265 лет назад 12 августа 1759 года произошло одно из наиболее прославленных сражений Семилетней войны — сражение при Кунерсдорфе, завершившееся разгромом прусской армии Фридриха II русско-австрийскими войсками. Битва проходила недалеко от селения Кунерсдорф в Силезии (ныне Куновице на западе Польши) в 4 км на восток от города Франкфурт-на-Одере.
Войну, получившую впоследствии название Семилетней, начал Фридрих II, в августе 1756 г. Король Пруссии – основоположник прусско-германской государственности, был ярким представителем просвещенного абсолютизма. Время правления этого выдающегося полководца отличалась агрессивностью и территориальными захватами. Армия для него была главным инструментом политики и ее укрепление было основной заботой короля. Пруссаки повели военные действия сразу на нескольких направлениях, одержав победы над французами и австрийцами. В битвах при Росбахе и Лейтене Фридрих успешно применил косую атаку, когда главный удар наносил один из флангов, боевые порядки которого дополнительно наращивались и следовали побатальонно уступами, главной задачей косой атаки было разгромить неприятельский фланг и впоследствии окружить основные силы противника.
26 июня 1759 года сорокатысячная русская армия выступила на запад к реке Одер, где намеревалась соединиться с австрийскими войсками (18 тыс. человек), которыми командовал генерал Лаудон. В это время прусский король с армией в 48 тыс. человек, располагавшей 200 орудиями, двигался навстречу противнику с юга. 30 июля он переправился с левого берега реки Одер на правый и занял позицию восточнее селения Кунерсдорф, около которого находилась основная группа русских и австрийских войск. Прусские гренадеры, подгоняемые палками капралов, яростно атаковали укрепившуюся на холмах русскую пехоту, но та при поддержке отменно стрелявшей артиллерии устояла. Впоследствии особо отличившийся Апшеронский полк удостоился чести носить красные сапоги, в знак того, что его солдаты стояли в буквальном смысле слова по колено в кровы. Продолжавшейся около семи часов сражение закончилось сокрушительным разгромом прусской армии, остатки которой бежали за Одер. Противник потерял убитыми, раненными, пленными до 18 тыс. солдат и 172 орудия.
Потери союзников составили: русских – 2614 человек убитыми и более 10 тысяч ранеными; австрийцы – около 2 тыс. человек убитыми и ранеными.
Участники битвы были награждены специальной медалью с надписью: «Победителю над пруссаками». За эту победу Салтыков получил звание генерал-фельдмаршала.
Вернемся к сражению при Кунерсдорфе, необходимо подчеркнуть, что главнокомандующий генерал-аншеф П.С.Салтыков разгадал немецкую шаблонность: обхватить один из флангов противника раздавить его, и дальше смести все остальное (т.н. «косая атака»). Поэтому левое крыло, в отличии от правого и центра, не было укреплено должным образом, это было сделано специально П.С.Салтыков просто заманивал короля в свою ловушку, ибо справа и в центре наши войска были достаточно неплохо снабжены и укреплены и не заметить слабость левой стороны русских Фридрих II просто не мог и точно бы «попался на удочку».
Таким образом, план Салтыкова предусматривал заставить прусские войска идти на наш левый фланг, в то время как центр и правый флаг предполагалось удерживать и в «подходящее время», когда противник будет измотан, ударить по нему силой объединенных флангов. Так как, наши позиции находились на возвышенностях, это затрудняло Фридриху применение линейной тактики, которая больше подходила для «чистого поля», но никак не местности, где холмы да овраги. Как и ожидалось, прусский король Фридрих II «проглотил наживку». Так что, в сражении при Кунерсдорфе Косой боевой порядок и «косая атака» Фридриха II, которые неизменно приносили ему успех в боевых действиях против французов и австрийцев, против русских оказались несостоятельными. Более того сам Прусский Король чудом остался жив, он готов был принять смерть как подобает прусскому офицеру, ему навстречу уже скакали русские казаки, обнажившие свои сабли, но его спас ротмистр Притвиц заслонив короля кругом своих солдат, так чтобы тот оказался закрыт лошадями, усадив Короля в седло и умчался прочь навстречу порыву ветра, снесшему шляпу с головы Фридриха. Надо сказать, что Шляпа эта как трофей хранится в музее А.В. Суворова в г. Санкт-Петербурге.
Русская армия продемонстрировала превосходство над прусской в тактике, морально-боевых качествах и выучке. В этой битве П.С. Салтыков искусно выбирал и использовал местность для сражения, придавал большое значение сочетанию огня пехоты и артиллерий. При построении боевых порядков не придерживался слепо принципов линейной тактики, а учитывал характер местности и возможные действия противника. В ходе сражения смело маневрировал войсками и резервами, использовал традиционную русскую военную тактику — переход от обороны к наступлению. Так побеждал Александр Невский на Чудском озере, Дмитрий Донской — на Куликовом поле, Петр Великий — под Полтавой, Миних — при Ставучанах.
После одержанной победы дорога для наступления союзников на столицу Пруссии — Берлин — была открыта. Однако преследование остатков было организовано плохо. Это дало возможность прусскому королю собрать войско и приготовиться к обороне Берлина. Кроме того, Австрия, опасаясь полного разгрома Пруссии и усиления влияния России, в нарушение союзнических обязательств отказала российской армии в помощи для наступления на Берлин.
В 1760 г. Фридрих II с трудом довел численность своей армии до 120 тысяч человек. Франко-русско-австрийские войска к этому времени насчитывали около 220 тыс. человек. Однако, как и в прежние годы, численное превосходство союзников было сведено на нет отсутствием единого плана и согласованности в действиях. Российская и австрийская армии стремились вынудить пруссаков оставить занятые ими крепости и города. Салтыков направил двадцатытрехтысячный корпус генерала З.Г. Чернышева к Берлину. Русский генерал намеревался 28 сентября войти в столицу прусского королевства. Вечером 27 сентября на военном совете в Берлине было принято решение об отступлении — прусские войска оставили город. Утром следующего дня русская армия вошла в Берлин.
Следует сказать, что генерал-фельдмаршал П.С.Салтыков в 1760 году из-за разногласий с австрийским командованием и высшим военным советом в Петербурге был смещён с должности главнокомандующего, но в 1762 году восстановлен в ней.
От капитуляции Фридриха II спасла смерть Елизаветы Петровны в конце 1761 г. Новый император Петр III — фанатичный поклонник прусского короля — заключил мир и союз с Пруссией в мае 1762 г., развалив тем самым коалицию и предопределив завершение Семилетней войны в Европе по весьма неожиданному сценарию.
По условиям мира, подписанного 24 апреля (5 мая) 1762 г. Россия отказывалась от всех своих завоеваний; итоги пяти кровопролитных кампаний уничтожались одним росчерком пера. Согласно артикулу 6 трактата, «все области, города, места и крепости, его прусскому величеству принадлежащие, кои в течение сей войны заняты были российским оружием», возвращались королю.
Семилетняя война закончилась подписанием в 1763 г. Парижского мирного договора Англии и Португалии, Франции и Испании. Также было заключено мирное Губертусбургское соглашение Австрии и Саксонии с Пруссией. Все соглашения подводили итоги военных действий:
- Англия получила от Франции Канаду, острова в Карибском море, часть земель Индии, Восточную Луизиану. Испания получила от Франции Западную Луизиану взамен Менорки.
- Англия получила от Испании Флориду, а взамен отдала ей Гавану.
- Франция получила острова, значимые в стратегическом плане;
- Силезия от Австрии перешла к Пруссии.
Фридрих II сохранил за собой Силезию (Губертсбургский мир, февраль 1763 г.) и получил назад все свои территории, занятые русской армией.
Необходимо подчеркнуть, что в первый раз после Петра I Россия не просто участвовала в большой европейской войне, а фактически поставила под свой контроль всю обстановку в Центральной Европе и в конечном итоге, после кончины Елизаветы Петровны, разрешила ее не самым худшим образом. Петербург в лице Петра III вернул чужую провинцию, захваченную входе войны, не допустил уничтожения Пруссии и тем самым кардинального нарушения равновесия сил в пользу Австрии. Ведь Екатерина II одобрила возврат Восточной Пруссии Фридриху. Таким образом, рассудительным шагом следует признать отказ от захвата Курляндии и Восточной Пруссии, который привел бы к обострению отношений с Австрией, Польшей, самой Пруссией, не говоря уж об Англии и Франции.
Для Российской империи исход Семилетней войны оказались гораздо ценнее ее результатов. Она значительно продемонстрировала военную мощь Российской империи, умножила боевой опыт, воинское искусство и авторитет русской армии в Европе. В сражениях Семилетней войны родилось поколение выдающихся русских полководцев (П.А.Румянцев, А.В.Суворов) и солдат, добившихся ярких побед. В ходе этой войны русское военное дело обогатилось рядом новшеств. Были созданы батальоны егерей – отборных стрелков, обыкновенно действующих в рассыпном строю.
Русские полководцы смело отступали от шаблонов и применяли войска не по инструкциям, а исходя из конкретной боевой обстановки. Артиллеристы применяли самую разную тактику, ведя стрельбу как через голову своих войск, так и подпуская противника в упор. Обычной практикой сделалась концентрация артиллерии на определенном участке фронта.
В отличие от предыдущих войн в большинстве сражений прослеживалось слаженное взаимодействие родов войск.
Полковник Г.Цобехия
Военный университет Минобороны РФ