75 лет назад 6 марта 1945 г. началась последняя оборонительная операция Красной Армии в годы Великой отечественной войны. После освобождения города Будапешт противник не ослабил сопротивление как на южном крыле советско-германского фронта, так и в западной и северо-западной частях Венгрии.
17 февраля 1945 года враг вновь попытался нанести сильный контрудар. Целью этого контрудара было стремление прикрыть направление на Братиславу – главный город Словакии. К 19 февраля противнику на этом направлении удалось несколько потеснить войска 2-го Украинского фронта, и продвинутся вперед, но прорвать фронт наших войск он не смог. Следует сказать, что столь пристальное внимание со стороны германского руководства к Венгрии было вызвано тем, что немцы в конце 1944 года лишились нефтяных месторождений и нефтеперерабатывающих заводов Румынии.
Единственные нефтяные месторождения и нефтеперерабатывающие заводы, оставшиеся в распоряжении Рейха, находились в австрийском Цистердорфе и на венгерской территории к юго-западу от Балатона в районе Надьканижа.
Между тем, войска 2-го Украинского фронта прочно удерживали занимаемые на левом крыле фронта позиции, а на правом крыле, в Чехословакии, от рубежа к рубежу последовательно продвигались вперед. Гитлеровское командование, не оставив мысли удержать свои позиции в западной и северо-западной частях Венгрии, чтобы прикрыть пути к Германии с юга, в начале марта предприняло попытку осуществить контрнаступление юго-западнее Будапешта, с целью разгромить войска 3-го Украинского фронта на правом берегу Дуная. Этим контрнаступлением оно стремилось также отвлечь часть сил Красной армии с берлинского направления, задержать там наступление наших войск и таким путем затянуть войну.
Для намеченного контрнаступления был избран район озер Балатон, Веленце и р. Дравы, где предусматривалось нанести одновременно три удара. Главный удар, из района между озерами Балатон и Веленце в юго-восточном направлении к Дунаю, наносила 6-я немецкая танковая армия СС, которая была спешно переброшена сюда с Арденнского участка на Западном фронте. Командовал армией, генерале Иозеф Дитрих, который спас германские войска от полного разгрома Красной Армией под Ростовом-на-Дону в 1941 г. и нанёс поражение американским войскам на первом этапе сражения в Арденнах (Бельгия) в 1944 г., которые потеряли 19 тысяч 246 человек убитыми и 26 тысяч 612 пленными, а также 800 танков, отступив на 90 км. Фельдмаршал Г. фон Рундштедт так характеризовал И. Дитриха: «Решительный, но тупой». Следует подчеркнуть, что в составе этой армии было пять танковых, две пехотных и две кавалерийских дивизии. Кроме того, ей был придан 3-й танковый корпус 6-й полевой армии в составе двух танковых и одной пехотной дивизий. Их поддерживала 3-я Венгерская армия.
Таким образом, группировка, наносившая главный удар, имела в своем составе 12 дивизий, из них 7 танковых; она имела примерно 1600 танков и самоходных орудий (в том числе танки «Королевский тигр» и самоходные установки «Фердинанд»), а также свыше 1600 орудий разных калибров.
Второй удар наносился силами семи пехотных дивизий из района между оз. Балатон и р. Дравой в направлении на Надыбайом, Капошвар. Третий удар наносила группа войск генерала Вейхса, имевшая в своем составе 8 – 10 пехотных дивизий, с южного берега реки Дравы, из района Дольни-Михоляц на территорию Югославии, в направлении на г. Печ. Для этого контрнаступления гитлеровское командование использовало свои последние резервы.
Советское Верховное Главнокомандование, получив данные о намерении противника предпринять крупными силами контрнаступление, приказало войскам 3-го Украинского (Командующий маршал Советского Союза Ф.И. Толбухин) фронта укрепить свои позиции в районе озер Балатон, Веленце, чтобы измотав и обескровив врага в оборонительных боях, развернуть затем решительное наступление на венском направлении. Здесь важно подчеркнуть, что оборона советских войск в Венгрии, как в свое время под Курском, была преднамеренной и имела целью создать более благоприятные условия для последующего наступления.
СССР располагал по разным оценкам более 400 тыс. солдат и офицеров против немецких 430 тыс. Также в составе Красной армии было 7 тыс. орудий и минометов против 5600 тыс. германских, 400 танков против 900 с немецкой стороны. Немцы имели преимущество в бронетанковых соединениях, на которые они и возлагали основную надежду.
Контрнаступление фашистских войск началось 6 марта действиями мощной танковой группировки, наносившей главный удар северо-восточнее оз. Балатон на узком участке фронта. Войска 3-го Украинского фронта. Насколько ожесточенный характер носили эти бои, можно видеть из того, что советским войскам нередко приходилось отражать до 20 вражеских атак в день. 8 марта 1945 г. возникла угроза прорыва советской обороны. Ф. И. Толбухин запросил находившуюся в резерве 9-ю гвардейскую армию и поставил вопрос об отходе на левый берег Дуная. И. В. Сталин, выслушав Ф. И. Толбухина, спокойно ответил: «Товарищ Толбухин, если Вы думаете затянуть войну ещё на 5-6 месяцев, то конечно отведите свои войска за Дунай. Там, безусловно, будет потише. Но я сомневаюсь, что Вы так думаете. Поэтому обороняться следует на правом берегу реки».
Войска 3-го Украинского фронта, оборонявшиеся в районе оз. Балатон, действовали с исключительной организованностью. Стрелковые части и подразделения, мужественно удерживая занимаемые позиции, систематически контратаковали противника, артиллерия вела по немецким танкам меткий огонь. Саперы не только преграждали путь врагу минными и инженерными заграждениями, но и сами вели бой с ним. Штурмовая авиация действовала по боевым порядкам вражеских войск, бомбардировщики наносили удары по их резервам и узлам дорог, а истребители во взаимодействии с зенитной артиллерией прикрывали свои войска с воздуха от немецкой авиации.
Как на направлении главного удара, так и на вспомогательных участках, противнику не удалось прорвать фронт обороны Красной армии, а одержанный врагом незначительный тактический успех был быстро локализован. В результате вражеский план контрнаступления в районе оз. Балатон был сорван. Понеся большой урон в живой силе и потеряв за десять дней своего наступления, с 6 по 15 марта, несколько сот танков и самоходных орудий, а также большое количество другой боевой техники, немецко-фашистские войска вынуждены были прекратить наступление. 6-я танковая армия СС была в течение нескольких дней разгромлена войсками Красной Армии.
Узнав о провале операции, Адольф Гитлер впал в бешенство и приказал танкистам снять почетные нарукавные ленты. Поражение близ озера Балатон, по одной из цитат генерала Гейнца Вильгельма Гудериана стало «Могилой Панцерваффе».
После окончания операции была создана комиссия, был подробный подсчет вражеских потерь. Среди 400 сгоревших единиц бронетехники наличествовали 19 танков «Королевский тигр», 6 танков «Тигр», 57 танков «Пантера», 37 танков Pz-IV, 9 танков Pz-III (большая часть из которых составляли огнеметные, командирские машины и танки передовых артиллерийских наблюдателей), 27 танков и САУ венгерского производства, 140 штурмовых и самоходных орудий, а также 105 инженерных машин, бронетранспортеров и бронеавтомобилей. Потери немцев в живой силе достигли 27 тыс. человек.
Путь в Австрию был открыт для Красной армии, которые, отражая сильные удары врага, сохранили группировку своих сил, подготовленную для наступления, что позволило им без всякой паузы перейти в контрнаступление и приступить к осуществлению Венской наступательной операции – заключительной операции войны на южном крыле советско-германского фронта.
Полковник Г.Цобехия
Ст. сержант Л.Мазура
Военный университет МОРФ