Укрепить Россию может только единство общества и власти
Украинский кризис, разразившийся в 2014 году, явление многозначное, подтверждающее многое в прошлом, обнажающее настоящее, позволяющее судить о будущем. Помимо проявления украинских проблем он стал отражением противоречий Европы и западного мира в целом, а также своеобразным зеркалом современного российского общества.
Украина и все происходящее с ней, вокруг нее – чрезвычайно важно для России, но еще более важна сама Россия, ее современные успехи, проблемы, ближайшие и дальние перспективы.
Россия – неотъемлемая часть мира. Ее состояние и возможности имеют большое значение для многих стран, особенно для ее соседей, но прежде всего – для всех ее граждан, для тех, кто связывает с ней свою судьбу, будущее своих детей, внуков.
Россия сильная, уверенная в себе приносит миру больше пользы, чем слабая, раздираемая противоречиями. Слабая, она удобна только для того, чтобы ее еще больше ослаблять, за бесценок использовать ее ресурсы, фактически – растворять (во всех ее проявлениях: от природных, интеллектуальных и других ресурсов до населения и языка) в отношениях и процессах наиболее влиятельных субъектов мира в соответствии с их интересами.
Россия 90-х в результате насилия и цинизма одних ее граждан, слабости и податливости других, неразборчивости и наивности третьих утратила свой вектор развития, отодвинула вглубь общественного сознания свои стратегические цели, отказалась от ряда своих ценностей и традиций. Такой страной легче манипулировать. Со стороны западных столиц было принято поучать Россию, удавалось даже принуждать ее действовать вопреки российским интересам.
Однако рекомендации зарубежных советчиков не решали проблем страны, а, скорее обостряли их, но на официальном уровне этого старались не замечать. Главная цель внешнего влияния на российские процессы: подстроить их, насколько возможно, под интересы западных партнеров.
К середине нулевых поучать Москву из-за рубежа стало сложнее. Поэтому способы воздействия на Россию, в том числе через представителей ее политической власти, собственников, через крупнейшие компании, организации, через соседние страны, грубеют, теряют косметический налет доброжелательности, обнажая истинные, исторически сложившиеся отношения к русско-российскому социуму.
ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ОТНОШЕНИЯ ЗАПАДА К РОССИИ
Узел противоречий, обострившийся на Украине в 2014 году, не просто имеет непосредственное отношение к России, бьет по ее интересам. Россия – главная цель некоторых политических сил Запада, в значительной мере – авторов кризиса.
Кому-то, прежде всего в США, выгодна еще одна зона нестабильности на границах России, а заодно и в Восточной Европе. В европейских странах немало политических и финансово-экономических лидеров, которым хотелось бы контролировать политические, экономические, идеологические процессы в России, как можно дешевле получать из России необходимые им ресурсы. Политики, захватившие власть в Киеве, как следует из их заявлений, решений и практических действий, стремятся оказать давление на российское руководство, общество и при этом не прочь за счет России решать как можно большую часть возрастающих внутренних украинских проблем: социальных, финансовых и других.
Окрепший во втором десятилетии нового века голос России в решениях важных мировых проблем, твердость и настойчивость российских руководителей и дипломатов в решении международных вопросов последних лет вызвали раздражение и недовольство Запада.
Семерка наиболее влиятельных в мире стран-единомышленниц (G7) показала, что пребывание России в их клубе – не всерьез и больше нетерпимо (очередная встреча их лидеров состоялась демонстративно без президента России); прежние приглашения на встречи лидеров «семерки» руководителей российского государства оказались притворством, снисхождением. Наблюдатели отметили отсутствие привычного рукопожатия при встрече Владимира Путина с британским премьер-министром Дэвидом Кэмероном в июне 2014 года в Нормандии. Немало других способов выказать свое недовольство Россией и попытаться поставить ее на место. Вашингтон настаивал на расторжении договоров по ряду совместных с Россией проектов: Франции – по поставке вертолетоносцев, Болгарии – по сооружению газопровода.
Отношение к России и ее гражданам в обществах большинства стран Европы, многих стран мира вполне нормальное, а кое-где и теплое; но настроения политической власти конкретных стран меняется «по ситуации». А вот геостратегическая позиция Запада, складывающаяся столетиями, остается по отношению к России неизменной. Сегодня она проявляется в международной практике прежде всего США и Великобритании, НАТО и Евросоюза, некоторых других стран мира.
Ведущим мировым экономикам всегда были нужны ресурсы России. Некоторые политики Запада, прежде всего США, в связи с этим видят в российских просторах сырьевой придаток мира и даже заявляют о том, что Сибирь должна принадлежать всему миру, а не управляться из Москвы.
Россию старались привлечь на свою сторону страны – лидеры мировой политики для разрешения противоречий, периодически возникающих между ними. Войны с Наполеоном, Первая и Вторая мировые не обходились без участия русских или советских солдат. Но почти всегда сразу же после победы одной из коалиций недавние союзники и противники России объединяли усилия, направленные на сдерживание ее экономического развития, роста политического авторитета и военной мощи. Подтверждением тому стали Крымская война (1853–1856), иностранная интервенция в 1918–1919 годах, холодная война, объявленная Западом фактически еще до завершения Нюрнбергского процесса.
Для влияния Запада на Россию приемлемы любые средства – от войны до всевозможных контактов с ней, но непременно на условиях Вашингтона, Лондона, Брюсселя, Страсбурга. Запад стремится не допустить равноправия в сотрудничестве с Москвой, а двойные стандарты – норма в отношениях с ней.
Например, западные правительства, специалисты в сфере безопасности пристально следят за состоянием и перемещением войск России на ее собственной территории, громко возмущаются, если эти перемещения вызывают их тревогу. При этом размещение элементов американских стратегических систем вооружения, военных баз НАТО все ближе к России Вашингтон и Брюссель считают «внутренним» делом альянса, не касающимся никого другого.
США не раз заявляли о том, что не собираются никого уведомлять о действиях по реализации любых своих целей, защите своих интересов, в какой бы части планеты они ни возникали. При этом Вашингтон может использовать самые жесткие меры даже вопреки мнению ООН.
От Кремля, напротив, требуют покладистости, уступчивости, а то и смирения.
Во всяком случае, трудно представить, чтобы США оставили без ответа экономический шантаж, похищение своих граждан и требование за них выкупа, разрывы чужих мин и снарядов на своей территории, появление на ней чужих БМП или нарушение чужим военным вертолетом их воздушного пространства, разгром своего посольства в чужой стране и демонстративное сожжение американского флага, сорванного с флагштока на территории посольства.
Это же открытая агрессия. По отношению к России все это возможно… или необходимо? Может, так хотят проучить Россию, надавить на ее руководителей, унизить национальное самосознание граждан страны…
В украинском кризисе отношений Запада к России еще раз ярко проявилась эта антироссийская идеология. Западные политики беззастенчиво расшатывали украинское общество, а когда оно фактически раскололось и новые киевские власти показали свою несостоятельность в решении ключевых вопросов, виновником опять оказалась Москва.
Бомбардировки и артобстрелы городов Донецкой и Луганской областей, потоки беженцев, не признавших насилия националистов, не вызывают опасений и интереса у североамериканских и западноевропейских политиков. В действиях же сил самообороны свободолюбивых областей в западных столицах видят руку Москвы и требуют от нее повлиять на «сепаратистов», чтобы те сложили оружие и отказались от своих принципов.
Изменения политики Запада к России в такой ситуации ожидать не стоит. Двойные стандарты в отношениях с Москвой, давление на российскую власть не прекращаются. Интересы народа России будут учитываться в последнюю очередь. Россия в глазах Запада останется виновной и во всех украинских и других проблемах, на какие бы уступки она ни шла. Так нужно ли на них идти?
Просто так уступать нельзя. Но невозможность компромиссов опасна. Поэтому даже в такой ситуации важно стремиться к улучшению отношений с партнерами по мировому сообществу. Вопрос лишь в том, как этого добиваться.
Для этого прежде всего России следует быть сильной и развитой во всех смыслах, самостоятельной и настойчивой в своих решениях. Тогда и Западу придется корректировать свою стратегию по отношению к ней.
Среди условий мира, добрососедства и равноправия международных отношений – необходимость четкого понимания собственных целей, ценностей, возможностей и настойчивого продвижения к этим целям. Причем это непременно должны быть цели общества, то есть подавляющего большинства граждан страны, а не отдельных социальных групп и капризных «фигурантов»; цели государства, а не коррумпированной части влиятельных чиновников. Важно добиваться социальной справедливости и согласия в обществе, материального и духовного благополучия народа, динамичного развития страны, обеспечивающего ее экономическую, технологическую, финансовую, продовольственную независимость. Без этого страна перестает быть самой собой.
Разумеется, необходима и совершенная система военной безопасности, а с учетом соотношения политических, экономических и демографических возможностей и сил России и ее геостратегических оппонентов – самая совершенная: самое передовое, принципиально новое оружие, самые подвижные и оснащенные превосходными технологиями и техникой вооруженные силы, самый подготовленный и патриотично настроенный личный состав армии и флота; самая осознанная и действенная поддержка системы военной безопасности со стороны общества.
Стоит также ясно понимать цели, исторические устремления и возможности международных партнеров, соседей по региону и наиболее влиятельных держав. Нужно выявлять проблемы и препятствия на пути к намеченным целям. Украинский кризис позволяет и здесь делать важные выводы.
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АНАЛОГИИ
Этапы развития украинского кризиса, их содержание и участие в них западных стран – уже сами по себе важные уроки для современной России.
Но не менее ценным может стать опыт Украины – ее общества, государства, политического руководства, силовых структур, настроений в различных социальных группах – в ходе возникновения и развития кризиса. И не только потому, что Украина – ближайший сосед России, а в силу схожести некоторых их важных характеристик, процессов, проблем.
Двух одинаковых стран не бывает. Россия и Украина тоже далеко не близнецы; они не одинаковы по значению в международных процессах, по физическим размерам, по возможностям, но между ними много и похожего. Основу населения обоих государств составляют восточные славяне – русские, украинцы, белорусы; страны близки по языку, ментальности, элементам быта; у них много схожего в культуре. У России и Украины немало общего и даже единственного для обоих социумов – этнические корни, духовные традиции, Киевская Русь… А главное – на протяжении столетий они были единым целым, а соседними странами они по историческим меркам стали совсем недавно: меньше четверти века назад.
У двух стран немало и похожих проблем. У обеих в 90-е годы «сжималась» экономика, сворачивалось производство, возникло отставание в технологическом развитии. И там, и там довольно высокий уровень коррупции, наступившая в начале 90-х годов прошлого века идеологическая неопределенность, сравнительно туманные цели общественного развития, нерешенные вопросы в социальной сфере, образовании, науке и другие важные предпосылки роста социальной напряженности.
Таким образом, есть основания для сравнения, которое может позволить учесть опыт развития украинского общества, для того чтобы вовремя исправлять собственные недочеты и ошибки.
Среди коренных причин плачевного положения Украины нужно назвать ее слабую, зависимую от внешних обстоятельств экономику; борьбу олигархических групп за власть в стране; острые социальные проблемы, эскалацию социальной несправедливости; утверждение культа национализма и насилия во внутренних общественных отношениях; глухоту власти к общественным интересам и другие.
Конечно, в России положение далеко не так безнадежно, но и здесь многие похожие на украинские экономические, социальные, политические вопросы требуют неотложного решения. Стоит остановиться хотя бы на некоторых из них.
В обеих социальных системах довольно высокий уровень социально-имущественного неравенства населения (более высокий, чем в развитых европейских странах). Это обстоятельство оказалось одной из причин отсутствия взаимопонимания между разными социальными группами и слоями Украины, приведшей часть из них на майдан. Различные части украинского общества как будто живут в разных, в каком-то смысле в «непересекающихся» мирах; подобное можно наблюдать в российском социуме. Различия во многом таковы, что жизнь десятков миллионов людей в обеих странах, по стандартам западных стран, нельзя считать достойной. Президент России Владимир Путин считает, что только за чертой бедности в России живут 18 млн граждан (и это не по западным, а по российским меркам). Украина находится в еще более тяжелом положении.
Различия между слоями общества распространяется на все сферы жизни: образование, эстетическое развитие, качество и разнообразие досуга, некоторые другие; это серьезные предпосылки для еще большего расслоения. У представителей различных социальных групп формируются разные ценности, цели, традиции; общее между ними сокращается, а то и вовсе исчезает. Отсюда повышение вероятности роста пренебрежения к интересам других общностей, классов, слоев, людей, живущих в других регионах страны, исповедующих религию иной версии.
А там недалеко и до враждебности, фатального раскола общества. Возникает угроза как минимум потери властью надежной опоры в обществе. Для Украины это уже трагическая реальность. Но и Россия не лишена подобных предпосылок.
Еще одна причина украинских проблем заключается в установившемся типе общественно-политических и экономических отношений. На Украине важной политической силой (в ее самооценке – необходимой) выступают так называемые олигархи – сверхбогатые люди, сосредоточившие под своим контролем большую часть экономики страны (причем наиболее рентабельную ее часть) и играющих ведущую роль в политике государства. Практика показывает, что многими из них движет не забота о судьбе украинского народа и даже не тревога о целостности страны, а личная выгода.
Образ Карла Маркса о магической для капитала силе 300-процентной прибыли, наверное, довольно точно характеризует среднестатистические настроения и цели самой богатой (и самой малочисленной) прослойки любого общества. Украина в этом смысле не исключение. Но, в отличие от крупных собственников тех же США, вероятно, ясно осознающих, что их благополучие жестко связано со стабильностью и мощью собственной страны, украинские олигархи, похоже, освободились от этнокультурных привязанностей; самоидентификация многих из них, должно быть, ограничивается только размером собственности в долларовом эквиваленте.
Конечно, и крупные собственники – люди разные: по уровню порядочности в ведении бизнеса, пониманию справедливости в отношении к своим партнерам и наемным работникам, по мере таланта, обаяния, по своей патриотичности, готовности отдавать свои силы и средства Отчеству. Но реальность свидетельствует о том, что олигархи Украины, во-первых, весьма могущественны и влиятельны по украинским масштабам; во-вторых, претендуют на еще большие полномочия, власть на Украине и добиваются этого любыми средствами; в-третьих, положение в стране, которой они распоряжаются, становится все более опасным, а жизнь украинского народа (что на востоке страны, что на юге, что на западе) все более безрадостна и безнадежна.
Это, так сказать, сухой остаток, но… обильно политый слезами сотен тысяч матерей Украины, кровью тысяч мужчин и женщин по обеим сторонам Днепра – и взявшихся за оружие в поисках правды, и убитых случайно, и иностранных граждан и даже детей.
Самая большая ответственность лежит на тех, кто наделен властью, обладает большими возможностями, кому больше дано. На том, кто сам взял (власть, ресурсы, территории, права и т.п.), вырвал у других, отвоевал или завладел хитростью, – ответственность дополнительная. Но главное – чем больше подвластно, тем выше спрос. Современные властители и владельцы стремятся «перевернуть» пропорцию: чем выше «сидишь» и больше имеешь, тем меньше отвечаешь за ошибки и проступки, тем больше должно сходить с рук. Это серьезная проблема социальных отношений, как на национальном, так и на международном уровнях.
Конечно, российские крупные собственники по своему положению и вкладу в судьбу Отечества отличаются от украинских. Но от «родовых» черт, обусловленных местом и полномочиями в финансово-экономической сфере, утверждающимися правилами нового кастового устройства в мире, избавиться непросто, особенно если к этому не очень стремиться. По числу миллиардеров и мультимиллионеров Россия входит в первую пятерку стран мира, в то время как доходы на душу населения в России, по некоторым оценкам, в десятки раз ниже чем в Швейцарии, США или Японии. Есть о чем задуматься, что трансформировать.
Простых решений у подобных вопросов не бывает, но, возможно, и времени остается совсем немного для повышения эффективности использования ресурсов страны, для улучшения взаимопонимания между различными группами населения, для активизации осознанной социальной энергии общества.
В украинских проблемах играет негативную роль аморфность культурных ценностей сегодняшнего украинского общества, отражающаяся в полярном отношении к прошлому страны у разных групп населения, в стремлении граждан Украины к неким внешним привлекательным доминантам (одних – к Европе, других – к России, а кого-то – к США и т.д.).
В России добровольная, во многом искусственная деидеологизация, внешняя культурная экспансия и недостаток четких положительных моральных реальных ориентиров в социальной практике долгое время расшатывали общество. Сегодня власть понимает важность духовного стержня народа и старается возродить многие ценности прошлого, выработать новые, создать условия для роста патриотизма.
Кризис на Украине стал следствием малоэффективной политики Киева, эгоизма самых влиятельных субъектов экономической и политической сфер страны, беспринципности многих должностных лиц государства. Вместо выработки и реализации долгосрочных целей страны, активной работы по решению внутренних вопросов, социальных и экономических проблем украинская власть пыталась паразитировать на противоречиях между более крупными политическими и экономическими игроками. Во время кризиса эта линия стала более очевидной и грубой: отсутствие конструктивных решений Киев заменяет шантажом своих партнеров и соседей, спекуляцией национализмом, жестким подавлением несогласных с бездарностью, безответственностью и цинизмом власти.
Российская власть действует куда более ответственно, осмотрительно и честно, как по отношению к своему народу, так и по отношению к другим странам. Она тоже вынуждена лавировать между центрами политической силы в мире, но основа этого лавирования в значительной степени конструктивная. Россия – сама центр силы, а должна во имя своего же будущего становиться еще более влиятельной и мощной.
Однако и российской власти порой не хватает эффективности, решительности, настойчивости в проведении собственной политики, в реализации насущных программ в экономике, безопасности, информационной сфере и некоторых других, в отстаивании долгосрочных интересов российского общества.
События на Украине показали опасность пренебрежения интересами своего народа, его благополучием в угоду зарубежным влиятельным силам. Кризис обнажил профессиональные и общечеловеческие особенности украинских чиновников, журналистов, художников, преподавателей, то есть всех, кто призван формировать смыслы нации, воспитывать человеколюбие, заботиться о порядке на улицах, в учреждениях, а главное – в головах.
О том, как повели бы себя российские политические и общественные лидеры, чиновники, предприниматели, юристы, руководители СМИ, правоохранительных органов, производства в кризисной ситуации, рассуждать не имеет смысла, хотя бы потому, что развитие событий по украинскому сценарию в российских условиях вряд ли возможно. Такого рода беспорядки могли бы обернуться катастрофой не только для страны, но и для мира.
А вот прилагать максимум усилий для того, чтобы люди в России при любых условиях в помыслах и делах оставались патриотами и ответственными друг перед другом – необходимо.
УРОКИ ПОБЕДЫ
Россия не раз оказывалась в тяжелом положении, перед необходимостью непростого выбора, перед лицом смертельной опасности. Но если государство проявляло решительность и активность, общество – единство и сплоченность, большая часть граждан страны – патриотический подъем, Россия выходила победителем даже, казалось бы, в безвыходных ситуациях.
Тучи периодически сгущаются над страной и ее народом и в новом веке. Решения и действия Москвы, связанные с позицией России по украинскому кризису, подвергаются жесткой критике со стороны США, Евросоюза, некоторых других стран, разделяющих позиции Вашингтона. Политики, захватившие власть в Киеве, поддерживаемые западными политиками (а иногда и вопреки их советам), встали на путь ультиматумов и открытого шантажа российского руководства. Создается впечатление, что главные действующие лица киевской власти совершенно потеряли чувство меры, что главная их цель – эскалация напряженности, втягивание в конфликт самых крупных и мощных субъектов мировой политики.
Так или иначе, российскому руководству приходится принимать решения в крайне непростой обстановке. И не просто принимать, а непременно добиваться успеха. В противном случае власть будет терять международный авторитет, доверие общества, политическую инициативу на фоне обострения противоречий и роста проблем.
Безусловно, масштаб и большой объем задач требует огромных сил, преодоления многочисленных препятствий. Но бывало и труднее. Сложность задач, опасность ситуации, необходимость напряжения всех сил страны во время Великой Отечественной войны были многократно выше, чем сегодня. Однако советское руководство проявило волю и настойчивость, советский народ был полон решимости победить любой ценой, отстоять независимость, право жить по своим планам и законам. Люди на фронте и в тылу, в окопах и штабах вели себя ответственно, самоотверженно, творчески, отдавая все силы борьбе с врагом. Поэтому страна одержала заслуженную справедливую Победу.
Это самый важный урок для нынешней России. Чтобы победить, нужно твердо верить в победу и делать все для ее достижения. Урок еще и в том, что главные резервы страны нужно искать в своем обществе, в своей собственной истории, в достижениях предыдущих поколений, в единстве, творческой активности, самоотверженности, стойкости – нынешних. Следование этому уроку и достижение очередного успеха тоже становятся важными уроками для страны.
В 2014 году политическая власть России, поддержанная обществом, проявила твердость, творческую активность, решительность и последовательность в реакции на волеизъявление населения Крыма и Севастополя о воссоединении полуострова и города с Россией. И пусть противники такого свершения подыскивают обвинения в адрес Москвы, российское руководство действовало в соответствии с международным законодательством, в интересах многих миллионов людей. Решительность России сделала счастливыми миллионы людей в Крыму, предотвратила беды и трагедии, подобные тем, что обрушились на жителей Донецкой и Луганской областей, Одессы, Харькова.
Давление на Россию извне неуклонно возрастает, приобретая различные формы: от санкций против отдельных политиков до открытых провокаций с применением вооруженных сил. Выстоять и победить в этой обстановке возможно и необходимо. Главная трудность заключается в решимости преодолевать проблемы, в твердости намерений и целеустремленности их решения, в следовании принципам справедливости и законности при их реализации, в способности привлечь к достижению целей все общество.
События в мире дают основания предполагать, что трудности в развитии российского общества в ближайшее время будут расти. Но чем решительнее и активнее страна будет их преодолевать, тем больше шансов на успех, на самоуважение, на отстаивание своих ценностей. И, возможно, самое важные условия успеха, победы над трудностями – ясное понимание обществом и властью своих стратегических целей, тактических задач по их достижению и принципиальное единство.
От этого зависит будущее страны. А основная ответственность за консолидацию общества и организацию его движения к четким, понятным и принятым большинством граждан России целям лежит на политической власти страны. Ей нужно помогать в решении общесоциальных вопросов, ее нужно поддерживать, когда на нее давят антиобщественные силы, с ней нужно быть заодно в решении ключевых российских проблем.
И вовремя подсказывать ей тоже нужно.
Сергей Сергеевич Антюшин – доктор философских наук, полковник запаса.