Последнее слово о КОМАНДИРЕ!

Никитин Геннадий Анатольевич

29 сентября 2014 г. после тяжелой и продолжительной болезни в Одессе на 77-м году жизни ушел от нас выпускник Тбилисского нахимовского военно-морского училища (1955 г.), штурманского факультета ВВМУ им. М.В. Фрунзе, блестящий офицер-подводник Северного флота СССР, кавалер ордена Красного Знамени, командир гаджиевских экипажей двух атомоходов – «К-19» («Хиросима») и РПКСН «К-421» Никитин Геннадий Анатольевич!

Геннадий Анатольевич родился в Севастополе в семье морского летчика, погибшего при обороне Севастополя. Поэтому сама судьба его направила по стопам отца – служить Морю и Флоту – определив его воспитанником Тбилисского нахимовского военно-морского училища.

Фото нахимовца Г. Никитина во время учебы в Тбилисском НВМУ в 1950-х годах

Фото нахимовца Г. Никитина во время учебы в Тбилисском НВМУ в 1950-х
годах

Далее – годы учебы, и он «попал»… на НАДВОДНЫЙ КОРАБЛЬ (!?) Но, служа отлично на «спасателе» в командирских должностях, он так сильно хотел попасть на подводные лодки, что его мечта осуществилась достаточно быстро…
О Геннадии Анатольевиче можно вспоминать часами, он был душой любой компании и имел много друзей, но последние годы командир все чаще и чаще вспоминал (по уверению его супруги Светланы Борисовны) свой последний экипаж, причем поименно (!), будто выходя с ним в суровое Баренцево море. Видимо, годы службы на атомоходах так прочно осели в его памяти, что не отпускали командира до последнего вздоха.
Как он жил на Севере и служил, об этом лучше расскажут страницы выдержки из книги «Страницы истории создания информационно- управляющих систем АПЛ» издательства «Политехника-сервис» (Санкт-Петербург, 2014 г.):
…Формирование первого экипажа (единственного для этого ракетного подводного крейсера стратегического назначения – РПКСН К-421) началось в феврале 1974 года. Командиром назначили капитана 2 ранга Никитина Геннадия Анатольевича. Кстати, на новое место службы он пришел, будучи молодым и успешным командиром «печально знаменитой» первой в СССР атомной ракетной подводной лодки модернизированного проекта 658М К-19 (на флоте она имела «печально знаменитое» имя – «Хиросима»).

55_nekrolog2_Nikitin-3

За год он ввел корабль после очередной катастрофы (в 1972 г.) в строй, вывел его в первую линию. На К-19 он совершил с оценкой «отлично» последнюю в жизни корабля (шестую по счету) «автономку» и в начале 1974 года получил право стать командиром новейшего (на то время) РПКСН К-421.

55_nekrolog2_Nikitin-4

О достоинствах нашего командира можно судить по выдержке из небольшого публицистического материала, опубликованного на сайте писателей-маринистов, живущих в Севастополе, автором которой является историк Сергей Смолянников. Он написал:

«…Вот это время и стало «моментом истины» для командира Никитина и его экипажа. …Новая база, куда и прибыл новейший «ракетовоз», была далеко не в лучшем состоянии, после ушедшего оттуда соединения подводниковдизелистов. На кону безопасность державы и ее ядерный щит, а экипажи чудес науки… сами себе восстанавливают казармы, кубрики, ремонтируют дома. Но никто не роптал, не пасовал, ведь с ними всегда был их командир «Добрыня Никитич», как ласково называли его сослуживцы.

А в «перерывах» между бытовым и семейным устройством – боевая работа в море. Это Никитину принадлежат, ставшие девизом подводников, слова – «Корабль превосходный, управляется легко, погружается изумительно… А как всплывает – будет зависеть только от нас». Сложное было время той «холодной войны», особенно в заполярных и тихоокеанских гарнизонахНастоящими выходными днями были дни… выхода в море…

Но именно такая обстановка способствовала тому, что экипаж К421 стал лучшим на флоте, был инициатором социалистического соревнования в ВМФ СССР, воспитал целую плеяду подводниковкомандиров и руководителей…

55_nekrolog2_Nikitin-5

Давно уже нет корпуса 421й, но жив ее первый командир, одессит Никитин. Ежегодно члены экипажа, бывая в Одессе, обязательно зайдут к своему «Добрыне Никитиче» отцу командиру, чтобы сказать: спасибо тебе командир, что мы живы, что число погружений всегда у нас равнялось количеству всплытий.

Мы привыкли читать статьи о тайнах гибели подводных лодок, о загадках подводных катастроф, о самоотверженности моряков в горящих отсеках, о памяти к тем, чьей могилой стало морское дно. Но както забываем о том, что это лишь небольшая часть истории флота, той истории, которую (безаварийную и обыденнонапряженную) писали именно те, кто всегда возвращался домой с победой и успешно выполненным заданием в море. Таким был и остается капитан 1 ранга Геннадий Никитин»

…На этом приключения не закончились. Через несколько дней, при всплытии под перископ на ночной сеанс связи в центре Баренцева моря, лодку потряс мощный удар: в боевой рубке перископ у командира буквально «заходил ходуном». К сожалению, тут дала «осечку» наша «ледовая» авиаразведка, которая только ровно через сутки донесла, что это была одиночная льдина, повредившая ряд выдвижных устройств корабля.

Экипажу пришлось вступить в борьбу за живучесть… Но механики свершили чудо: они залили эпоксидной смолой (во избежание фильтрации забортной воды) всю окулярную часть перископа, которая впоследствии успешно выдерживала давление воды на рабочих глубинах в течение всего похода.

55_nekrolog2_Nikitin-6

Запомнилось и возвращение корабля в базу, когда под музыку военного оркестра лодка подошла к пирсу с гордо торчащей трубой сломанного перископа… На пирсе в тот момент выстроилось все командование флотилии и дивизии. Командир (Никитин Г.А.) доложил о выполнении боевой задачи командующему флотилией вицеадмиралу Матушкину Льву Алексеевичу и… получил из его рук орден «Красного Знамени»

 К сожалению, из-за известных событий на Украине и в Одессе НИКТО ИЗ ЭКИПАЖА, ЕГО ОДНОКАШНИКОВ И СОСЛУЖИВЦЕВ НЕ СМОГЛИ  ПРИЕХАТЬ И ПРОВОДИТЬ ЕГО В ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ!

ПОЭТОМУ МЫ МОЖЕМ ТОЛЬКО НА РАССТОЯНИИ СКАЗАТЬ: ПРОЩАЙ, НАШ КОМАНДИР! ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ О ТЕБЕ БУДЕТ ЖИТЬ В НАШИХ СЕРДЦАХ ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ! ДЛЯ НАС ОН УШЕЛ В МОРЕ НАВСЕГДА!

 

Капитан 1 ранга в отставке А.М. Кузиванов

1 Комментарий НА "Последнее слово о КОМАНДИРЕ!"

  1. Александр | 14.05.2016 на 11:54 |

    Я был матросом в экипаже Никитина с 80 по 83 год. Могу сказать, что Геннадий Анатольевич был прекрасным человеком. О том какой он был офицер судить не мне слишком в разных статусах мы находились. Но я знал прекрасного человека и если что то надо было делать согласно штатного расписания, мотивом был не патриотизм а отношение к этому человеку. Спасибо этому прекрасному и человечному командиру за то, что был рядом. И память об этом человеке я передам своим детям.

Оставить комментарий