Первая Мировая война стала настоящим катализатором для развития летного дела. Начиная эту войну с одиночных разведывательных полетов, тогдашние авиаторы вначале даже не боялись друг друга, так как считали, что все они были коллегами — воздухоплавателями.
Однако ситуация вскоре резко изменилась. Противники поняли, что не только необходимо жестко противодействовать своим коллегам на аэропланах, а попросту их уничтожать. Известно, что одно из первых боестолкновений в воздухе в начале войны произошло между французским пилотом Жаном Наваррэ и его немецким противником. Когда француз увидел в полете германский аэроплан, германский летчик приветливо помахал ему рукой. Жан ответил на приветствие, а потом, недолго думая, открыл по неприятелю огонь. После этого инцидента бои за воздушное пространство на фронтах Первой мировой развернулись не на жизнь, а на смерть.
На протяжении всей войны главной задачей авиации была разведка и корректировка огня. Именно разведка оказала огромную помощь при организации крупных ударов русских войск. Готовя прорыв австрийского фронта в апреле 1916 года, легендарный полководец А.А.Брусилов во всех приказах требовал массового привлечения авиации. Русские летчики сумели сфотографировать расположение всех австрийских частей – в результате наша армия за несколько часов подавила долговременные укрепления и огневые точки противника. Активно вела русская армейская авиация бомбардирование живой силы противника, железнодорожных сооружений, аэродромов и артиллерийских батарей. Русские летчики ничем не уступали врагу в воздушных боях. В ходе войны наши истребители уничтожили на Восточном фронте свыше 2000 вражеских самолётов.
Среди русских летчиков наибольшее количество сбитых на счету у штабс-капитана А.Казакова — 17 побед (неофициально — 32), за ним в списке капитан второго ранга А. Прокофьев-Северский, на счету у этого удивительного и мужественного авиатора было 13 побед, он сбивал вражеские самолеты и командовал бомбардировочной эскадрильей, не имея при этом одной ноги. Разрешение летать, будучи инвалидом, ему дал лично царь Николай II после свидания с героем.
О русских летчиках героях Первой мировой войны можно писать много… Сегодня рассказ пойдет об одном интересном случае который произошел в Первой мировой войне с нашим летчиком Александром Михайловичем Пишвановым. Он проходил службу в 10-м истребительном авиаотряде. Это соединение было сформировано в 10-й армии летом 1916 года, затем было переведено с Юго — Западного фронта в Румынию и базировалось в местечке Гнидава.
В июне 1917 года Александр Пишванов с честью выдержал схватку с 4-мя вражескими машинами. Все обстоятельства были против русского лётчика. В первой же атаке у него заклинило пулемёт, но, несмотря на явное неравенство в силах, Пишванов не вышел из боя. Маневрируя, Александр сумел перезарядить пулемёт и перешел в контратаку. В этот момент появились 2 французских истребителя, которые спешили к нему на помощь. Втроём союзники организовали новую атаку. Русскому летчику удалось сбить один самолёт противника, который упал неподалёку от деревни Путна.
Решив отпраздновать с товарищами очередную награду, Александр захотел угостить их фирменным блюдом – «пьяным кавуном», то есть арбузом, заправленным водкой. Единственной помехой была очень жаркая погода, а блюдо, согласно рецепту, следовало поглощать в охлаждённом виде. И тут Александра осенила догадка — арбуз можно было охладить в воздухе, во время очередного патрулирования. Недолго думая, Александр пристроил свой деликатес к стойке крыла своего самолета «Ньюпора» и вылетел на боевое патрулирование. Увы, накормить друзей столь редким лакомством так и не получилось.
Пролетая над вражескими траншеями, самолёт Пишванова попал под плотный огонь артиллерии. Чтобы избежать попаданий, Александру пришлось совершать маневры. Во время этого маневрирования арбуз оторвался и угодил прямо в неприятельскую траншею. История имела забавное продолжение. Вечером того же дня командование авиаотряда получило поздравление из штаба 10-й армии: «Командование благодарит вашего пилота за его храбрую атаку. И хотя эта огромная бомба не разорвалась, но зато посеяла панику в рядах неприятеля». Вот такой получился сюрприз у летчика Александр Пишванова для австро-венгерских воинов в Первой Мировой войне.
Литература:
- «Вестник воздушного флота» № 5, 1952 г.
- В. Бондаренко Герои первой мировой войны М.: 2013.
- Военная история «Воениздат» М.: 2006.
Габриэль Цобехия
Комментарий НА "СЮРПРИЗ РУССКОГО ЛЕТЧИКА"