В предвоенные десятилетия инженерное оборудование Западного театра военных действий занимало важное место в системе мероприятий по подготовке страны и ее Вооруженных Сил к отражению агрессии.
В теоретических разработках и практической деятельности большое значение придавалось строительству укрепленных районов (УР). В соответствии с теоретическими взглядами и реальными экономическими возможностями страны укрепрайоны возводились на важнейших операционных направлениях, ведущих вглубь советской территории.
Строительство укрепрайонов было осуществлено в три этапа. С 1928 по 1937 год вдоль западных границ Советского Союза с Финляндией, Эстонией, Латвией, Польшей и Румынией было построено 13 укрепленных районов: Карельский, Кингисеппский, Псковский, Полоцкий, Минский, Мозырьский, Коростенский, Новоград-Волынский, Летичевский, Могилев-Ямпольский, Рыбницкий и Тираспольский. Киевский Укрепленный район был возведен в 250 км от границы.
Созданные укрепрайоны имели протяженность от 50 до 140 км, обоими или одним из флангов примыкали к крупным естественным преградам. Основу УРов составляли артиллерийские и пулеметные железобетонные сооружения. Возводились пункты управления, узлы связи, склады, электростанции.
В 1938 – 1939 гг. на западной границе дополнительно было начато строительство еще 8 укрепленных районов: Островского, Себежского, Слуцкого, Шепетовского, Изяславского, Старо-Константиновского, Остропольского и Каменец-Подольского.
В 1939 – 1940 гг. в результате присоединения Западной Белоруссии и Западной Украины, Бессарабии и Северной Буковины к советской Белоруссии, Украине и Молдавии, а также вхождения в состав Советского Союза Литвы, Латвии и Эстонии Государственная граница СССР была отодвинута на запад на 250 – 300 км. Граница с Финляндией на Карельском перешейке также была перенесена за линию Выборг – Кексгольм.
В условиях все более усложнявшейся международной обстановки в 1940 – 1941 гг. вновь развернулось строительство укрепленных районов. С лета 1940 года на новой западной границе началось строительство 11 укрепленных районов: Кексгольмского, Выборгского, Тольшайского, Шяуляйского, Каунасского, Гродненского, Брестского, Владимир-Волынского, Струмиловского, Рава-Русского, Осовецкого, Замбровского, Невельского, Верхнее-Прутского и Нижне-Прутского. Помимо того велись рекогносцировочные работы по созданию Дунайского, Одесского и Черновицкого укрепрайонов.
Строительству и оборудованию УРов в последние предвоенные годы уделялось самое пристальное внимание политического и военного руководства страны. Так, в феврале – марте 1941 года Главный военный совет Рабоче-Крестьянской Красной Армии дважды обсуждал вопрос о быстрейшем завершении строительства новых УРов и их вооружении. 16 июня 1941 года ЦК ВКП(б), СНК СССР приняли специальное постановление «Об ускорении приведения в боевую готовность укрепленных районов».
Для возведения укреплений на западных границах было сформировано 84 строительных батальона, 25 отдельных строительных рот и 17 автомобильных батальонов. С весны 1941 года к этим работам были привлечены 201 инженерный и саперный батальон приграничных и внутренних округов. Всего на строительство оборонительных сооружений ежедневно работало в укрепленных районах Прибалтийского округа около 58 тыс. человек, Западного – почти 35 тыс. и Киевского – 43 тыс. человек.
Однако, несмотря на масштабы и высокую интенсивность строительства УРов, вследствие ряда причин они не сыграли той роли, которая определялась оперативно-стратегическими планами органов военного руководства страны.
Строительства УРов на западных границах осуществлялось путем механического переноса опыта советско-финляндской войны, без учета особенностей театра военных действии, времени года, различия в организации, оснащении и тактике действий финской и немецкой армии. Характер местности не всегда способствовал созданию глубокоэшелонированных укреплений.
Планирование и строительство укреплений велось также без учета наличия материальных средств и возможностей промышленности. Несмотря на то, что только в первом квартале 1941 года на создание долговременных огневых сооружений было израсходовано до 30% продукции всех мощностей страны по производству цемента, а также других материалов, к началу войны строительство приграничных УРов было далеко от завершения. План строительства фортификационных сооружений был выполнен не более чем на 25%. К этому моменту удалось построить 2500 железобетонных сооружений, из них около 1000 были вооружены орудиями, остальные станковыми пулеметами. В целом западная граница Советского Союза была прикрыта подготовленными долговременными рубежами только на 17%.
Ошибки, допущенные центральными и окружными органами военного руководства, имели негативные последствия. Строительство долговременных сооружений и работа по полевому усилению УРов на многих участках проводились в непосредственной близости от границы. Бетонированные точки и дзоты первой позиции просматривались с немецких наблюдательных пунктов.
Расположение укрепленных районов и районов дислокации войск, во многих местах не обеспечивало в случае внезапного нападения противника своевременного занятия укреплений не только полевыми войсками, но и специальными частями, которые были дислоцированы в укрепленных районах.
Директивой от 8 апреля 1941 года Генеральный штаб потребовал законсервировать большую часть УРов вдоль старой государственной границы. Вооружение должно было быть складировано и частично передано для установки в новых полевых укреплениях. Не подготовив новые укрепрайоны, ликвидировали фортификационные сооружения на старой государственной границе, что явилось глубоким нарушением принципа поддержания постоянной боевой готовности Вооруженных Сил.
Таким образом, укрепрайоны двух линий в боевом и мобилизационном отношении не были готовы к отражению агрессии, что и определило в целом неподготовленность к началу войны Западного театра военных действий.
Полковник Г. Цобехия
Военный университет МО РФ
Комментарий НА "Допущенные ошибки имели негативные последствия"