Война может иметь хорошие последствия у дикарей, способствуя отбору наиболее сильных и стойких, но на цивилизованные народы влияние ее обыкновенно самое пагубное: она ведет к взаимоистреблению самых лучших и самых храбрых.
Альфред Фулье
Все самые трагические страницы истории российского народа связаны с войнами. Война и общая беда сближала всех. Исключением в этом не составила и Первая мировая война, которая заставила представителей всех сословий принять посильное участие в помощи фронту. Патриотический подъем не миновал и русских военных священников. В то время изданный специальный документ Святейшего синода священникам запрещал поступать в армию не на духовные должности. Русские военные священники не принимали участия непосредственно в боевых действиях. Но, несмотря на запрет многие из них с крестом в руках водили в атаки «свои» полки, с риском для жизни причащали раненных на поле боя, совершали богослужения под вражеским огнем. Сегодня мы расскажем о герое Первой мировой войны, флотском священнике отце Антоний, (звали его Василием Смирновым). Во все времена существования Русской Православной Церкви ее важнейшей миссией было служение национальным интересам Отечества. Именно она содействовала государственному объединению разрозненных славянских племен в единую державу, а позднее оказала решающее влияние на процесс сохранения национального единства Русской земли, целостности и общности живущих на ней народов.
Становление и совершенствование структуры военного духовенства связано с реформами Петра I. Так, в «Воинском уставе» 1716 года впервые появилась глава «О священнослужителях», которая определяла правовое положение священников в армии, их обязанности и основные формы деятельности. А в Морском уставе 1720 года говорилось: «В корабельном флоте на каждом корабле иметь по одному иеромонаху». В Уставе был определен порядок организации богослужений на кораблях, и предусматривались определенные наказания за его нарушения. Но обязанности по организации богослужений возлагались не на корабельного священника, а на командира, который «по вся утры и вечеры на собственном корабле либо кораблях имеет Господу Богу молиться».
В XX веке к началу Первой мировой войны их число на кораблях сократилось до семи человек. Одним, из тех, кто остался служить на флоте был отец Антоний. Согласно Морскому уставу, корабельный священник должен был ежедневно совершать молитвы и богослужения в походной церкви. По боевому расписанию священник определялся в помощь к врачу и должен был находиться в его каюте, оборудованной под операционную. Священник исполнял обязанности медбрата, для этого он проходил на флоте десятидневные курсы. На некоторых кораблях священник при необходимости исполнял и обязанности подносчика снарядов в орудийном расчете. В обязанности священника также входило обучение матросов грамоте, забота о состоянии корабельной библиотеки, извещение родственников об обстоятельствах смерти умершего или погибшего матроса и организация материальной помощи осиротевшим семьям моряков.
Отцу Антоний служить выпало на минном заградителе «Прут». Экипаж корабля состоял из 9 офицеров, 1 военного чиновника и 296 матросов. Корабль был вооружен восемью 47-миллиметровым и двумя 37-миллиметровыми орудиями, тремя пулеметами, но его главным оружием были мины. Полный минный запас составлял 900 штук. Кораблем командовал опытный флотский офицер, капитан 2-го ранга Георгий Александрович Быков. 16 октября 1914 года корабль возвращался с боевого задания. Как вдруг недалеко от Херсонеса на его пути оказались германский линкор «Гебен» и турецкие эсминцы «Самсун» и «Тасоз». «Прут» попробовал отвернуть в сторону, но вражеские корабли полным ходом шли на перехват. Стало понятно, избежать встречи с противником не удастся. Вскоре на «Гебене» взвился сигнал «Предлагаю сдаться». Преимущество было явно не на стороне русских. Капитан «Прута» Быков, командующий кораблем, приказал открыть кингстоны и затопить корабль.
«Прут» не должен достаться врагу! Противник открыл шквальный огонь, в это время команда «Прута» спускалась на воду. И, только один человек не хотел покидать корабль – отец Антоний. Матросы настойчиво уговаривали его сесть в шлюпку, но он был категоричен. Шлюпок мало, говорил отец, я свое пожил, спасайтесь сами! Антоний облачился в ризу, в руках его был крест и Евангелие. Стоя на нижней ступеньке трапа пылающего корабля, он благословлял матросов и офицеров. В около 9.00 «Прут» встал практически вертикально. На мачте развевался Андреевский флаг. В морскую пучину корабль погрузился непобежденным.
Отец Антоний был посмертно награжден высшей военной наградой Российской империи орденом Святого Георгия IV степени. Он стал первым, из 13 священнослужителей, удостоившихся столь высокой награды во время Первой Мировой войны.
Габриэль Цобехия
Александра Герасимова
Военный университет МО РФ
Литература:
- В. Бондаренко Герои Первой мировой «Молодая гвардия» М.: 2013.
- И. Ростунова История Первой мировой войны М.: «Наука» 1975.
- Военная история «Воениздат» М.: 1984.
Комментарий НА "ОН БЫЛ ПЕРВЫМ ИЗ ТРИНАДЦАТИ"