не довелось…)
И от боли, уныния вновь уходит в её спасительные леса и поля, не до конца замутнённые реки:
Я говорю листве: «Прощай!»
Листва-кочующая птица.
(Листопадная пора);
И рябина одела с утра
Из рубиновых ягод подвески.
(Осенние краски);
Звёзды плавают в затоне,
Словно выводок утят.
(Камышовые угодья);
Пламенеют щёки у заката,
Над водой собранье комарья.
(Пламенеют щёки у заката);
Уже по осени брожу,
Пинаю золотые слитки.
(Преображение).
Хочется продолжать и продолжать цитировать строчки, характеризующие внутренний мир автора книги «Берег осиянный». Никуда не уходит осень с многообразием цвета и достатка. Она своя, родная. И поэт подмечает все её характерные черты и оттенки:
Осенних дней скупая благодать.
А это уже пора созревания, приближение первых заморозков, когда вот-вот и потянутся к алой горечи лесов клесты и снегири, усеют землю, прикрытую первым снежком, такими заманчивыми ягодами леса:
Разбили в кровь уже носы
В саду рябина и калина.
(Не оставляй меня, тепло).
Надо отметить, что лирические стихи у Силкина, это короткие, но ёмкие произведения, спрессованные строфы глубокого раздумья. Это взгляд в прошлое, сопоставление его с настоящим. Ну, и конечно, много реминисценций. Правда, они больше служат эпиграфом к некоторым стихам, нежели касаются невольного воспроизведения фразы из другого произведения.
Здесь, наверное, можно утверждать, что Владимир Силкин специально обращается к реминисценции. Думается, он ставит перед собой задачу обратить внимание читателя на классические строки. Немного сегодня поэтов, отдающих дань гениальным творениям поэтов-песенников Николая Щербины, Александра Аммосова, Антона Дельвига, Петра Вяземского, Ивана Макарова, Алексея Кольцова, Александра Сумарокова и других непревзойдённых создателей нашей песенно-поэтической коллекции. Дыханье ветра и дождя, увековеченное в их строках, находит своё продолжение в творчестве Владимира Силкина.
Елена Царёва