Говоря о последних днях Великой Отечественной войны и роли советского воина, как правило, речь ведется исключительно о сухопутных участках боевых действий, как во время штурма Берлина (а, соответственно, взятия Рейхстага), так и при освобождении Праги. Изредка, да и то, как бы, мимолетом, сообщалось об участии в Берлинской операции, кораблей и катеров Дунайской и Днепровской военных флотилий.
Спору нет, основная тяжесть легла на плечи пехотинцев, танкистов и артиллеристов, но уместно ли забывать о моряках, которые, так же, как и их сухопутные братья, до последнего выстрела противника вели активные боевые действия. Вот эти последние бои на море и остались без серьезного анализа, а значит и исследования, что и предполагает раскрыть некоторые подробности последних дней войны на море.
С 27 апреля по 19 мая 1945-го советские моряки были вынуждены продолжать войну на море против германского флота, самого активного противника, не признававшего окончательную и безоговорочную капитуляцию.
В зоне оперативного действия Краснознаменного Балтийского и Северного флотов до 11 мая постоянно на коммуникациях действовали советские подводные лодки, торпедные и сторожевые катера, а также морская авиация. Только за период конца апреля – первой декады мая, было уничтожено двенадцать транспортов противника с, находящимися на них, войсками и техникой. Даже после официального уведомления 2 мая о прекращении боевых действий, германский флот не только не прекратил свою деятельность, а, напротив, в отдельных районах активизировал ее.
В 15 часов 41 минуту 8 мая радиостанция командующего германскими подводными силами передала телеграмму: «Всем судам, подчиненным командующему подводным флотом, включая малые суда обеспечения, находящиеся в Гельсингерской бухте, немедленно идти в Фленсбург и стать на якорь на свободную стоянку вблизи базы подводных лодок». Однако, далеко не все экипажи «малышей Денница» выполнили этот приказ.
В ночь на 9 мая центральная радиостанция ВМС Германии в Фленсбурге передала приказ адмирала Деница, назначенного Гитлером перед самоубийством рейхсканцлером и Верховным главнокомандующим германских войск, о прекращении с 1 часа 00 минут 9 мая по германскому летнему времени, активных боевых действий. Всем служебным инстанциям армии, флота и авиации, а также частям СС предписывалось оставаться на своих местах. Не должно было быть никаких потоплений или повреждений судов и самолетов. Ни одна часть машин не должна была быть испорчена. Все другие приказы, которые будут объявлены после 1 ч 00 мин 9 мая Верховным главнокомандованием Советского Союза и союзников должны исполняться. Но именно в этот же день в 9 часов 38 минут немецкая радиостанция на острове Борнхольм открытым текстом передала: «Транспортировку немцев с востока производить с максимальной быстротой». Это значило, что германский флот не подчинился требованиям капитуляции и решил продолжить боевые действия против советского флота, намереваясь, таким образом, попасть в западный сектор пленения, т.е. к американцам и англичанам.
Даже подписание в 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени (соответственно, 0 часов 43 минуты 9 мая, по московскому) в пригороде немецкой столицы Карлсхорсте состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил уполномоченными на это Деницем лицами, не остановило немецких моряков. И это, несмотря на то, что ее подписали начальник штаба Верховного командования вермахта генерал-фельдмаршал Кейтель, главнокомандующий военно-морскими силами гросс-адмирал Фридебург и генерал-полковник авиации Штумпф. А приняли ее, как известно, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков и Главный маршал авиации Великобритании А. Теддер. В качестве свидетелей присутствовали также американский генерал К. Спаатс и французский генерал Ж.М. де Латтр де Тассиньи. А на море шла война, гибли корабли, пропадали самолеты морской авиации и погибали их экипажи…
Во исполнение Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил немецкая радиостанция в Нарвике передала приказание главнокомандующего вооруженными силами Германии находившимся в море подводным лодкам об отмене приказа, отданного 8 мая, и о безоговорочном выполнении следующих условий Советского Союза и союзников:
1) с настоящего времени подводным лодкам идти только в надводном положении;
2) номер лодки и ее местонахождение передать открыто ближайшей британской, американской, канадской или советской береговой радиостанции на волне 600 м (500 кГц) или на частотах KB диапазона — 16845, 12686, 5970 кГц позывными «ГЗЗИ» и «Г33110»;
3) днем поднимать черный или синий флаг, ночью иметь огни;
4) весь боезапас выбросить за борт, замки орудий и запалы торпед удалить, мины поставить на предохранители;
5) радиосвязь и сигнальную связь вести только открытым текстом;
6) точно придерживаться указаний, которые будут даны в последующих радиограммах, относительно курса следования к портам;
7) запрещается топить и наносить повреждения судам.
Однако боевая деятельность Балтийского и Северного флотов не могла быть немедленно прекращена, хотя Германия и капитулировала, так как не было полной уверенности в неуклонном выполнении её вооруженными силами всех условий капитуляции. Особое опасение вызывало то, что немалое число немецких подводных лодок, находившихся в море, не подтвердили о своем согласии следовать в назначенные базы. Да и другие силы германского флота продолжали активное сопротивление. Поэтому еще около месяца режим плавания и боевые готовности сил на театрах оставались прежними. И это было целиком и полностью оправдано.
Только факты, подтвержденные всеми сторонами:
— Нарушая акт о безоговорочной капитуляции, противник в течение 10 мая продолжал отводить свои корабли, груженные войсками, в западную часть Балтийского моря — в порты Дании и Швеции. С этой целью два звена торпедных катеров (6 единиц), приняв роту охраны Кольбергской ВМБ (120 моряков), высадили их без противодействия на остров Борнхольм, где пленил немецкий штаб во главе с командующим войсками на острове, после чего его гарнизон капитулировал. По пути был остановлен 1 буксир и 4 мотобота с солдатами противника и под конвоем возвращен в Кольберг;
— Тем же днем, отряд торпедных катеров (4 единицы) у Либавы на рассвете атаковал конвой неприятеля, потопив транспорт, тральщик и самоходную баржу. В 10 чаосв в порт Либавы вошли торпедные катера с морскими пехотинцами, которые без противодействия высадились и в 10 часов 40 минут подняли над зданием порта Военно-морской флаг СССР. В полдень в Либаву вошли наши войска;
— В районе Мемеля 4 наших катера также обнаружили караван противника в составе 2 буксиров и шести быстроходных десантных барж. Противник, несмотря на указания немецкого морского командования, открыл огонь по советским катерам. Командир отряда приказал уничтожить суда, оказывающие сопротивления. Были потоплены буксир и три десантных баржи. Остальные подняли белые флаги и были отконвоированы в порт.
— Только к вечеру немецкий гарнизон береговой обороны полуострова Хель (район Гдыни) сложил оружие, да и то, только после того, как было уничтожено в море, при попытке эвакуации войск четыре транспорта и восемь других плавсредств (от кораблей ПЛО и миноносцев до самоходных барж);
— Дунайская флотилия взяла под охрану в районе Линца оставленные противником корабли и суда, в том числе 1 вспомогательный корабль, восемь тральщиков, 2 минных катера, 8 полуглиссеров, 23 буксира, 2 плавкрана и 87 других плавсредств. В последующие дни корабли флотилии продолжали траление мин и ограждение речных фарватеров, несли дозорную службу. Корабли Днепровской флотилии в это же время, также продолжали боевое траление на Одере и в нижнем течении Вислы, а 10 мая у Свинемюнде подорвался и затонул со всем личным составом тральщик № 696, а вместе с ним буксируемая баржа.
Завершилась Пражская операция войск 1-го, 2-го и 4-го Украинских фронтов, ликвидировавших последнюю крупную группировку немецких войск и полностью освободивших Чехословакию. С этими событиями, должен был наступить долгожданный мир…
Тем более что за период с 9 по 14 мая на всех фронтах нашими войсками было взято в плен более 1 миллиона 230 тысяч солдат, матросов и офицеров германской армии и флота, которые немедленно разоружались. В то же время в зоне, контролируемой английскими войсками, некоторое время, разоружение ряда сдавшихся немецких частей шло медленно. В результате, например, в норвежском городе Тромсе личный состав 6-й немецкой горной дивизии и части сводной морской бригады береговой обороны свободно ходил по городу с оружием, и имели место случаи индивидуального и группового убийства находившихся там безоружных советских военнопленных, что оставалось «незамеченным» английским командованием и проходило безнаказанно для немцев. Наконец, 21 мая они ворвались в русский лагерь военнопленных на одном из островов близ Тромсе и расстреляли там около 2 тыс. наших людей. Лишь после вмешательства советского командования, предупредившего о возможной высадке советского морского десанта из Петсамо в Тромсе, немецкие моряки были разоружены.
В заключении хотелось бы сказать, что уже 3 июня 1945-го Государственный Комитет Обороны принял решение о переброске войск в Забайкалье и на Дальний Восток, о создании запасов боеприпасов, горючего и продовольствия для Дальневосточного и Забайкальского фронтов, Приморской группы войск и Тихоокеанского флота…
Да и последних «птенцов Геринга» приземляли моряки Балтики и Севера.
А в газете «Красная Звезда» от 22 июля 1945-го было опубликовано сообщение о том, что в Военно-Морском Флоте Союза Советских Социалистических Республик на 1 июня 1945-го насчитывалось 207876 моряков, награжденных орденами и медалями, и 430 Героев Советского Союза. Не сказано было лишь то, что последние боевые страницы истории Великой Отечественной были написаны все же моряками…
Сергей Смолянников
Комментарий НА "До Победы оставались считанные дни…"