Отражение смыслов


Внешнее «второе Я» человека неотделимо от него.
Люди, которые нас окружают, не только похожи на нас – это не удивительно, каждый из нас – человек, и уже поэтому мы соотносимся друг с другом, находим в себе подобных общее, объединяющее нас. Реальность сложнее, но она вполне естественна: мы отражаемся в окружающих нас людях.
Сходство, мера тождества двух или нескольких различных систем, с одной стороны, и отражение, определенной степени повторение одних систем и процессов в других – с другой, вероятно, можно сравнивать. Результатом наблюдения, с одной стороны, двух похожих систем (вещей, процессов, явлений) и, с другой стороны, двух систем, связанных отношением отражения может стать мнение, что ситуации равнозначные или близки к равнозначности. Эти ситуации легко спутать, если не интересоваться их сущностью, если не понимать, что от этих и подобных им знаний, возможно, зависит наше собственное отношение к действительности и, в конечном итоге, характер социальных отношений, а значит и качество бытия.
Схожесть – это результат подобия или общности истоков возникновения, условий существования, порядка становления и воспроизводства объектов (явлений, систем, организмов, индивидов и т.д.). Люди схожи в силу очень близких по значениям физиологических, психических, мировоззренческих характеристик, этнических, гендерных, возрастных, конфессиональных, политических, экономических, статусных и других особенностей. Черты, взгляды, пристрастия, ценности, темпераменты и другие особенности разных людей нередко выглядят со стороны весьма похожими или даже одинаковыми, хотя абсолютно одинаковыми они в действительности не могут быть. И этот результат, скорее, статичный.
Отражение – явление всеобщее для Вселенной и необходимое. Это результат динамичный, зависящий от характера взаимодействия материальных объектов и порождаемых ими полей, скорости и траекторий их перемещения, их внутренней активности.
Между людьми ними возникают отношения, которые в самом общем плане называют социальными. Связи в обществе образуют, если даже в чем-то и похожие, но, разные члены общества – индивиды, обладающие сознанием, для каждого из которых реальность делится на две значительные части: его самого и всю остальнуюдействительность. В социуме взаимодействуют разновеликие, очень многим отличающиеся друг от друга люди, чьи интересы зачастую пересекаются, вступают в противоречие, а иногда и порождают конфликт (не редкость даже между близкими людьми). Члены общества – своеобразные полюса, между которыми возможны самые невероятные отношения.
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» – известные слова Ф.И.Тютчева. Действительно, в человеческих душах, в общественном сознании отзывается любое слово, любое действие, любое устремление. В рамках общественных отношений в людях, их поведении, мыслях, а иногда и внешности отражаются не только мощные и яркие социальные импульсы, достижения науки, талантливые произведения искусства, улавливающие чаяния людей идеологические системы. Гораздо менее масштабные и мощные проявления активности отдельного человека не проходят бесследно ни для общества, ни для самого этого человека.
Своим отношением к себе, к товарищам, к труду, к родному краю, к природе, к общественным ценностям, работой своего интеллекта, реализацией своих талантов человек порождает в обществе сложную совокупность ответных реакций. Особенности поведения человека, его пристрастия, проявления характера, чуткость к людям отражаются в отношении к нему и близких людей, и случайно встретившихся. Не остаются без внимания и черствость, цинизм, лень, безответственность.
Конечно, общество в разных своих формах, на различных стадиях своего развития, на разных уровнях социальной жизни, в неодинаковых условиях отражает человеческую сущность по-разному. Представления о прекрасном и даже этические правила могут меняться в разных социальных (социально-исторических, культурно-исторических) условиях.
Близкие люди отражают особенности человека более отчетливо, ярко, хотя и не всегда точно. Дети копируют родителей, младшие в семье – старших. Старшие, напротив, нередко чувствительны к новым нравам и увлечениям младших, а иногда – к их требованиям. Самые близкие люди могут восхищаться и незначительными проявлениями способностей своих самых близких родственников. Но и недостатки человека, его (не обязательно значительные) промахи самые близкие люди нередко ощущают острее других и реагируют на эти промахи болезненнее тех, кто с этим человеком общается мало или вовсе его не знает.
Но и незнакомая аудитория – от специально собравшихся, например, на публичную лекцию, концерт, конференцию, до случайных попутчиков в транспорте, покупателей в супермаркете или просто прохожих – отражает поведение человека. Одна реакция людей на грубость, другая – на эпатаж, третья – на вежливость, четвертая – на самоотверженность…
Мы можем смотреться в людей. Только не сразу и не всегда это понимаем.
Человек отражается в отдельных людях, в обществе, каким бы незначительным, неуловимым такое отражение не казалось во многих случаях. Например, для большинства непубличных, занимающих относительно (именно относительно; потому что, на самом деле, все ответственные созидающие законопослушные люди важны чрезвычайно) скромную социальную нишу членов общества.
Как чистота, гладкость, цвет, мера искривления и другие параметры отражающей поверхности влияют на полноту и адекватность отражения света, так и на отражение людей в других людях и в обществе влияют и индивидуальные человеческие характеристики, свойства, так и особенности государственного устройства, экономических отношений, традиции, национальные ценности и многое другое.
Наконец, и земная природа, и вся Вселенная отражают различные модусы человеческой активности.
Бабочка вспорхнула, прыгнул в кусты испуганный заяц, плеснул хвостом ускользающий карп … трава помялась, береза покрылась шрамами собирателей сока, в парке появилась кормушка для птиц, белок …
Ничего не проходит бесследно.
Вероятно, и до достижения человеком социальной стадии своего бытия – в любом случае в период вне- или доисторической жизни – первобытного ли сурового выживания, райского ли безоблачного благоденствия, либо еще какой-то формы, отличной от привычной, зафиксированной в современном общественном опыте – действительность всегда была отражением человека, как и человек всегда был отражением действительности.
Без этого внешнего множественного «второго (третьего, …тридцать третьего, …) Я»», возможно, нет и самого отражаемого человека, неповторимого индивида, яркой личности.
Человек может получить и эффект двойного отражения, если и сам реагирует на свое отражение вовне. А может наблюдать этот бесконечный процесс со стороны, насколько хватит времени, сил, совести, ответственности, порядочности.
Наконец, многим людям доступно фиксировать результаты наблюдения и отражать их в научных работах, стихах, новеллах и романах, в музыке самых разных форматов …

Сергей Антюшин