СОВЕРШАЛИ ПОДВИГИ

Отечественная история нашей страны богата примерами, когда в критические минуты появление на поле боя священника с крестом в руках поднимало дух солдат, преображало полки и способствовало победе. Сила религиозного влияния в русской армии увеличивалась еще и тем, что чувство христианской веры было глубоко укоренено в нашем народе, наших воинах, а также тем психологическим обстоятельством, что религиозный эффект был тем сильнее, чем ближе человек к смерти.

В истории нашего отечества сохранились имена священнослужителей, особо отличившихся в боях и походах. Героизм русских людей при отражении нашествий врага был массовым. Но даже на этом фоне не затерялись, не поблекли те деяния, которые совершили русские священники в годы борьбы с завоевателями.

В архивах хранятся имена и описание подвигов военных священников, кто ради победы над неприятелем жертвовал своей жизнью. Безоружные, держа в руках только крест, шли они впереди воинов в самую гущу сечи.

Мужественным человеком показал себя священник Рижского драгунского полка Трофим Златковский. В сражении с французами под городом Полоцк он получил сильную контузию. Едва оправившись, сразу же вернулся в полк и оставался в нем до конца войны с Наполеоном.

Интересна и поучительна история жизни священника 19-го егерского полка Василия Васильковского. Впервые он отличился в бою под Витебском. Когда егеря вступили в бой, то Васильковский по велению сердца находился в боевых порядках и благословлял полк крестом. В разгар боя в самом жарком огне он находился среди воинов, поощряя и воодушевляя сражавшихся, напутствуя раненых. даже получив тяжелую рану, он продолжал оставаться на поле боя. Неожиданно неприятельская пуля попала в крест, висевши на груди Васильковского. Крест погнулся, но спас жизнь отцу Василию, который был вынужден отправиться в госпиталь.

Свой второй подвиг священник совершил в бою под Малоярославцем. Вновь жестокий бой с французами, город семь раз переходил из рук в руки. После боя командир 6-го корпуса генерал Дохтуров докладывал фельдмаршалу Кутузову, что священник Васильковский в этом бою находился с крестом в руках впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Отечество. Находясь в боевых порядках полка он был ранен в голову. За свой подвиг Васильковский был награжден орденом Святого Георгия. Это был первый случай награждения таким орденом военного священника. Ранения и контузия дали себя знать. В конце 1813 года Васильковский скончался. Весь полк оплакивал мужественного воина-пастыря.

Многие представители военного и морского духовенства показали себя людьми мужественными и преданными долгу. Так, ордена Святого Георгия был удостоен священник Топольского пехотного полка отец Иов Каминский. Во время войны с турками в 1829 году в полном облачении он благословлял воинов, затем вместе сними переправился через Дунай и с крестом в руках вступил на неприятельский вал, где был тяжело ранен.

В 1854 году священник Могилевского полка Иоанн Матвеевич Пятибоков своим личным примером укрепил мужество однополчан, дрогнувших во время штурма турецкой батарей на Дунае. Во время обороны Севастополя в ночь на 11 марта 1855 года иеромонах Ионникий Савинов, когда французы начали теснить наши полки, вышел вперед и стал громко петь молитвы, призывая солдат идти вперед. Неприятель был опрокинут.

В обороне Севастополя особо отличился военный протоиерей Михаил Стефанович Альбов. Отец Михаил принимал участие во всех боях вместе с Углицким егерским полком. Во время обстрела города он безотлучно находился на бастионах, исполняя свои пастырские обязанности. Военные подвиги отца Михаила были отмечены одной из самых высоких наград духовенства – золотым наперсным крестом. За годы службы он был награжден орденом Святой Анны 2-й степени с мечами, Святого Владимира 4-й степени с мечами, Святого Владимира 3-й степени с мечами.

Судовой священник иеромонах отец Антоний награжден орденом Святого Георгия 4-й степени (посмертно).

16 октября 1914 года у мыса Херсонес минный заградитель «Прут» принял неравный бой с германским линейным крейсером «Гебен». Получив многочисленные пробоины, с разрешения командующего флотом, экипаж покинул корабль. Судовой священник отец Антоний во время боя находился, как того и требовал устав, «при болящих и раненых».

Спасшимся на кругах и в шлюпках морякам открылась страшная картина: среди пламени и дыма на кренящейся палубе, уходящего под воду корабля стоял высокий седой, в полном облачении семидесятилетний батюшка. Он закончил исповедь умирающих и намеревался разделить их участь. Широким крестным знамением пастырь осенил качающиеся на воде шлюпки, затем искореженную сталь вокруг себя…

Священник 11-го стрелкового полка отец Щербаковский в сражениях по Ялу 18 апреля 1904 года, после того как были убиты все командиры, с крестом в руках в полном облачении поднял в атаку остатки полка, которые отбили сопку и дали возможность двум дивизиям выйти из окружения. Израненный, он не покинул поля боя и был взят в плен. Японцы, узнавшие о его подвиге, с почестями вернули Щербаковского на Родину.

По неполным данным, за годы первой мировой войны военным священникам были вручены 227 золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте, 85 орденов Святого Владимира 3-й степени с мечами, 203 ордена Святого Владимира 4-й степени с мечами, 304 ордена святой Анны 2-й степени с мечами, 239 орденов святой анны 3-й степени с мечами.

Священники в частях занимались воспитанием. Конечно, в первую очередь религиозным, но вместе с тем многое делали для формирования нравственного облика солдат и офицеров. Вот только один пример – отрывок из проповеди полкового священника отца Василия Ермоловича перед увольняемыми в запас солдатами: «Вспомните, какими вы пришли сюда и какими уходите. Не в обиду вам сказать – сюда вы пришли неуклюжими, мешковатыми, неразвитыми, многие неграмотными, с дикими нравами и необузданной волей, а теперь? Теперь вы выглядите молодцами, какая у вас важнецкая выправка, сердце радуется, глядя на вас: вы сделались более развитыми, смышлеными, расторопными, многие грамотными…».

Помимо чисто религиозных обрядов военные священники, их помощники, а также командиры подразделений с рядовыми солдатами и младшими командирами проводили военно-нравственные беседы. Для этого издавалась специальная литература. Одна из таких книг была издана в 1908 году в Одессе. Написана она была подполковником Федоровым Л.М. и называлась так: «Военно-нравственные беседы с нижними чинами».

Таким образом, исторический опыт свидетельствует о том, что Русская православная Церковь и военное духовенство вносили существенный вклад в духовно-нравственное воспитание воинов. Вместе с командирами и начальствующим составом армии они решали важные задачи формирования вооруженного защитника Отечества. При этом особо следует подчеркнуть, что придавая первостепенное значение воспитанию у воинов веры в Бога, церковь и военное духовенство важное место отводили формированию у личного состава патриотического сознания, верности воинскому долгу, присяге, готовности к самопожертвованию во имя победы над врагом.

Полковник Габриэль Цобехия

Курсант Виктория Пилия

 Военный университет МОРФ