7 января 1878 году в ходе Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. завершились многомесячные бои за Шипкинский перевал на Балканах.
Сражение при Шейново, в которой русские войска одержали стратегическую победу над турецкой армией стало важнейшим событием в период освободительного похода русской армии.
В марте 1877 г. ведущие европейские державы подписали в Лондоне протокол, предлагавший Турции провести реформы в пользу христиан на Балканах. После отказа турецкого султана выполнить эти условия Россия объявила войну Турции (манифест от 12 апреля 1877 г.).
Турки сосредоточили против русской армии свыше 200 тысяч человек. В районе Плевна, Ловча, Софим располагалась армия Осман-паши численностью в 64 тыс. человек при 108 орудиях. Четырехугольник крепостей обороняла армия Махмета Али-паши (99 тыс. и 103 орудий). Южнее Балкан развернулась армия Сулейман-паши (37 тыс. и 67 орудия). В случае соединения любых двух турецких армий возникала серьезная угроза для разбросанных на большом пространстве отрядов Дунайской русской армии.
После падение Плевны в войну против Турции вступила Сербия. Теперь численность армий антитурецкой коалиции превышала 700 тыс. человек, располагавших более чем 150 орудиями. Турецкое командование могло противопоставить этим силам 183 тыс. бойцов при 441 орудии. Громадное превосходство позволяло русскому командованию вновь овладеть инициативой и перенести военные действия за Балканский хребет
Следует сказать, что основные силы турецкой армии располагалась в укрепленном лагере у Шейново перед Шипкинским перевалом, перекрывая здесь противнику удобный путь в Южную Болгарию. Турецкой армией командовал опытный Вессель-паша, не сумевший, однако, овладеть перевалом Шипка.
План действия русского командования предусматривал двойной охват армии Вессель-паши колоннами генерал-лейтенантов М.Д. Скобелева (16,5 тысяч человек) и Н.И. Святополка-Мирского (19 тысяч человек). Они должны были преодолеть Балканские перевалы (Имитлийский и Травненский), а затем, выйдя в район Шейново, нанести совместные фланговые удары по расположенной в укрепленном лагере турецкой армии. Находившийся на Шипкинском перевале командир Южного отряда Ф.Ф. Радецкий (третья ударная колонна) с остальными силами должен был нанести отвлекающий удар, чтобы не позволить Вессель-паше стянуть в укрепленный лагерь всю свою армию.
Колонна генерал-лейтенанта Н.И. Святополк-Мирского выступила из Тревны и Дренова 24 декабря утром. Несмотря на то, что вперед выслано было около 2 тысяч болгар, для расчистки занесенной снегом дороги, движение через перевал оказалось настолько затруднительным, что полевую артиллерию пришлось вернуть в Тревну, и при колонне осталась одна горная батарея. 26 декабря, около 5 часов пополудни, колонна эта спустилась на южную сторону гор.
Войска генерала М.Д. Скобелева выступили от деревни Топлиш вечером 24 декабря, и при движении через перевал встретили еще большие трудности, чем западная колонна, так как приходилось пробиваться сквозь снежные завалы, доходившие местами до 1 сажени вышины. Полевую артиллерию и здесь оказалось невозможным провезти. Утром 26 декабря (передовые войска колонны подошли к южному спуску с Балкан, но так как пришлось выбивать турецкие отряды, занимавшие господствующие над спуском высоты, то авангард (6 батальонов) лишь к вечеру успел спуститься к деревне Имитлия; главные силы в это время были еще растянуты по всему перевалу. Занимаемый турками укрепленный лагерь имел около 7 верст в окружности и состоял из 14 редутов, с пехотными окопами впереди и между ними. Стратегическое значение принадлежало южному фронту лагеря, с потерей которого турки лишались своего пути отступления. Подступы к лагерю с востока и запада были одинаково невыгодны для атакующих, так как им приходилось наступать 2 — 3 версты по совершенно ровной и открытой местности.
Утром 27 декабря генерал-лейтенант Святополк-Мирский повел атаку на восточный фронт и к 1 часу дня овладел первой линией укреплений, но взять вторую линию ему не удалось. Боковой его отряд беспрепятственно занял Казанлык и стал на путь отступления турок к Адрианополю. Авангарду Скобелева 27-го числа снова пришлось сбивать турок с высот, откуда они своим огнем мешали движению остальных сил западной колонны. Хотя эти отряды и были отброшены, однако Скобелев, ввиду незначительности тех своих сил, которые успели спуститься с гор в долину, не решился в этот день вести настоящую атаку и ограничился демонстрациями.
Ранним утром 28 декабря турки перешли в наступление против войск восточной колонны. Все натиски их были не только отражены, но русским удалось овладеть деревней Шипкой и несколькими окопами. Дальнейшее развитие этого успеха оказалось невозможным, так как в это время (около 10 часов утра) со стороны Скобелева атака еще не начиналась. Из-за сложных условий отряд на сутки отстал от диспозиции, Михаил Дмитриевич 28 декабря начал атаковал турок не закончив сосредоточения, эта атака была решительной.
Святополк-Мирский, понеся значительные потери и израсходовав большое количество боеприпасов, считал свое положение весьма трудным и в таком смысле послал донесение Радецкому. Последний, не видя за густым туманом, покрывавшим долину, начала наступления Скобелева, решился оттянуть на себя часть турецких сил атакой на фронт их позиции. Для этого назначено им было 7 батальонов. В 12 часов дня они спустились с горы св. Николая, но дальнейшее наступление по узкой и обледенелой дороге, под перекрестным артиллерийским и ружейным огнем противника, не имело смысла.
29 декабря колонны Святополк-Мирского и Скобелева возобновили сражение, угрожая неприятелю с двух направлений. до рассвета саперы из отряда Святополка-мирского укрепили позиции. Не заметив этого, турки, поутру атаковавшие русский отряд, попали под сильный огонь, и понеся потери, вынуждены были отступить.
7 января 1878 г. завязались встречные бои, в которых главную роль сыграла колонна генерала Скобелева. Углицкий полк овладел двумя важными редутами. Постепенно турки были окружены и оттеснены на курган Косматка, где сильным огнем были принуждены к капитуляции. К генералу Скобелеву приехал подполковник Саид-Бей в качестве парламентера, а в скором времени генерал Столетов привез и Вессель-пашу, который вручил Скобелеву свою саблю. Михаил Дмитриевич потребовал от него немедленно послать приказание войскам, занимавшим горные позиции, сдаваться. Всех пленных постепенно стали отправлять в Иметли, причем Скобелев позаботился об их продовольствии.
Среди наших трофеев были: два паши, четыре полковника, 280 офицеров (а всего пленных около 30 тысяч), 27 орудий, из которых 12 взяты с боя, семь знамен и много значков, а также большие запасы продовольствия. Наши потери составили: в отряде Мирского 2100 человек, в отряде Скобелева – 1700. Против 33 тысячной русской армии сражалось около 27–28 тысяч турок.
Таким образом, бои в целом за Шипкинский перевал и в частности под Шейново подтвердили беспримерное мужество и стойкость русских воинов в самых тяжёлых условиях.
Стратегическое значение Шипко-Шейновской победы имело огромное значение. В турецкой обороне в Балканских горах образовалась широкая брешь, через которую открывался прямой и удобный путь к столице Османской империи, которая к тому же лишилась в Шейново одной из лучших своих армий.
После поражения у Шейново у турок осталась лишь одна боеспособная армия. Сулейман-паша начал поспешное отступление к Адрианополю.
С учётом этой обстановки русское командование приняло решение немедленно наступать на город Адрианополь, находившийся на ближних подступах к Стамбулу. Наступление вновь велось отдельными отрядами. Скобелеву был вверен авангард центрального отряда с правом вести самостоятельные боевые действия.
Исход кампании был предрешен. 8 января 1878 г. русские войска вошли в Адрианополь, спустя 10 дней солдаты генерала М.Д.Скобелева заняли местечко Сан-Стефано у самого Стамбула. Турция была не в состоянии продолжить войну.
Полковник Г.Цобехия
Курсант К. Ютанова
Военный университет Минобороны РФ.