Размышления обозревателя
Думаю, что любой непредвзятый и интересующийся историей обитатель постсоветского пространства, имеющий за плечами крепкое среднее образование (не говоря уже о высшем гуманитарном), внимательно ознакомившись с сегодняшними учебниками украинских государственных школ, придет в легкое замешательство, быстро переходящее в оторопь. Там соседствуют удивительные вещи: вместе с рассказом о том, как древние украинцы (уже тогда обретшие национальное самосознание) охотились на мамонтов, присутствуют утверждения, что уже на кирпичах древних церквей Х века н.э. обнаруживался нынешний украинский герб в виде трезубца. Утверждением, не подлежащим сомнению, считается, и то, что на землях древней Украины уже за 5000 лет (!) до нашей эры существовало некое государство скифов, чьи очертания на карте подозрительно точно совпадают с нынешними границами Украины. О скифах сообщается, что они «были свободолюбивыми и воинственными кочевниками», но кочевали почему-то строго в пределах нынешних украинских границ (такое впечатление, что тогдашние обитатели Украины жили как бы в вакууме, не общаясь со своими соседями). Некоторые украинские «историки» идут дальше, утверждая, что на территории современной Украины еще до киммерийцев и скифов находились поселения т.н. укров, а Украина является колыбелью европейской культуры.
Укры и казаки
Кто же такие укры, о которых не упоминает ни одна древняя летопись, ни один древнегреческий или римский историк? По мнению, украинских авторов В. Демьянова и А. Андреева, выпустивших двухтомный исторический труд «Величие Дулибии Рось. Суренж (Тайны Волынской земли)», укры – это некий могучий и неизвестный нам древний народ, пришедший с Балтийского Поморья и расселившийся на территории нынешней Украины. Они заявляют: «укры – это специфическая группа людей, древняя каста, интеллектуальная верхушка древнего общества, носители высоких духовных знаний. Это одаренные от Бога люди с чрезвычайной развитой собственной энергетикой… Это носители очень древнего духовного мировоззрения, которое они распространяли тысячелетиями на огромных просторах Евразии!». И от них естественно, по версии Демьянова и Андреева, и произошли нынешние украинцы…
Бесполезно искать в учебниках для средней школы, таких авторов как « Швидько Г.К. Історія України ХVІ-ХVІІІ століття. Підручник для 8 класу середніх загальноосвітніх навчальних закладів. К.: Генеза, 2003. Затверджено Міністерством освіти і науки України» и «Історія України 8 клас, Гісем О.В., Мартинюк О.О.» и в других пособиях упоминаний о том, что VII в. на территориях современной европейской части России, Украины и Беларуси возникли многочисленные княжества обитавших там славянских племен полян, древлян, северян, дулебов, уличей, тиверцев и других, а в 882 году в Киеве было образовано централизованное славянское государство — Киевская Русь. По версии авторов многих учебников — Киевская Русь это некая «Княжа Русь-Украина», при этом подчеркивается, что само слово «Русь» архаичное и не прижилось уже тогда! Те из авторов, кто еще не принял на веру бредовую теорию «укров», пытаются отделить нынешних украинцев от других славянских народов другим способом – утверждают, что современные украинцы происходят от полян, тогда как русские и белорусы — от кривичей. Следовательно, мы не братья, и не какие не родственники. Эта «правда некой» о национальной «особенности України» вдалбливается в умы школьников с настойчивостью, достойной лучшего применения, уже с четвертого-пятого классов.
Но самые фантастические страницы «украинской истории» начинают изучаться в старших классах с раздела «Казацкая Украина». Школьники узнают, что «с конца XV до конца XVIII в. продолжался на нашей земле период, который называют казацким. Как много значит он в истории Украины свидетельствует тот факт, что нас, украинцев, и сегодня зовут в мире казацким народом». По версии украинских историков, Запорожская Сечь являлась «высшей формой украинской государственности, прямой военной демократией на землях Дикого Поля, где казаки строили многочисленные города». При этом никаких документальных свидетельств или следов существования этой «Запорожской республики» и казацких городов ни в одном европейском источнике почему-то не обнаруживается.
А кто такие сами казаки, по версии авторов украинских учебников? «Не только бесстрашие и смелость были присущи этим людям, но и глубокие знания современной военной техники. Они имели даже подводный флот и регулярно обменивались военным опытом с европейскими офицерами, которые часто приезжали в Запорожскую Сечь». «Идеалами казачества стали свобода, равенство и братство», — пишут авторы учебника. Этот лозунг украинские казаки, видимо, воплотили в жизнь задолго до Великой французской революции и опередили вольнодумных французских мыслителей. В украинских учебниках проводиться мысль, что «весь XVI и начало XVII века казацкое войско Запорожской республики, обладавшее высокой и организованностью, провело в военных и морских (!) походах против турок и татар» и часто выигрывало сражения благодаря высокому техническому оснащению и дисциплине и тем самым спасло Европу.
Вот раздел украинского учебника истории для 9-го класса под редакцией Ф. Турченко и В. Мороко относящийся к Отечественной войне 1812 года. Авторы пишут: «Как один из регионов Российской империи Украина в 1812 году была втянута в русско-французскую войну. А один из параграфов называется: «Преследование противника украинскими полками». Еще один «учебник», теперь уже для 10-го класса. Цитирую: «Украинский народ- второй по численности среди славянских (после москалей), четвертый среди великих европейских народов (после немцев, москалей и британцев)». Почему министерство образования Украины одобрило учебник, где пренебрежительное прозвище фигурирует в качестве официального названия народа? Только потому, что там сидят убежденные русофобы, воспитывающие свое подрастающее поколение в духе неприязни к братскому русскому народу. Другого объяснения нет.
Однако отличительной чертой всей этой, пространной «украинской исторической легенды», освещаемой в учебниках для подрастающего поколения, является то, что все крупные успехи «украинского государства» так и остались «во временах укров, скифов и казаков». Все беды и проблемы Украины, по версии ее нынешних национальных историков, начались с середины XVII века, когда блистательное Казацкое государство завоевали и поделили между собой Польша и Россия, а его юг захватили турки…. И с тех пор украинцы жили под жестоким национальным гнетом панской Польши, царской России и тоталитарного Советского государства, который прервался лишь 24 августа 1991 года, когда с распадом СССР была провозглашена независимость Украины. Вот так.
Киевская Русь – не Украина!
К истории, как науке, эти и многие другие факты «новой украинской истории», о которых за дефицитом журнального пространства не упоминаю, не имеют никакого отношения. Многие из них, безусловно, существовали и до ее появления, но в советский период, признавались крайне опасными с точки зрения межнациональных отношений — таковыми они и сегодня, на мой взгляд, остаются. Поскольку льют воду на мельницу национальной розни, русофобии и искусственного превознесения достоинств (как действительных, так и мнимых) одной нации над другой. А это уже другая ответственность. Уголовная.
История, в узком ее смысле — это наука, изучающая источники, документы, свидетельства о прошлом с целью установить последовательность событий, раскрыть исторический процесс, его объективность и сделать выводы о причинах и следствиях событий. В этом смысле, еще раз повторяю, сложившаяся за 23 года украинская историческая легенда к истории никакого отношения не имеет. Это — политический заказ на оболванивание своей нации в духе национализма и шовинизма.
Давайте, опираясь на факты и подтвержденные исторические источники, разберемся, когда появилось Украина как государство, кто такие украинцы, как и когда появились запорожские казаки, чем они занимались и что такое Запорожская Сечь. Я не собираюсь проводить подробный исторический экскурс, всякий заинтересованный и стремящийся к знаниям читатель сможет сделать это сам, покопавшись в исторической (только, боже упаси, не в современной украинской!) литературе, но на основных вехах остановлюсь.
Начнем со слова «украина», коль оно до зуда в одном месте беспокоит современных националистических украинских историков и политиков. Они почему-то считают его очень обидным, ибо наотрез отказываются от общепринятого морфо- и топонимического истолкования, как «окраинная земля». Никакой Даль им тут не авторитет. Отсюда и бредовая теория укров – неизвестно откуда появившегося пранарода нынешних украинцев. Укр — отсюда и Украина, ребенку ясно! И как удобно – ведь укры никакого отношения к росам не имеют! Значит – врозь!
На самом деле слово «украина» в старорусском языке употреблялось для обозначения порубежной земли, пограничья, области за которой простиралась ничейная земля, в данном случае это были южные земли, именуемые «Диким полем». Термин «украина» появился не теперь, его впервые можно найти в летописях, датированных 1187 годом, где он употреблялся для обозначения окраинных земель, с которыми граничила Киевская Русь. Затем слово трансформировалось в полном соответствии с законами языка в название собственное – Украина. И ничего в этом обидного или ущемляющего национальное сознание я, хоть убейте, не вижу. Моя, например, фамилия — Коломнин — также происходит от понятий «окраина», «околица», того, что «около», «рядом», – ничего обидного!
Согласно летописям и археологическим раскопкам известно, что в начале VII в. до н. э. в степях Причерноморья появились кочевые племена, получившие общее название скифов. В одной из книг Ветхого Завета можно найти такое упоминание: «Вот идет народ из страны северной, держит в руках лук и копье; они жестоки и немилосердны…». Но никаких централизованных государств у кочевников-скифов не было. Нет этому исторических свидетельств. Но такие образования были у греков, которые в V в. до н.э. создали на побережье Черного моря несколько государств-колоний (Ольвия, Тира, Херсонес, Пантикапей), а в Крыму некоторое время существовало Боспорское царство. В 339 году до н.э. армия Филиппа Македонского, отца Александра Великого, разбила войска скифов и начался закат их культуры.
Со II в. до н.э. по II в. н.э. степи Причерноморья постепенно заселили сарматы. Они пришли с нижнего Поволжья, и как все кочевые народности не были единым племенем, а представляли собой родственные племена, часто воевавшие не только с соседями, но и друг с другом. И опять никакого централизованного государства. Затем, почти на целое тысячелетие эти степи становятся владением тюркских народов, пришедших с востока. На начало VII н.э. века приходится пик расселения здесь славянских племен (полян, древлян, северян, дулебов, уличей, тиверцев и др.) которые поселились на берегах Днепра и со временем начали создавать славянские княжества. Впоследствии их начали называть «русичами» или «росами» — об этом есть немало исторических хроник. Никаких «укров» не было. В 882 г . в результате объединения восточнославянских племен, древним культурным центром которых было Среднее Приднепровье во главе с Киевом образовалось централизованное государство — Киевская Русь. 882 — год достаточно условный, взятый из летописи: процесс образования такого государства был растянут на столетия. Киевская Русь охватывала огромную территорию — от Таманского полуострова на юге и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. За время существования Киевской Руси, и этому есть масса документальных, археологических и архивных свидетельств, восточнославянские племена постепенно сложились в древнерусскую народность, ставшую впоследствии основой для формирования трех народов — русского, украинского и белорусского. Киевская Русь положила начало государственности у восточных славян, объединение которых в пределах единого Древнерусского государства способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию. Это факт, как бы он не оспаривался украинскими «историками».
Казаки и Запорожская Сечь
Коль скоро украинские учителя вдалбливают в головы молодых людей понятие «процветающего казацкого государства», я остановлюсь на понятии «казак». То, о чем пишут украинские учебники про казацкое войско мифической Запорожской республики, якобы обладавшее высокой организованностью и технической оснащенностью, никакого отношения к служивым российских иррегулярных казацких формирований XIX-XX вв. не имеет. В сегодняшнем понимании казак — это член Донского, Терского, Кубанского или других казачьих войск, существовавших в то время, представитель особого казачьего сословия, которое охраняло границы российской империи и за это имело значительные льготы от российского государя: земли, автономию в управлении, освобождение от налогов и податей и пр. Помимо несения службы по охране границ империи во время войны казаки призывались в состав действующей русской армии.
Вместе с тем, в русском быту слово «казак» широко использовалось и в значении «свободный, никому не подчиняющийся человек», а также — «бандит», «разбойник». Вот к такому широкому спектру понятий и можно отнести казаков Запорожской Сечи. Некоторые российские (не украинские, естественно) филологи утверждают, что слово «казак» — тюркского происхождения — так эти племена называли свободных, никому не принадлежащих людей. Первые славянские казаки появились, видимо, в конце XV в., основную их часть составляли беглые украинские и русские крестьяне. Но были в их рядах и горожане, попадались даже безземельные или лишенные наследства дворяне, ищущие денег и приключений. Они, кстати чаще других становились предводителями, которых называли атаманами. Казацкая вольница была интернациональной – в казаки шли и поляки, и белорусы, и даже татары. Уходя в «Дикое поле» они, неизбежно саморганизовывались в т. н. «ватаги» (происходит от старопольского или татарского, есть разные версии). Ватага — это артель, компания, сообщество для совместной работы или, например, разбойничья ватага, что тоже очень даже соответствует. И, естественно, они выбирали себе главаря — атамана. Этой «артели» нужно было есть, пить, одеваться, покупать оружие, поэтому на ранней стадии своего развития казачество, прямо нужно сказать, было просто шайкой разбойников — ведь военная добыча составляла основную часть казацкого дохода.
Но с другой стороны, убегая от своих хозяев, гнета и притеснений и основывая поселения в «Диком поле», казаки вторгались в сферу влияния воинственных татар, которым это было не по вкусу. Начинались стычки и драки за земли и влияние. Для защиты от татар и нападения на них казаки строили укрепленные лагеря, которые называли сечи. Русские в лесах для защиты от татар строили засеки (сравните «сечь» и «засека» — похожие слова). В каждой такой сечи постоянно находился небольшой отряд – так закладывались основы будущей пограничной службы казаков.
В 1552 году польско-литовский шляхтич Вишневецкий смог объединить большинство разрозненных казацких ватаг и построил на стратегически выгодно расположенном острове Малая Хортица, что за днепровскими порогами, укрепленный форт. Таким образом, и возникла знаменитая Запорожская Сечь. Отсюда казаки активно беспокоили татар, совершали походы в поисках добычи. Они нападали с Днепра или с Черного моря – у казаков имелись целые флотилии, состоящие из нескольких десятков длинных, узких лодок, в каждой из которых могло поместиться до 60 вооруженных человек – их называли «чайками». Дрались казаки отважно и отчаянно, по смелости и находчивости превосходили многих. Чаще всего казаки нападали на татарские и турецкие укрепления на Черноморском побережье. Крупнейшего размаха казацкие рейды против турок достигли между 1600-1620 гг. В 1606 году отряды из Запорожской Сечи напали и полностью разграбили Варну — сильнейшую турецкую крепость на побережье.
После окончательного вхождения Украины в состав Российской империи в XVIII в. центральная власть стала брать казачьи формирования под контроль, потребовала от них преданности и службы. Естественно это часто шло вразрез с вольным образом жизни казаков и приводило к восстаниям, самые крупные из которых — Разина, Булавина и Пугачева. После подавления этих восстаний на деятельность казацких образований часто налагались ограничения. Так, после восстания Булавина Донское войско было официально лишено автономии. Возникали конфликты и между запорожскими казаками и царским центральным правительством, осваивающим земли Таврии. Казаки неоднократно громили колонии сербских поселенцев в Таврии из-за земельных споров. Екатерина II, памятуя о поддержке восстания Булавина со стороны украинского гетмана Мазепы, опасалась поддержки восстания Пугачева со стороны запорожцев, приказала расформировать Запорожское войско и окончательно упразднить гетманское управление, что и было исполнено. После подавления восстания Пугачева в 1775 году Яицкое казачье войско было переименовано в Уральское и лишено остатков автономии. Были расформированы Волжское и Запорожское казачьи войска.
Имена многих атаманов и гетманов Запорожской Сечи вошли в украинскую и российскую летописи. Это Северин Наливайко, Петро Сагайдачный, Михайло Дорошенко, но самым известным стал Богдан Хмельницкий, которому суждено было войти в историю украинско-российских отношений.
В составе Российской империи
Запорожское казачество славилось своей вольностью и независимостью. Но ему приходилось трудно в условиях соседства с мощным и обширным польско-литовским государством — Речью Посполитой, которая подчинила себе большинство земель современных Украины и Беларуси. Главенство в Речи Посполитой играли поляки, исповедовавшие католицизм, в то время как казаки были православными, что обостряло эту вражду. В 1648 году Богдана Хмельницкого выбирают гетманом и он возглавил войну казаков с польской армией, под лозунгами борьбы за православную веру и создания украинского государства. Война поначалу шла успешно: войска гетмана освободили от поляков все земли левого берега Днепра и Киев. Но в 1648 г . умер польский король Владислав, его на престоле сменил более деятельный король Ян-Казимир. Поляки собрали силы и начали гнать казаков, возвращая себе утерянные земли. Ко всему прочему Хмельницкого покинули и его временные союзники — крымские татары, которые подписали союз с Речью Посполитой. Положение запорожцев стало тяжелым.
Хмельницкий был умным политиком и решил найти мощного союзника в борьбе за независимость. Самой подходящей кандидатурой на роль покровителя был православный московский царь. 18 января 1654 года Хмельницкий созвал Раду казацких старшин, на которой было принято окончательное решение о переходе Украины «под руку» московского царя. Сохранились многочисленные документальные свидетельства, в том числе и письма Б. Хмельницкого в Москву, которые свидетельствуют о добровольности и продуманности этого шага. В 1686 г . был подписан «Трактат о вечном мире между Россией и Польшей», который официально закрепил присоединение Украины к России. Войдя в состав России, Украина не добилась ни независимости, ни государственности, но не потеряла своей религии, обычаев и традиций. Строго говоря, в составе Российской империи не было ни одного народа, включая и русских, которые имели бы свою государственность — все земли были разделены по территориальному признаку — на губернии.
Но, если посмотреть на нынешние границы Украины, то можно легко увидеть, что большинство ее теперешних территориальных приобретений были достигнуты в период «жестокого русского самодержавия», в период нахождения в составе Российской империи! (см. карту 1, исторические границы Украины в XVII в. и современные). Теперь на Украине, говоря о временах русской императрицы Екатерины II, предпочитают сетовать о разгроме ей Запорожской Сечи и введении на Украине крепостного права. Это действительно так. Однако никто почему-то не вспоминает, что именно в результате русско-турецких войн XVIII в. к России отошли и были заселены преимущественно украинцами бывшие земли «Дикого поля», которые получили название – Новороссия. В этот период были основаны крупнейшие города современного Юга Украины – Елисаветград ( 1775 г ., ныне Кировоград) Екатеринослав ( 1776 г ., ныне Днепропетровск), Херсон (1778), Николаев (1789), Одесса (1794). А в 1812 году опять же усилиями русской армии была присоединена Бессарабия, в состав которой входил Буджак – это часть нынешней украинской Одесской области в междуречье Прута и Днестра.
Кроме того, по результатам второго и третьего разделов Польши в 1793-1795 годах к России отошла Правобережная Украина и Волынь. Это ныне украинские самостийные земли. Русское самодержавие, и прежде всего Екатерина II сделали для теперешней Украины то, чего не смогли сделать никакие гетманы и атаманы. Скажу больше – они даже мечтать о таких границах Украины не смели. Во время войны казаков Запорожской Сечи с Речью Посполитой Б. Хмельницкий никак не претендовал на южные земли – там, где сейчас Крым и Донбасс. Это были области «Дикого поля» — владения Крымского хана, который на тот момент был союзником Хмельницкого. Так что современным киевским властям следовало бы Екатерине II памятник поставить. Но…
В составе СССР
Кстати о памятниках. После антиконституционного переворота в Киеве и отстранения от власти законного президента Януковича, верховная Рада Украины начала в пожарном порядке штамповать законы и постановления. Среди них есть один интереснейший документ, подписанный и.о. президента А.В. Турчиновым.
Называется он ни больше, ни меньше «О преодолении последствий советской оккупации Украины». В нем, в частности сказано: «С целью окончательного преодоления негативных последствий советской оккупации Украины и тоталитарной политики бывшего Советского Союза, установления исторической и социальной справедливости, консолидации украинского народа Верховная Рада Украины постановляет: Признать недопустимым установление и сохранение памятников лицам, причастным к советской оккупации Украины, создание коммунистического тоталитарного режима, к организации и осуществлению голодоморов и политических репрессий в Украине, и присвоение населенным пунктам, проспектам, улицам, площадям, переулкам, паркам, скверам в населенных пунктах Украины, названия, связанные с именами таких лиц».
Документ был принят к действию, на середину апреля 2014 г . по всей Украине было снесено около 20 памятников В.И. Ленину, другим советским деятелям, досталось и никакого отношения к советскому периоду, не имеющему великому российскому полководцу М.И. Кутузову, бюст которого варварски снесли во Львове.
Не стану распространяться на тему, что снос любых исторических памятников – дело неблагодарное и неблагородное, это ясно. И что «голодомор» — явление отнюдь не исключительно украинское, от голода умерли и сотни тысяч русских крестьян. Но любой трезвомыслящий и не одурманенный националистической бандеровской пропагандой житель самостийной Украины, в принципе, должен понимать, что обретением своей государственности Украина как раз и обязана Ленину и большевикам. Именно в составе СССР Украина обрела государственность: получила соответствующие атрибуты власти, возможности развивать язык, национальную культуру, стала членом ООН и других международных организаций. Согласен, с ограничениями, обусловленными советской системой. Но в таких, же условиях находились и другие народы, проживавшие на территории СССР: и русский, и белорусский, и казахский и т.д.
Интересно и другое. Если всерьез заниматься «преодолением последствий советской оккупации Украины», то нынешним украинским властям нужно, прежде всего, поставить на повестку дня вопрос возврате России территорий бывшей Донецко-Криворожской республики, провозглашенной в Харькове 12 февраля 1918 (см. карту 2). Она объединяла территорию Донецкого и Криворожского бассейна (Херсонская губерния), Харьковской и Екатеринославской губернии и входила в состав РСФСР. Эти территории никогда не входили в состав Украинской Народной Республики, провозглашенной в 1917 г . и просуществовавшей до 1920 г ., преемницей которой и провозгласили в 1991 году нынешнюю Украину. Именно эти территории и были впоследствии переданы В.И. Лениным в состав УССР и сегодня сходят в состав Украины.
Но на этом территориальные приобретения Украины в советский период не закончились (см. карты 3 и 4). Согласно пакту Молотова-Риббенторпа, СССР в сентябре 1939 года присоединил территории Западной Украины, захваченные ранее Польшей. Сейчас постфактум многие осуждают И.Сталина за агрессию против Польши, обвиняют «в сотрудничестве» с Гитлером, объявляют пакт Молотова-Риббентропа «сговором против независимых народов и государств», но, почему-то, никто не предлагает сделать из этого юридические выводы. А выводы состоят в том, что нынешним властям в Киеве, принимающим постановления «О преодолении последствий советской оккупации Украины», следует немедленно вернуть Польше территорию Галичины, Волыни и части Подолии.
Если быть до конца объективным, то территория «крупнейшего государства Европы — Украины» (ее территория составляет почти 604 тыс. км2, в то время как площадь Франции – всего 547 тыс. км2) была сформирована в основном Екатериной II и И. Сталиным, а государственность в ее теперешних границах, она получила из рук того же В. И. Ленина. Так что люди, принимающие законы «О преодолении последствий советской оккупации Украины» должны быть готовы к пересмотру границ Украины в пользу других жертв «советской оккупации». Готовы ли они на это?
Об этом школьникам в украинских учебниках не говорят. Ющенки, кучмы, тимошенки, кравчуки 23 года занимались оболваниванием своего народа, особенно молодежи и нужно сказать это им удалось. Многие в России удивляются — откуда вылезли толпы майдановцев-националистов, отъявленных русофобов и почему обычные киевляне в лучшем случае ведут себя по отношению к ним нейтрально. Ответ очевиден: выросло новое поколение, которое впитало в себя «новую украинскую историю», которая преподается в самостийных школах. В ней нет ни слова о том, что во время Великой Отечественной войны на стороне немецкой армии воевали более 220 тысяч украинцев, из которых были сформированы дивизия СС «Галичина», карательные батальоны СС «Нахтигаль», «Роланд» и другие. И про боевиков ОУН-УПА, которые стреляли в спину бойцам Красной армии, освобождавшим Украину, не пишут. А чего стоит утверждение украинских историков, растиражированных в учебниках средних школ, что УПА под руководством Степана Бандеры к 1943 году «освободила от немцев большинство городов Украины»? Хорошо хоть школьников Крыма удалось спасти от этого невыученного урока истории Украины, но как быть с остальными?
Сергей Коломнин