70 лет назад, спустя два с небольшим месяца после подписания капитуляции Германии (17 июля — 2 сентября) лидеры СССР, США и Великобритании встретились вновь в Потсдаме. Председатель СНК СССР И.В. Сталина, президента США Г. Трумэна, премьер-министра Великобритании У. Черчилля, которого 28 июля заменил новый премьер-министр К. Эттли. В ходе этой конференции была рассмотрена проблема послевоенного устройства и развития Европы. Окончание войны в Европе, разгром и капитуляция фашистской Германии со всей остротой поставили перед великими державами — СССР, США и Англией — ряд сложных внешнеполитических проблем. Необходимо было срочно согласовать их позиции в отношении побежденной Германии в области политики, экономики, решить вопрос о германо-польской границе.
17 июля около 5 часов после полудня в тенистый тихий парк дворца Цецилиенхоф огласился шумом моторов и скрежетом тормозов: участники Потсдамской конференции съезжались на первое пленарное заседание. Англичане прибыли раньше всех. Через несколько минут прибыла группа Трумэна, вслед за ней подъехали машины с Советской делегацией.
В переговорах незримо присутствовал и новый фактор: накануне конференции американцы испытали атомное взрывное устройство. В день прибытия американской делегации в Берлин рано утром в США успешно прошли первые испытания атомного оружия — взорвана первая атомная бомба. 21 июля, ознакомившись с подробным отчетом об этих испытаниях в Аламогордо, Трумен собрал совещание высших военных чинов, находившихся в Потсдаме: адмиралов Леги, Кинга, генералов Маршалла, Арнольда и Эйзенхауэра, для обсуждения всего одного вопроса — использовать ли бомбу против Японии? Ответ был единодушно положительный.
После одного из совещаний Г. Трумен, отозвав Сталина в сторонку, проинформировал его о том, что в США создано новейшее оружие огромной разрушительной силы. К его глубокому разочарованию и изумлению, Сталин воспринял эту новость спокойно, и никакой ожидаемой реакции не последовало. У. Черчилль, внимательно наблюдавший в это время за Сталиным, решил, что он «не понял значения, сделанного ему сообщения». В действительности же Сталин не подал виду, что понял. Маршал Г. К. Жуков, также находившийся в Потсдаме, вспоминает: «Вернувшись с заседания, И. В. Сталин в моем присутствии рассказал Молотову о состоявшемся разговоре с Трумэном.
Молотов тут же сказал: — Цену себе набивает.
Сталин рассмеялся: — Пусть набивает. Надо будет сегодня же переговорить с Берия об ускорении нашей работы».
Пройдет немного времени — и американская атомная монополия будет ликвидирована нашей страной. Но это будет завтра, а пока сегодня навязать нашей делегации свою волю на Потсдамской конференции США и Великобритании не удалось.
Центральное место в переговорах заняла германская проблема. Было принято решение о полном разоружении и демилитаризации Германии, упразднении всех ее вооруженных сил, СС, СА, СД и гестапо, ликвидации военной промышленности. В то же время предусматривалась реконструкция политической жизни Германии на демократической основе. На конференции происходило немало острых споров по многим вопросам, но в целом в итоге дискуссии и обмена мнениями были приняты важные позитивные решения. Разногласия возникли при обсуждении вопроса о репарациях. Однако СССР и США удалось выработать компромиссное решение, в соответствии с которым Советский Союз получал репарации из своей зоны оккупации и за счет германских вложений за границей (а также дополнительно 25% промышленного оборудования из западных зон). По вопросу о польско-германской границе было принято предложение Сталина (граница по Одеру — Нейсе), хотя Черчилль решительно выступал против расширения Польши на запад. К Польше отходили также Данциг (Гданьск) и большая часть Восточной Пруссии. Кенигсберг (с 1946 Калининград) с прилегающим к нему районом передавался СССР. Серьезные трения возникли при обсуждении темы мирного урегулирования с некоторыми бывшими союзниками Германии
В Потсдаме, как известно, СССР подтвердил свою готовность вступить в войну против Японии. Декларация США, Великобритании и Китая, принятая в Потсдаме, потребовала от Японии безоговорочной капитуляции. Однако премьер-министр Японии Т. Судзуки заявил, что его страна игнорирует эту Декларацию. Это дало США формальный повод применить против Японии атомное оружие.
Для Советского союза треть встреча руководителей трех держав антигитлеровской коалиции имело особое значение. В основе Советской дипломатии была та же линия, которую Советский Союз проводил на протяжении всей своей истории. Трехсторонние соглашения, заключенные на конференциях глав правительств и на других международных форумах в годы совместных боевых действий, отражали интересы каждой из сторон. Разумеется, западные державы и тогда имели свои взгляды, как на конкретные проблемы ведения войны, так и на послевоенное устройство. Но в условиях продолжавшейся борьбы против общего врага не было иной альтернативы, кроме достижения согласованной позиции, приемлемой для всех участников переговоров. Все это требовало немалых усилий, готовности пойти на разумный компромисс. Важное значение имело и то, что во главе правительства США стоял в военные годы такой реалистически мыслящий политик, как Рузвельт. Своей трезвой позицией он, не в пример Черчиллю не раз способствовал принятию, в конечном счете, разумного решения по самым острым вопросам.
Важнейшими политическим итогом практики сотрудничества держав антигитлеровской коалиции как раз было то, что многие западные деятели, прежде всего американские, продемонстрировали готовность сотрудничества с советской стороной во время войны и в послевоенный период на равноправной основе. В какой мере был готов к такому решающему повороты Черчилль — вопрос особый. Но он, так или иначе, оказался вынужденным поддерживать важнейшие положения этой политики.
Президент Рузвельт и его единомышленники приложили немало усилий к тому, чтобы еще до окончания войны заложить основу политического и экономического послевоенного сотрудничества. Но сменившееся в Вашингтоне руководство начало поворачивать руль американской политики в другую сторону. Положительное решение, которое, в конечном счете, приняла Потсдамская конференция, были достигнуты, прежде всего, благодаря упорной борьбе советской дипломатии. Новое американское руководство не решилось порвать тогда с практикой военного сотрудничества, видимо потому, что чувствовало себя еще не совсем уверенно: новая администрация пришла к власти лишь за несколько месяцев до Потсдамской конференции.
Решения Потсдамской конференции имели неоднозначные последствия. С одной стороны, был произведен раздел сфер влияния между СССР и западными державами, с другой — конференция подвела черту под шестилетним периодом мировой войны. Хотя антигитлеровская коалиция доживала последние дни, и обозначились скрытые трещины в отношениях между ее участниками, в Потсдаме три державы смогли прийти к согласию по многим вопросам послевоенного устройства. Однако в дальнейшем сотрудничество этих держав уступило место «холодной войне».
В официальном сообщении об итогах встречи говорилось, что конференция «укрепила связи между тремя правительствами и расширило рамки их сотрудничества и понимания». Было заявлено, что правительство и народы трех держав — участников конференции — «вместе с другими объединенными нациями обеспечат создание справедливого и прочного мира».
Максим Трушников
Василий Заплатин
Военный университет МО РФ
Литература:
- Великая Отечественная война. Вопросы и ответы. М., 1990.
- Великая Отечественная война: Энциклопедический словарь. М., 1979.
- Бережков В.М. «Страницы дипломатической истории». М.: 1987.4. Вторая мировая война. (Итоги и уроки). М.: «Воениздат», 1985.5. Из истории Великой Отечественной войны Советского Союза и второй мировой войны. Желтиков И.С., Озерский И.З., М.: «Просвещение», 1979.
Комментарий НА "Трещины в отношениях между союзниками"