Первый пример прорыва сильно укрепленной обороны противника

      80 лет назад во время Великой Отечественной войны Красная Армия провела наступательную операцию под кодовым названием «Искра». Она была проведена с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда.

     Провалившись со своим авантюристическим планом взять штурмом Ленинград, немецкие захватчики пытались задушить защитников города-героя голодной блокадой. Но этот преступный план врагу не удалось осуществить. Войска Красной Армии, защищавшие Ленинград, и оставшие в городе ленинградцы продолжали самоотверженную борьбу с врагом. В тесном кольце блокады воины Ленинградского фронта, моряки Краснознаменного Балтийского флота, население города мужественно переносили все трудности, проявляли беспримерную стойкость и выдержку.

     Верховное Главнокомандование все время пристально следило за обстановкой на ленинградском участке фронта и готовило наступление наших войск на этом важном направлении.

      После изучения предложенного плана Ставкой ВГК от проведения «Урицкой операции» было решено отказаться, а план «Шлиссельбургской операции» был утверждён директивой № 170696 от 2 декабря 1942 года. В конце 1942 года И. В. Сталин предложил название операции — «Искра», объяснив это тем, что все попытки прорвать блокаду закончились неудачей, а теперь из этой искры должно возгореться «пламя». Операции была назначена дата готовности к 1 января 1943 года.

      Замысел намеченной операции состоял в том, чтобы встречными ударами двух фронтов – Ленинградского с запада и Волховского с востока – по шлиссельбургско-синявинскому выступу вражеской обороны разорвать здесь кольцо блокады и восстановить сухопутную связь Ленинграда с центральными районами страны.

      Операция была сопряжена с большими трудностями. 18-я немецкая армия, блокировавшая Ленинград с юга и с юго-востока, имела в своем составе 23 дивизии. Замыкая кольцо блокады с севера, финская армия держала здесь около восьми дивизий своих войск. За время осады противник окружил Ленинград мощным кольцом долговременных укреплений, дотов и дзотов, минных полей и других препятствий. Оборона врага опиралась на естественные рубежи. Перед войсками Ленинградского фронта на участке намеченного наступления находилась река Нева, которую предстояло форсировать под огнем противника, занимавшего противоположный высокий крутой берег. Войскам Вольховского фронта пришлось действовать в лесисто-болотистой местности, крайне затруднявшей маневр.

     Прорыв обороны противника и соединение войск Волховского и Ленинградского фронтов южнее Ладожского озера намечалось осуществить в течение семи дней. Учитывая сложность прорыва сильно укрепленной обороны противника и трудные условия местности.

     12 января 1943 года после тщательной подготовки войска Ленинградского (командующий — генерал-лейтенант Л.А.Говоров) и Вольховского командующий – генерал-полковник К.А.Мерецков) фронтов перешли в наступление. Наступлению наших войск предшествовали мощные удары авиации фронтов и Балтийского флота по важнейшим объектам обороны врага.

      18 января 1943 года войска двух фронтов встретились в районе рабочего поселка №1 и №5 что позволило создать коридор между Ладожским озером и линией фронта шириной 8 – 9 км. Прорыв блокады дал возможность установить прямую сухопутную связь Ленинграда со всей страной. По южному берегу Ладожского озера в зимних условиях, фронтовой обстановке за короткий срок была построена железная дорога Шлиссельбург – Поляна, протяжением 33 км. 6 февраля 1943 года, через 18 дней после прорыва блокады, пошли поезда по вновь построенной дороге. Одновременно продолжала действовать и ледовая трасса по Ладожскому озеру. Путь через Шлиссельбург приобрел решающее значение: по нему перевозились три четверти всех грузов для Ленинградского фронта и города. Город получил необходимые запасы топлива, продовольствия. Промышленные предприятия усилили выпуск вооружения и боеприпасов.

     Таким образом, в результате семидневных ожесточенных боев войска Ленинградского и Волховского фронтов, прорвав сильно укрепленную оборону противника, нанесли тяжелое поражение немецко-фашистским войскам.

      За время операции противник потерял убитыми свыше 13 тыс. солдат и офицеров и 1500 человек пленными. Нашими войсками было уничтожено более 250 орудий, 300 миномётов, 1400 пулеметов, разрушено около 800 оборонительных сооружении, повреждено 18 железнодорожных эшелонов и сбито не менее 100 самолетов.

    Опыт подготовки и проведения операции по прорыву вражеской блокады Ленинграда, являвшейся в ходе Великой Отечественной войны первым примером прорыва нашими войсками сильно укрепленной обороны противника, был широко использован Красной Армией в последующих боях с врагом.

      Прорыв блокады явился переломным моментом в битве за Ленинград.

С января 1943 г. инициатива ведения боевых действии под Ленинградом перешла к Красной Армии.

Полковник Г. Цобехия

Мл. сержант А. Хиникадзе

Военный университет Минобороны